ВКР |
Государство и фирма: способы взаимодействия
Деятельность современной фирмы проходит в экономической системе, в которой одним из главных субъектов является государство. Государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, регулирует отдельные аспекты функционирования производящих и потребляющих субъектов экономики, оказывает поддержку или устраняет те или иные сферы деятельности индивидов и институтов экономической системы. Взаимодействие государства и фирмы в условиях современной развитой экономики происходит в различных формах и областях деятельности фирм.
Главной областью влияния государства на деятельность фирмы является отраслевая политика правительства, которая выражается в виде проведения антимонопольной политики: стимулирования предпринимательства, развития конкурентных начал, регулирования или дерегулирования отдельных отраслей промышленности.
Цели и методы антимонопольной политики
Объектами воздействия антимонопольной политики служат как отдельные фирмы или ассоциации фирм, так и отрасли в целом.
Суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации ее побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных рынках. Рассмотрим подробнее концепции, определяющие основные цели антимонопольной политики государства.
1. Стремление к экономической эффективности
Согласно данной концепции, конкуренция (или любая другая эффективная рыночная структура) не есть благо само по себе, но лишь способ достижения экономической эффективности общества с учетом статической эффективности аллокация ресурсов и динамического межвременного выбора всех экономических агентов. Конкуренция рассматривается как средство создания среды, благоприятной для снижения издержек производства, создания новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и организации, развития НИОКР, технического прогресса и инноваций. При выработке отраслевой конкурентной политики от государства требуется учет краткосрочных и долгосрочных последствий его воздействия на экономику.
2. Оптимизация поведения экономических агентов
Данная цель исходит из того, что поиски конкуренции - это процесс, а не результат. То есть не следует опираться на застывшие структуры рынка для увеличения общего благосостояния. Конкурентный процесс позволяет фирмам использовать свою частную информацию и организовывать дело для получения прибыли и обеспечения собственного роста - позволяет им самостоятельно оптимизировать свое поведение. Очевидно, что глобальное долгосрочное равновесие в экономике не может быть достигнуто с помощью государства, так как рынки находятся в процессе постоянной эволюции. Причинами несовершенства рынков являются: наличие частной информации (которой располагают только фирмы), внешние шоки (воздействие которых на экономическую систему невозможно предугадать) и отдельные непредвиденные инновации (которые могут изменить направления развития производства самым непредсказуемым образом). Отраслевая политика должна только создавать условия, благоприятные для конкуренции: свобода входа/выхода с рынка, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами, что в конечном счете и приведет фирмы к оптимальному, с точки зрения экономики в целом, поведению.
3. Улучшение функционирования общества в целом
Отраслевая политика правительства в данном случае должна преследовать интересы всего общества, к которым относятся:
- защита национальной промышленности;
- помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях;
- развитие регионов;
- защита занятости;
- стимулирование фирм-лидеров;
- защита от иностранного капитала;
- развитие мелкого и среднего бизнеса;
- защита интересов потребителей;
- установление правил добросовестной конкуренции.
В тех случаях, когда несовершенство рыночных структур приходит в противоречие с конкурентной политикой государства, приоритет должен отдаваться общественным интересам, даже если в краткосрочном периоде отраслевая политика может вести к возникновению рыночной власти отдельных фирм.
Основные методы
Выделяют два типа методов антимонопольной политики:
- прямой метод включает меры, устраняющие, ограничивающие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке;
- косвенный метод использует финансово-кредитные меры предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.
Исследуем подробнее, каким образом общие цели антимонопольной политики реализуются в практике воздействия на несовершенства поведения экономических субъектов, главными из которых являются антиконкурентная деятельность фирм и естественная монополия.
Политика в защиту конкуренции
Свободная конкуренция, права и интересы потребителей выступают объектами защиты антимонопольной политики. В свете этого деятельность фирм, препятствующая конкуренции или ограничивающая ее, а также направленная на приобретение преимуществ, которые могут быть использованы во вред другим субъектам рынка, носит название недобросовестной конкуренции и считается незаконной.
Незаконное поведение фирм
Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относятся следующие действия.
-
Фиксирование продажных цен:
тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка.
-
Ценовая дискриминация:
продажа (или покупка) различных единиц товара или услуги по ценам, разница в которых напрямую не соответствует различиям в стоимости поставляемого товара.
-
Ограничения покупки:
запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом.
-
Ограничения продажи:
запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем.
-
Взаимосвязанные продажи:
продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы.
-
Недобросовестная реклама:
акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которых на самом деле у него может и не быть.
-
Недобросовестная маркировка товара:
оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи.
-
Вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции:
давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.