Опубликован: 08.02.2012 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 7:

Бизнес-план инвестиционного проекта

< Лекция 6 || Лекция 7 || Лекция 8 >
Аннотация: Рассмотрены структура и содержание бизнес-плана инвестиционного проекта.

Цель лекции: научиться составлять бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план – это документ, в котором обосновывается целесообразность реализации проекта. Бизнес-план представляет собой информационный ресурс, который может быть ориентирован на потенциальных инвесторов или деловых партнеров либо использоваться руководством предприятия для целей планирования. Информация, содержащаяся в бизнес-плане, позволяет потенциальному инвестору или другому субъекту инвестиционной деятельности ознакомиться с условиями осуществления проекта и принять решение о целесообразности своего участия в нем. Бизнес-план, составленный для внутреннего пользования, позволяет руководству предприятия и его собственникам правильно оценить целесообразность осуществления инвестиционного проекта, проведя детальный анализ затрат и результатов, которые получит предприятие "с проектом" и "без проекта". Бизнес-план должен давать наглядное представление о структуре проекта: в нем должны быть отражены и поставленная задача, и набор ресурсов, который послужит средством для ее решения, и ожидаемый результат (цель проекта) [ 8 ] .

Цели составления бизнес-плана:

  • Оценка рыночной конъюнктуры.
  • Планирование работы предприятия.
  • Разработка стратегии и тактики менеджмента.
  • Демонстрация проекта потенциальным инвесторам.
  • Привлечение заемного капитала.

Структура бизнес-плана:

  1. Резюме – краткая информация о проекте:
    • Наименование и краткая характеристика проекта.
    • Форма собственности, организационно-правовая форма.
    • Реквизиты предприятия.
    • Данные руководителя проекта.
    • Цели проекта.
    • Показатели эффективности.
  2. Основной текст:
    • Описание предприятия
      • Полное наименование предприятия.
      • Реквизиты.
      • Учредители.
      • История предприятия.
      • Руководство предприятия.
      • Место на отраслевом и региональном рынке.
      • Цели и задачи предприятия.
    • Описание продукции
      • Основные характеристики продукта.
      • Потребители (целевая аудитория).
      • Потребительские свойства продукта.
      • Отличия от продукции конкурентов.
      • Информация о патентах, лицензиях и т.п.
      • Степень разработанности продукта на момент составления бизнес-плана (идея / опытный образец / налаженное производство).
      • Контроль качества.
      • Гарантийное и послегарантийное обслуживание.
    • Маркетинговые исследования
      • Информация о рынке, на который ориентировано предприятие (объем спроса и предложения, входной барьер, средняя прибыльность, тенденции развития рынка).
      • Информация о конкурентах (доля на рынке, цены, стратегия продвижения продукта, характеристики продукции).
    • План продвижения продукта
      • Целевая аудитория (потенциальные потребители).
      • План рекламных мероприятий (виды рекламы).
      • Методы и каналы сбыта.
      • Ценовая стратегия.
      • Затраты на маркетинг.
      • Сервисное и гарантийное обслуживание.
      • Связи с общественностью.
    • Информация о производстве
      • Технология (достоинства данной технологии, причины ее выбора).
      • Описание основных технологических процессов.
      • Перечень технологического оборудования.
      • Смета затрат на проектирование и строительство объекта, на приобретение и монтаж технологического оборудования, а также на плановые ремонты.
      • Сырье и материалы (потребность в них, поставщики, динамика цен).
      • Перечень необходимых документов для производства (лицензии, разрешения, согласования и т.д.).
      • Техника безопасности.
      • Потребность в инженерных коммуникациях.
      • Потребность в энергии на технологические цели, доступность источников энергии.
      • Возможности совершенствования технологии производства.
    • Трудовые ресурсы
      • Потребность в трудовых ресурсах (количество работников, требуемая квалификация).
      • Анализ рынка труда по каждой требуемой кадровой позиции.
      • Система оплаты труда, затраты на заработную плату.
      • Социальное обеспечение работников.
      • Обучение работников.
      • Обеспечение условий труда.
    • Организационная структура предприятия (подразделения предприятия, особенности каждого подразделения, взаимодействие между подразделениями).
  3. Финансовый план
    • Оценка общественной значимости проекта.
    • Оценка общественной эффективности проекта (только для общественно значимых проектов).
    • Оценка коммерческой эффективности проекта в целом.
    • Оценка финансовой реализуемости проекта.
    • Оценка эффективности проекта для каждого заинтересованного участника отдельно.
  4. Риски проекта
    • Перечень рисков по проекту.
    • Количественная оценка риска.
    • Мероприятия по снижению риска.
  5. Экологичность проекта
    • Географическое расположение объектов.
    • Влияние строительства объекта на состояние окружающей природной среды.
    • Влияние технологического процесса на состояние окружающей природной среды.
    • Меры по снижению размера вреда, наносимого окружающей природной среде.
    • Экологическая политика предприятия.
  6. Приложения (спецификации продукции, прайс-листы, результаты маркетинговых исследований, каталоги, резюме руководителей проекта, заключения экспертов и др.).

Чтобы бизнес-план способствовал достижению цели (привлекал инвестора, кредитора, партнеров), он должен соответствовать ряду требований:

  1. Объем бизнес-плана — порядка 30 страниц.
  2. Точность оценок. Затраты и результаты проекта должны быть просчитаны с максимальной точностью, недопустимы "приблизительные" и "предположительные" значения.
  3. Исходные данные должны быть подкреплены ссылками на источник этих данных (заключения экспертов, документацию, результаты исследований).
  4. Информация о проекте должна быть достоверной и непредвзятой [ 9 ] .

Краткие итоги:

  1. Бизнес-план составляется для привлечения инвесторов, кредиторов, а также для целей планирования.
  2. Бизнес-план включает в себя подробную информацию о маркетинговой, финансовой, технологической, кадровой, экологической составляющих проекта.
  3. Бизнес-план должен соответствовать определенным требованиям.

Упражнения:

Разработать бизнес-план инвестиционного проекта:

  • Открытия ателье.
  • Строительства завода по производству кирпича.
  • Открытия аптеки.
  • Открытия кофейни.

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:

  1. Роль бизнес-планирования в эффективной хозяйственной деятельности предприятия.
  2. Мировая практика бизнес-планирования.
< Лекция 6 || Лекция 7 || Лекция 8 >
Роман Капитунов
Роман Капитунов
Добрый день! По какой причине в таблице 6.7. Оценка эффективности проекта для акционера не учтен эффект от продажи акций?
Елена Караваева
Елена Караваева
по стоимости обучения
Олег Торгашев
Олег Торгашев
Россия
Владимир Нестеренко
Владимир Нестеренко
Россия, Норильск, Норильский индустриальный институт, 1992