Добрый день! По какой причине в таблице 6.7. Оценка эффективности проекта для акционера не учтен эффект от продажи акций? |
Бизнес-план инвестиционного проекта
Цель лекции: научиться составлять бизнес-план инвестиционного проекта.
Бизнес-план – это документ, в котором обосновывается целесообразность реализации проекта. Бизнес-план представляет собой информационный ресурс, который может быть ориентирован на потенциальных инвесторов или деловых партнеров либо использоваться руководством предприятия для целей планирования. Информация, содержащаяся в бизнес-плане, позволяет потенциальному инвестору или другому субъекту инвестиционной деятельности ознакомиться с условиями осуществления проекта и принять решение о целесообразности своего участия в нем. Бизнес-план, составленный для внутреннего пользования, позволяет руководству предприятия и его собственникам правильно оценить целесообразность осуществления инвестиционного проекта, проведя детальный анализ затрат и результатов, которые получит предприятие "с проектом" и "без проекта". Бизнес-план должен давать наглядное представление о структуре проекта: в нем должны быть отражены и поставленная задача, и набор ресурсов, который послужит средством для ее решения, и ожидаемый результат (цель проекта) [ 8 ] .
Цели составления бизнес-плана:
- Оценка рыночной конъюнктуры.
- Планирование работы предприятия.
- Разработка стратегии и тактики менеджмента.
- Демонстрация проекта потенциальным инвесторам.
- Привлечение заемного капитала.
Структура бизнес-плана:
- Резюме – краткая информация о проекте:
- Основной текст:
- Описание предприятия
- Описание продукции
- Основные характеристики продукта.
- Потребители (целевая аудитория).
- Потребительские свойства продукта.
- Отличия от продукции конкурентов.
- Информация о патентах, лицензиях и т.п.
- Степень разработанности продукта на момент составления бизнес-плана (идея / опытный образец / налаженное производство).
- Контроль качества.
- Гарантийное и послегарантийное обслуживание.
- Маркетинговые исследования
- Информация о рынке, на который ориентировано предприятие (объем спроса и предложения, входной барьер, средняя прибыльность, тенденции развития рынка).
- Информация о конкурентах (доля на рынке, цены, стратегия продвижения продукта, характеристики продукции).
- План продвижения продукта
- Целевая аудитория (потенциальные потребители).
- План рекламных мероприятий (виды рекламы).
- Методы и каналы сбыта.
- Ценовая стратегия.
- Затраты на маркетинг.
- Сервисное и гарантийное обслуживание.
- Связи с общественностью.
- Информация о производстве
- Технология (достоинства данной технологии, причины ее выбора).
- Описание основных технологических процессов.
- Перечень технологического оборудования.
- Смета затрат на проектирование и строительство объекта, на приобретение и монтаж технологического оборудования, а также на плановые ремонты.
- Сырье и материалы (потребность в них, поставщики, динамика цен).
- Перечень необходимых документов для производства (лицензии, разрешения, согласования и т.д.).
- Техника безопасности.
- Потребность в инженерных коммуникациях.
- Потребность в энергии на технологические цели, доступность источников энергии.
- Возможности совершенствования технологии производства.
- Трудовые ресурсы
- Потребность в трудовых ресурсах (количество работников, требуемая квалификация).
- Анализ рынка труда по каждой требуемой кадровой позиции.
- Система оплаты труда, затраты на заработную плату.
- Социальное обеспечение работников.
- Обучение работников.
- Обеспечение условий труда.
- Организационная структура предприятия (подразделения предприятия, особенности каждого подразделения, взаимодействие между подразделениями).
- Финансовый план
- Оценка общественной значимости проекта.
- Оценка общественной эффективности проекта (только для общественно значимых проектов).
- Оценка коммерческой эффективности проекта в целом.
- Оценка финансовой реализуемости проекта.
- Оценка эффективности проекта для каждого заинтересованного участника отдельно.
- Риски проекта
- Экологичность проекта
- Приложения (спецификации продукции, прайс-листы, результаты маркетинговых исследований, каталоги, резюме руководителей проекта, заключения экспертов и др.).
Чтобы бизнес-план способствовал достижению цели (привлекал инвестора, кредитора, партнеров), он должен соответствовать ряду требований:
- Объем бизнес-плана — порядка 30 страниц.
- Точность оценок. Затраты и результаты проекта должны быть просчитаны с максимальной точностью, недопустимы "приблизительные" и "предположительные" значения.
- Исходные данные должны быть подкреплены ссылками на источник этих данных (заключения экспертов, документацию, результаты исследований).
- Информация о проекте должна быть достоверной и непредвзятой [ 9 ] .
Краткие итоги:
- Бизнес-план составляется для привлечения инвесторов, кредиторов, а также для целей планирования.
- Бизнес-план включает в себя подробную информацию о маркетинговой, финансовой, технологической, кадровой, экологической составляющих проекта.
- Бизнес-план должен соответствовать определенным требованиям.
Упражнения:
Разработать бизнес-план инвестиционного проекта:
- Открытия ателье.
- Строительства завода по производству кирпича.
- Открытия аптеки.
- Открытия кофейни.
Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:
- Роль бизнес-планирования в эффективной хозяйственной деятельности предприятия.
- Мировая практика бизнес-планирования.