Опубликован: 17.05.2012 | Уровень: для всех | Доступ: свободно
Лекция 8:

Планирование Внедрения. Управление изменениями, активами и конфигурациями в рамках Внедрения

< Лекция 7 || Лекция 8: 123 || Лекция 9 >
Аннотация: Процессы и деятельности в рамках этапа Внедрения услуг: цель, входы и выходы, основные деятельности и ключевые показатели эффективности. В лекции рассматриваются следующие процессы: Планирование и поддержка Внедрения. Управление изменениями, Управление активами и конфигурациями.

В ближайших лекциях мы рассмотрим процессы, которые составляют основу этапа Внедрения услуг. Процессы, деятельности в их рамках и взаимосвязи показаны на рис. 8.1.

Процессы в рамках Внедрения

увеличить изображение
Рис. 8.1. Процессы в рамках Внедрения

Некоторые из представленных процессов выходят за рамки этапа Внедрения. Тем не менее, они рассматриваются в публикации "ITILv3. Service Transition", так как лежат в основе Внедрения. Далее мы рассмотрим цели, охват, деятельности и другие параметры и составляющие процессов, представленным на рис. 8.1.

8.1. Планирование и поддержка Внедрения

Основные цели Планирования и поддержки Внедрения:

  1. планирование ресурсов и мощностей, необходимых для комплектования, сборки, тестирования, публикации, развертывания и вывода новых или измененных услуг в промышленную эксплуатацию;
  2. предоставление поддержки для персонала в рамках Внедрения;
  3. планирование изменений, необходимых для эффективного управления активами заказчиков, активами услуг и конфигурациями;
  4. ведение отчетности обо всех проблемах, рисках и расхождениях перед заинтересованными сторонами и теми, кто ответственен за принятие решений;
  5. координация проектов, поставщиков и контрактов, поддерживающих услуги.

Планирование и поддержка Внедрения включает в себя:

  1. учет операционных требований и требований проектирования в планах Внедрения;
  2. управление деятельностями в рамках Внедрения;
  3. управление процессами, рисками и расхождениями в рамках Внедрения;
  4. качественный пересмотр планов Внедрения, развертывания и релиза услуг;
  5. взаимодействие с заказчиками, пользователями и другими заинтересованными сторонами в вопросах, касающихся внедрения;
  6. мониторинг и улучшение производительности Внедрения как процесса.

Внедрение требует внимательного подхода и последовательных действий. Первое, что необходимо определить - Стратегия Внедрения. Она определяет общий подход организации к внедрению и должна рассматривать следующее:

  • цели Внедрения;
  • контекст внедрения (заказчики, договора и т.п.);
  • охват - то, что входит и не входит в рамки Внедрения;
  • применяемые стандарты, соглашения, требования регуляторов и контрактов;
  • организации и инвесторы, вовлеченные во Внедрение;
  • структура Внедрения:
    • применяемые политики, процессы и практики;
    • роли и ответственности;
    • распределение ресурсов в рамках Внедрения;
    • формирование требований к подготовке и обучению;
    • механизм авторизации для доступа к релизам и изменениям;
    • использование накопленного опыта, практики и данных;
    • распределенные ресурсы и услуги, поддерживающие Внедрение;
  • критерии успеха для каждой стадии Внедрения, а также остановки или перезапуска деятельностей в рамках Внедрения;
  • определение требований и содержания новой или измененной услуги в контексте Внедрения;
  • персонал - назначение на роли, обучение и т.п.;
  • подход к Внедрению:
    • модель Внедрения;
    • планы управления изменениями, активами, конфигурациями и знаниями;
    • планирование затрат, ресурсов и оценочных работ;
    • подготовка к Внедрению;
    • оценка;
    • комплектование, сборка, развертывание и ранняя поддержка релиза;
    • контроль и управление проблемами, ошибками, инцидентами и т.п.
    • мониторинг процессов и формирование отчетности;
    • система измерения производительности услуг;
    • ключевые показатели производительности и цели по улучшению.
  • выходы деятельностей в рамках Внедрения, в том числе документация[16].

Второй стадией является подготовка к Внедрению. На этой стадии проверяются и собираются все входы процессов, наличие необходимых конфигураций и общая готовность к Внедрению. В частности, детально рассматривается проектная документация (SDP), поступившая с этапа Проектирования. Именно она во многом определяет Внедрение.

Следующая стадия - планирование и координация Внедрения. План Внедрения описывает задачи и действия, необходимые для передачи релиза на тестирование или промышленную эксплуатацию. Одним из основных вопросов является распределение ресурсов для конкретных деятельностей в рамках Внедрения.

Набор планов внедрения находится между Стратегией внедрения и планами низших уровней - планами релизов, сборки, тестирования и т.п.

Далее необходимо обеспечить поддержку Внедрения. Сюда относятся вопросы взаимодействия со всеми заинтересованными лицами, мониторинга производительности услуг и обеспечение обратной связи с другими этапами жизненного цикла. Формирование отчетности о ходе процессов и доведение ее до руководства и заинтересованных лиц позволит сделать выводы о соответствии планам, стратегиям и стандартам, а также эффективности Внедрения в целом.

Таким образом, основными выходами процесса Планирования и поддержки Внедрения являются Стратегия Внедрения и набор планов Внедрения.

Ключевые показатели производительности процесса:

  • количество релизов, которые соответствуют согласованным требованиям заказчиков по затратам, качеству, охвату и временным рамкам;
  • уменьшение несоответствия между тем, что получается на практике, и тем, что планировалось;
  • увеличение удовлетворенности пользователей и заказчиков планами и коммуникациями, которые позволяют настраивать бизнес-деятельность в соответствии с планами Внедрения;
  • уменьшение количества рисков, вопросов и задержек, вызванных некорректным планированием.
< Лекция 7 || Лекция 8: 123 || Лекция 9 >
Александр Колотов
Александр Колотов

Прошу вас уточнить по курсу ITIL. IT Service Management по стандартам V.3.1 вопрос о количестве версий ITIL.
Судя по названию и по материалу лекции версий 3. По факту версий 4. Т.е. как ответчать как правильно (4) или как по курсу который чуть устарел? Система оценки скорее всего будет согласно материала лекции.

Грета Березовская
Грета Березовская
Павел Енин
Павел Енин
Россия, Москва, МГУ им.Ломоносова, 1999