Оценки по каким дисциплинам идут в приложение к диплому по профессиональной переподготовке "Современные образовательные технологии"? |
ООР и открытые учебные курсы
3.1. Особенности электронных учебных курсов
Открытая модель обучения
Непрерывное обучение определяет необходимость усиления внимания к тем его формам и моделям, которые выходят за пределы традиционных образовательных систем. Условием качества и эффективности образования становится создание методик и сценариев обучения, направленных не столько на воспроизведение усвоенных знаний, сколько на организацию самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся для получения знаний. Наряду с привычными моделями обучения традиционной, электронной, смешанной, дистанционной существует открытая модель. Ее основным отличием от перечисленных моделей является то, что после изучения материала не проводится проверка знаний, полученных обучающимся. Обучающийся получает знания для себя, факт обучения не подтверждается сертификатами и аттестатами с оценками. Открытые образовательные ресурсы имеют большой потенциал для обучения в глобальной сети Интернет, предоставляя большое количество готовых электронных учебных курсов и ресурсов для самообучения и развития.
Участники образовательного процесса с использованием ООР
Все большее число пользователей в различных странах мира используют открытые образовательные ресурсы.
По данным MIT OCW их сайт ежемесячно насчитывает в среднем миллион посетителей, среди которых: 43% - самообучающиеся пользователи; 42% - студенты; 9% - преподаватели; 6% - другие пользователи.
Отличия электронных учебных курсов
Основная особенность современного электронного курса по сравнению с традиционным учебным курсом состоит в его оптимизации под потребности виртуального студента. Такой курс предоставляет пользователям:
- возможность самостоятельного и совместного обучения в реальном времени, используя мощные интерактивные методы, благодаря которым пользователи могут общаться со своими коллегами и преподавателями;
- обработку материалов практически из любых источников — в частности, можно включать в учебные курсы материалы, созданные при помощи мультимедиа-редакторов, текстовых процессоров, средств создания электронного контента и т.д.;
- обширный спектр инструментов для непрерывного контроля и управления, позволяющих измерять эффективность учебных программ и уровень усвоения информации;
- нелинейную траекторию обучения благодаря такой организации и структуре курса, при которой возможно изучение любой его темы в любое удобное для учащегося время.
Поскольку ООР предназначены для самостоятельного изучения и полностью доступны в виде электронных курсов в дистанционных системах обучения, установленных на серверах университетов, то в методике их создания и представления должны быть учтены и реализованы такие основные требования, как:
- Доступность - возможность использовать ресурсы при помощи наиболее простых и распространённых программных средств. Курсы не должны быть ориентированы на наличие у пользователя никаких специализированных и тем более платных программ.
- Простота использования - ресурсы должны быть подготовлены к использованию непрофессионалами, то есть они должны быть максимально просто организованы и снабжены достаточными инструкциями, чтобы любой пользователь Интернета смог использовать данный курс.
- Информация о целевой аудитории - каждый курс должен быть снабжён описанием целевой аудитории и списком знаний, который требуются от пользователя курса перед началом обучения.
- Информация о целях курса - курс должен иметь ясное объяснение целей изучения и знаний, которые получит пользователь по окончании прохождения курса.
- Полнота - курсы должны иметь достаточно полный и подробный материал, чтобы пользователи могли изучать их самостоятельно без поддержки со стороны преподавателя.
Активные web-сервисы ООР
Для дистанционного образования особенно важно, чтобы электронный курс был интересен для обучающегося, содержал в себе различные формы подачи учебного материала, уменьшал зависимость от преподавателя и позволял учиться в любое удобное время и в любом месте, где есть доступ к сети Интернет. Появление инструментов Web 2.0 - вики, блоги, социальные сети, миры виртуальной реальности и многое другое - способствовало созданию многопользовательской виртуальной среды, которая стирает границы между пользователями и создателями образовательного контента. Новая философия открытых информационных ресурсов предполагает, что обучаемый находится в онлайне не один на один с преподавателем, а работает в группе, находится в среде обучения. Он является не только пользователем, но и создателем учебных материалов, принимая активное участие в их обсуждении и решении заданий. Социальные сети позволяют организовать общение обучающихся внутри сети, стимулировать пребывание студента в среде обучения. Дальнейшее развитие информационных технологий и оснащенность регионов вычислительной техникой позволит в полной мере использовать возможности и таких инструментов электронного обучения, как аудиолекции (podcasts), видеолекции, виртуальные лаборатории. Использование подобных инструментов способствует тому, что учебные материалы, доступные в открытом доступе, приобретают и новую форму, и новое содержание: из "оцифрованных" учебников они превращаются в электронные учебные курсы, позволяющие учащемуся приобретать знания с помощью интерактивного взаимодействия с обучающей средой. Это позволяет расширить участие пользователей при работе с открытыми ресурсами, перейти от статического представления учебного материала к динамическим, интерактивным и адаптивным курсам.