Опубликован: 29.06.2017 | Уровень: для всех | Доступ: свободно
Лекция 24:

Безработица и занятость

< Лекция 23 || Лекция 24: 12 || Лекция 25 >

24.1. Безработица: сущность и причины

Понятие о безработном

Согласно определению Международной организации труда безработный - это человек, который хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

Казалось бы, такое определение вполне уясняет рассматриваемое понятие.

Но в каждой стране имеется, например, очень много людей, которые не работают и не имеют рабочего места. Однако можно ли назвать их безработными?

Чтобы лучше разобраться в том, кто является безработным, надо уяснить социально-экономическую структуру общества: его деление на социальные группы по основному признаку - по степени их трудовой активности, связанной с обеспечением жизненными благами всего населения страны. Согласно мировой статистической практике все население страны делится на две основные группы.

1-я группа - экономически неактивное население:

  1. учащиеся дневных учебных заведений, занятые только учебой;
  2. пенсионеры (по старости и другим основаниям), не ищущие работы;
  3. лица, ведущие домашнюю работу (в том числе ухаживающие за детьми, больными и т.п.);
  4. те, которые не могут найти работу;
  5. лица, которым нет необходимости работать (независимо от источников их дохода).

2-я группа - экономически активное население - часть трудоспособных граждан, предлагающих свою рабочую силу для производства товаров и услуг.

В свою очередь, эта группа делится на две качественно неоднородные подгруппы:

  1. Занятые - лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:
    • работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или не полного рабочего времени), в том числе студенты старших курсов, сочетающие учебу с работой;
    • трудятся без оплаты на семейных предприятиях.
  2. Безработные - лица 16 лет и старше, которые:
    • могут работать;
    • хотят трудиться;
    • не имеют рабочего места.

Иначе говоря, безработные - это часть экономически активного населения, которые стремятся стать занятыми гражданами.

Чтобы определить, какая часть населения страны играет решающую роль в обеспечении всех граждан жизненными благами, подсчитывается удельный вес экономически активного населения в его общей численности. Представление об этом показателе дает табл. 24.1.

Таблица 24.1. Численность экономически активного населения в ряде стран
Страна Год Удельный вес экономически активного населения в общей численности населения, процентов
Великобритания 2004 50
Германия 2004 49
Италия 2003 42
Канада 2004 54
Россия 2004 51
Франция 2004 46
Япония 2004 52

При рассмотрении табл. 24.1, естественно, возникает вопрос: если удельный вес экономически активного населения страны в его общей численности составляет около 1/2 всех граждан, то кто и как заботится об обеспечении всеми жизненными средствами тех, кто не является экономически активными людьми?

Ответ на этот вопрос мы будем рассматривать в главе 27, посвященной регулированию макроэкономики.

Заодно возникает аналогичный вопрос об обеспечении жизненными благами безработных. В связи с этим перед обществом встает вопрос о том, какова доля безработных в составе экономически активного населения.

Эту долю определяют с помощью показателя: уровня безработицы (Уб) - удельного веса численности безработных в составе экономически активного населения. Данный показатель исчисляется по формуле:


где Эа - экономически активное население,
З - занятые.

Исходя из этой формулы был определен удельный вес безработных в численности экономически активного населения ряда стран (табл. 24.2).

Таблица 24.2. Удельный вес безработных в численности экономически активного населения (в процентах)
Страна 1995 г. 2004 г.
Великобритания 8,5 4,6
Германия 10,1 11,0
Италия 11,3 8,7 (2003 г.)
Канада 9,6 7,2
Россия 9,4 7,8
США 5,6 5,5
Франция 11,6 9,9
Япония 3,2 4,7

Для показателя уровня безработицы установлен предельно допустимый уровень - 7-8%. Если, как видно из данных табл. 24.2, в одних странах данный показатель сравнительно невысок, то в других - значительно превышает пороговое значение.

Опасность превышения указанного порогового значения связана с тем, что безработица создает угрозу социально-экономической безопасности работников. Эта угроза обусловлена следующими обстоятельствами:

  • люди теряют источник средств существования для себя и семьи;
  • наступает банкротство денежных сбережений (невыплата долгов);
  • утрачиваются средства для охраны здоровья;
  • ухудшается профессиональная подготовка работника;
  • наносится моральный и психологический удар.

Причины появления "лишних людей" в экономике

Ответ на этот вопрос предполагает выяснение причин и видов безработицы.

Отметим сначала традиционные виды безработицы, которые имели место на протяжении 3-4 столетий (табл. 24.3).

Таблица 24.3. Традиционные виды безработицы
Виды безработицы Их причины
1. Текучая 1. Временная потеря работы
2. Скрытая 2. Незанятая часть сельских жителей
3. Застойная 3. Случайная занятость
4. Технологическая 4. Исчезновение отдельных профессий
5. Структурная 5. Отток работников из одних отраслей в другие

В конце ХХ в. и в начале XXI в. получили распространение новые причины и виды безработицы. К ним относятся следующие изменения в трудовой занятости:

  • Быстро распространяется современная технологическая безработица. Она связана с внедрением информационных средств труда, почти полной заменой этими средствами рабочей силы.
  • Непрерывная инновация ведет к новым формам структурной безработицы. Эти формы связаны с сокращением удельного веса материального производства и большим расширением сферы услуг.
  • Обострение национальной конкуренции требует уменьшения затрат на создание инновационной продукции. В связи с этим бизнесмены сокращают рабочую силу (как это произошло в марте 2007 г. на авиационной компании Франции и Германии, где уволили несколько тысяч человек).
  • Инновационное обновление производства предъявляет более высокие требования к профессиональным работникам (хорошее владение ин формационными технологиями, творчество в работе и т.п.). Предприятия освобождаются от неподготовленных профессионалов.
< Лекция 23 || Лекция 24: 12 || Лекция 25 >
Анвар Аллагулов
Анвар Аллагулов

Здравствуйте

 

Екатерина Айзенберг
Екатерина Айзенберг
Остап Швалев
Остап Швалев
Россия, Чусовой, МОУ СОШ №1, 2004