Опубликован: 29.06.2017 | Уровень: для всех | Доступ: свободно
Лекция 2:

Экономическая теория

2.1. Экономические отношения и их роль в хозяйственной деятельности

Значение научной экономической теории

Как известно, реальная экономика может успешно развиваться при непременных условиях: если ясно осознаны созидательные цели и работники знают пути их достижения. Однако на заре хозяйственной деятельности первобытные люди, естественно, не обладали достаточно необходимыми представлениями и умениями. Они зачастую прибегали к простейшему способу познания - методу проб и ошибок. Сначала они испытывали какие-то неизвестные им средства достижения цели, а когда не получали желаемых результатов, искали более удачные решения. В ходе обобщения практического опыта все более развивалось так называемое обыденное мышление. Практически каждый человек с детства обладает обыденным экономическим мышлением, возникающим при ведении домашнего хозяйства. Затем оно расширяется при знакомстве с реальной экономикой. В этом случае человек руководствуется тем, что называется здравым смыслом при решении практических задач.

Обыденное мышление способно определить лишь начальные правила рационального (разумного) поведения. В далекую старину эти правила передавались из поколения в поколение в образцах народной мудрости. Примером могут служить, скажем, китайские пословицы, дающие наставления начинающим торговцам:

  • не бойся, что не знаешь товара: надо только сравнить его с другим;
  • в лесу не торгуют дровами, на берегу озера - рыбой;
  • продавец тыквы не говорит, что тыква горькая, продавец вина не говорит, что вино разбавленное.

Обыденное хозяйственное мышление имеет свои исторические границы, обусловленные многовековым господством ручного труда. В Новое время (XVI-XVII вв.) под влиянием потребностей развивавшейся капиталистической экономики стала складываться наука в ее современном понимании. Выдающиеся успехи естествознания позволили в XIX в. создать новый фундамент хозяйственной деятельности в виде крупного машинного производства.

Безусловно, не случайно в XVII-XVIII вв. возникла подлинно научная экономическая теория. Затем она превратилась в многозвенную науку, способствующую развитию всех отраслей национального хозяйства. Благодаря этому в XX в. усилился научный характер развития реальной экономики. Экономическая теория глубоко объяснила закономерности развития хозяйственной деятельности и стала научной основой государственного регулирования национальной экономики.

Предмет изучения экономической теории

На этот вопрос трудно ответить, ибо реальная экономика - это весьма сложная система, состоящая из множества разнородных элементов (подсистем), образующих целостное единство.

Современная реальная экономика имеет в разных "слоях" своей структуры своеобразные подсистемы:

  • технические (роботокомплексы, гибкие производственные системы, роторно-конвейерные линии и т.п.);
  • технологические (автоматизированные системы управления технологическими процессами, конвейерные сборки технически сложных машин и др.);
  • социальные (взаимосвязи групп и коллективов работников, системы распределения доходов и т.п.);
  • политические (по участию государства в хозяйственной деятельности);
  • юридические (связанные с правовым регулированием экономики);
  • экономические (совокупности отношений между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг).

Из всего перечня элементов реальной экономики мы должны исключить то, что, по всеобщему признанию, является делом других наук. Разумеется, за пределами экономической теории остаются техника и технология (ими занимаются специалисты и исследователи по техническим и технологическим наукам). А социальные, политические и правовые отношения изучают соответственно социология, политология и юриспруденция.

Пол Хейне (США) в книге "Экономический об раз мышления" дает такой ответ о преимуществах экономических знаний: "Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей".

В итоге из сказанного следует, очевидно, один вывод в отношении искомого элемента хозяйственной деятельности: предметом экономической теории (то, что она изучает) являются экономические отношения.

Между тем экономические отношения не замыкаются лишь в пределах предмета экономической теории. В действительности все части хозяйственных систем, составляющих реальную экономику, взаимосвязаны между собой. Поэтому в дальнейшем мы будем изучать экономические отношения в их многообразных взаимосвязях с техникой, технологией, с социальными, политическими и юридическими отношениями.

Главное внимание мы, естественно, будем уделять такому элементу реальной экономики, каким являются экономические отношения между людьми. В этих целях очень важно знать, на какие типы и виды подразделяются экономические отношения.

Типы экономических отношений

Экономические связи между людьми многообразны. Поэтому они классифицируются на определенные типы и виды.

Прежде всего выделяется два типа этих связей: 1) социально-экономические отношения и 2) организационно-экономические отношения.

Социально-экономические отношения - это хозяйственные связи между большими социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Они имеют своим главным содержанием определение формы собственности на условия и плоды производственной деятельности.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации. Данная организация требуется для всякой совместной деятельности людей. Работники заранее продумывают свои хозяйственные действия. У них созревает план предстоящей работы, объединяющий всех тружеников.

Два типа экономических отношений значительно отличаются друг от друга.

Так, социально-экономические отношения являются специфическими: они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (например, первобытнообщинному, рабовладельческому, феодальному). Поэтому они имеют исторически преходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой.

В отличие от этого организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя. Они являются, по существу, общими элементами экономики всех стран. Например, в разных общественных устройствах могут успешно применяться одинаковые формы хозяйственной организации (фабрики, комбинаты, специализированные магазины и универсамы, предприятия сферы услуг), а также общие достижения научной организации труда и управления и др. Вместе с факторами производства организационно-экономические отношения образуют элементы общечеловеческой экономической культуры, которая передается по наследству от одного поколения к другому (это относится, скажем, к кооперации и разделению труда, товарному производству). Эти отношения существуют при разном социально-политическом устройстве общества (например, организация торговли в форме магазинов, универмагов и т.п.). Теперь стоит задуматься: к какому результату мы пришли? В начале главы представлялось несомненным, что экономические отношения суть нечто единое, нераздельное. Но на самом деле это целостное образование распадается на две качественно разнородные и во многом противоположные части. В одной из них хозяйственные связи слились с определенными социальными отношениями, а в другой части представлена организация хозяйства.

Знание двух типов экономических отношений - это ключ к пониманию истории и современного состояния экономической мысли. Дело в том, что экономическая наука еще в XIX в. раскололась на два противоборствующих направления. Одно из них исследовало преимущественно первый тип экономических отношений, а другое - второй тип.

В связи с этим обстоятельством мы более подробно рассмотрим как типы разных экономических отношений, так и процесс их объединения в единую экономическую систему.

Анвар Аллагулов
Анвар Аллагулов

Здравствуйте

 

Екатерина Айзенберг
Екатерина Айзенберг
Остап Швалев
Остап Швалев
Россия, Чусовой, МОУ СОШ №1, 2004