Россия, Ялта |
Основные модели организаций
8.1. Базовые представления
Теория организации предполагает макроисследование организаций, поскольку здесь за единицу принимается организация в целом. Нахождение оптимального варианта координации ее ресурсов было и остается основной целью науки управления.
Исторически можно проследить, как эволюционировали теоретические концепции, определяющие сущность самих организаций, роль и основные критерии, применяемые для оценки эффективности деятельности различных организационных структур. Заметим, что эти теории появились вместе с тектологией А. Богданова, но независимо от нее. Удивительного здесь ничего нет: организационные теории ставили задачей разработку принципов, правил, рекомендаций, процедур управленческой деятельности в каждый конкретный момент, тогда как для тектологии было важно обнаружить объективные организационные механизмы, которые не изменялись бы в разных ситуациях.
Перечислим модели организаций, которые определяются соответствующими организационными теориями:
механистическая модель (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер);
естественная организация (Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Этциони). Функциональные организации рассматриваются как объективный самосовершенствующийся процесс, в котором присутствует, но не преобладает субъективное начало. Цель - лишь одно из оснований функционирования организации;
организация-община (Э. Мэйо). Главный регулятор функционирования - принятые в организации нормы поведения;
социотехническая модель (А. Райс, Э. Трист). Основана на зависимости внутригрупповых связей от технологии производства;
интеракционистская модель (Ч. Бернард). Организация рассматривается как система длительных взаимодействий между ее членами, которые вносят в организацию собственные ожидания и ценности;
кибернетическая модель (С. Бир, Д. Форрестер, С. Янг). Предполагает построение полной математической модели организации с учетом многочисленных обратных связей;
институциональная модель (Д. Норт). Формы и поведение организации определяются обычаями, традициями, нормами;
конфликтная модель (Р. Холл). Организация имеет множество противоречивых целей и действует в условиях противоречивых интересов различных членов организации или ее групп;
органическая модель (Т. Бернс, Д. Сталкер). Общество сравнивается с живым организмом, в котором все части взаимозависимы;
процессная модель (А. Богданов). Общество рассматривается как непрерывный процесс соединений (ассоциаций) и разъединений (диссоциаций). Общество не имеет устойчивой структуры;
проблемная модель (В. Франчук). Проблемы организации рассматриваются не как препятствия, помехи в ее развитии, а как выражение естественных потребностей и возможностей их реализаций.