Длительность требуется указывать в договоре на обучение. |
Введение в дисциплину
1.1. Крупный, средний и малый бизнес. Понятия и определения
Понимание роли бизнеса требует ясного представления, какое место он занимает в развитии рыночных отношений в России и становлении национальной экономики на базе различных форм собственности.
Среди форм собственности можно выделить три группы предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия.
Каждая из трех групп имеет свои интересы, обусловливающие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и индустриальную мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции и монополии, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряет частично свою независимость и попадает под влияние более сильных партнеров. Крупный бизнес в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, что способствует повышению общехозяйственной эффективности.
4,0 % промышленных предприятий, относящихся к группе крупного бизнеса, выпускают три четверти всего объема отечественной продукции; на них занято более 6,0 % всех работающих в промышленных отраслях.
Располагая значительными материальными и финансовыми активами, крупный бизнес имеет благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков, учредителем которых он является. Доля акций государства на предприятиях крупного бизнеса составляет не менее 51,0 %, что позволяет контролировать развитие ведущего производственного сектора экономики России.
Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и зарубежным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего бизнеса в защите на внутреннем рынке путем проведения государственной экономической политики и формирования правил рыночных отношений, которые обеспечивают тесную связь среднего бизнеса с национальными интересами. Характерными представителями среднего бизнеса могут быть предприятия отраслей машиностроения и легкой промышленности, которые выпускают до 25,0 % объема промышленной продукции и на которых сосредоточено свыше 20,0 млн. работающих.
Предприятий среднего бизнеса насчитывается около 20,0 тыс., средняя численность работающих - от 800 до 2500 человек, на них сосредоточено до 50,0 % основных производственных фондов, номенклатура / ассортимент выпускаемых изделий составляет в среднем двадцать наименований в год.
Как правило, предприятия среднего бизнеса относятся к частному сектору, представляя различные формы коллективной собственности.
Малый бизнес осуществляется самым многочисленным слоем мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.
Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 г. (данный закон утратил силу, сейчас действует Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ ред. от 03.07.2016 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") определяет субъекты малого бизнеса как коммерческие организации, в уставном капитале которых доля собственников составляет не менее 75,0 % и средняя численность работников не превышает: в промышленности, строительстве и транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - от 10 до 30 человек; в отдельных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - до 50 человек.
Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя лицо развитого государства определяют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - в значительной мере обусловливает уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования выступает малый бизнес как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Именно в малом бизнесе создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной сферой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость малого бизнеса и охват им практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.
Владельцы малого бизнеса, с одной стороны, являются мелкими собственниками и имеют единые корпоративные интересы в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке побуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными партнерами из различных социальных групп. Изложенное выше и определяет общественное поведение представителей малого бизнеса, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.
Малый бизнес - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъюнктуры, взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими стабильность внутреннего рынка.