Решение олимпиадных задач по информатике
: Информация
Опубликована: 22.04.2015 | Уровень: для всех | Стоимость: 490.00 руб. | Длительность:
Авторская программа предпрофильной подготовки учеников 6 или 7 классов. Главной целью программы является развитие творческого потенциала школьников, их способностей к плодотворной умственной деятельности.
Важнейшей ролью математических кружков является индивидуальная работа с одаренными школьниками, направленная на развитие их мыслительных способностей, настойчивости в выполнении заданий, творческого подхода и навыков в решении нестандартных задач.
Необходимо расширить кругозор школьников, для этого в программу работы математического кружка включаются темы, которые не входят в базовую программу или не получают там должного внимания. Эти темы, с одной стороны, должны быть доступны обучаемым, с другой стороны, позволять им успешно выступать на олимпиадах.
Человеку нужна мотивация его деятельности, участие в различных конкурсах и олимпиадах, и особенно победа в них побуждает учащихся продолжать изучение данного предмета, дух соревнования поддерживает интерес.
С другой стороны, отсутствие "наказания" в виде оценок позволяет ребенку чувствовать себя свободнее, чем на традиционных уроках, формирует умение высказывать гипотезы, опровергать или доказывать их, искать ошибки и неточности в рассуждениях.
Необходимо также заметить, что участие в работе кружка математики создает необходимую базу для успешного изучения других предметов естественнонаучного цикла, таких как информатика, физика, химия, астрономия. Поэтому часто занятия математикой, несмотря на отсутствие видимых достижений в математических соревнованиях, приводят к успехам в других дисциплинах.
Содержание курса разбито на 5 модулей, каждый из которых содержит изучение теории и применение ее при решении задач.
План занятий
Занятие | Заголовок << | Дата изучения |
---|---|---|
- | ||
Лекция 117 минут | ПредисловиеОглавление | - |
Лекция 222 минуты | Базовые формулы (зависимости) и задачи, решаемые с их помощью
Цель лекции: научиться применять некоторые формулы и зависимости (зависимость уменьшающегося значения переменной в теле цикла от увеличивающегося значения счетчика цикла, формулу для определения кратности двух чисел, формулу для нахождения длины отрезка по заданным координатам его концов) в решении классических задач.
Оглавление | - |
Тест 124 минуты | - | |
Лекция 333 минуты | Типовые алгоритмы и задачи, решаемые с их помощью
Используя типовые алгоритмы можно решить любую задачу. В лекции очерчен круг НЕОБХОДИМЫХ ТИПОВЫХ АЛГОРИТМОВ (для обработки одномерных массивов и обработки строк), рассмотрены некоторые олимпиадные задачи, которые решаются с использованием этих алгоритмов. Цель лекции: научиться применять изученные типовые алгоритмы при решении классических задач.
Оглавление | - |
Лекция 413 минут | Задачи "Операции со сверхбольшими числами"
Часто на олимпиадах предлагаются задачи, в которых необходимо вычислить результат арифметических операций над сверхбольшими числами. При решении этих задач мы будем опираться на рассмотренные в предыдущей лекции типовые алгоритмы обработки одномерных массивови строк. Цель лекции: научиться производить операции со "сверхбольшими" числами при решении классических задач.
Оглавление | - |
Тест 224 минуты | - | |
Лекция 515 минут | Типовые алгоритмы обработки одномерных массивов. Сортировка методом "Пузырька"
В лекции продолжено знакомство с типовыми алгоритмами обработки одномерных массивов - рассмотрен типовой алгоритм сортировки элементов массива и разобраны некоторые олимпиадные задачи, которые решаются с использованием сортировки. Цель лекции: научиться применять изученный типовой алгоритм при решении классических задач.
Оглавление | - |
Тест 324 минуты | - | |
Лекция 617 минут | Типовые алгоритмы обработки двумерных массивов
В лекции рассматриваются типовые алгоритмы обработки двумерных массивов. рассмотрены некоторые олимпиадные задачи, которые решаются с использованием этих алгоритмов. Цель лекции: научиться применять изученные типовые алгоритмы при решении классических задач.
Оглавление | - |
Тест 424 минуты | - | |
Лекция 711 минут | Задачи, сгруппированные по методам решения. Использование дополнительного массива "флажков"
Что еще, кроме подбора типовых алгоритмов поможет в подготовке к олимпиадам? Огромную помощь может оказать группировка задач - не по темам (задачи на строки, задачи из теории чисел и др.), а по методам решения этих задач. Рассмотрим некоторые методы решения часто встречающихся в практике программирования задач. В данной лекции будет рассмотрен прием "Использование флажков", отработаны типовые алгоритмы обработки одномерных массивов. Цель лекции: научиться применять изученный метод при решении классических задач.
Оглавление | - |
Лекция 813 минут | Задачи, сгруппированные по методам решения. Использование дополнительного массива "флажков" (три задачи - один алгоритм)
Продолжаем отрабатывать пройденный прием (использование дополнительного массива "флажков") в ситуациях, когда необходимо отметить наступление и окончание какого-то события (открытие-закрытие скобок, приход-уход сторожа, начало-конец отрезка). При наступлении события "флажок" примет значение "1", при окончании - "-1". Материалы лекции базируются на типовых алгоритмах обработки одномерных массивов и строк. Цель лекции: научиться применять изученный метод при решении классических задач.
Оглавление | - |
Тест 518 минут | - | |
Лекция 914 минут | Задачи, сгруппированные по методам решения. От арифметического квадрата до кратчайшего пути (четыре задачи - один алгоритм)
Решение всех рассмотренных в лекции задач зависит от способа заполнение двумерного массива. Этот способ рассматривается в задаче "Арифметический квадрат" и является базовым для решения последующих задач. Цель лекции: научиться применять изученный метод при решении классических задач.
Оглавление | - |
Лекция 1014 минут | Задачи, сгруппированные по методам решения. Метод вложенных матриц
Направление (порядок) обхода элементов двумерного массива может пригодиться в решениях некоторых задач повышенной сложности, например, в решениях таких задач, как "Магический квадрат" и "Скатерть Улама". В решении задачи "Скатерть Улама" используется пройденный на предыдущих лекциях алгоритм "Решето Эратосфена". При решении всех задач данной лекции используются ранее рассмотренные типовые алгоритмы обработки двумерных массивов. Цель лекции: научиться применять изученный метод при решении классических задач.
Оглавление | - |
Тест 624 минуты | - | |
Лекция 1115 минут | Задачи, сгруппированные по методам решения. Все через площадь треугольника
На вычислении площади треугольника базируются многие геометрические задачи. В лекции рассматриваются примеры геометрических задач, в основе решения которых лежит вычисление площади треугольника. Цель лекции: научиться применять изученные методы при решении геометрических задач.
Оглавление | - |
Тест 718 минут | - | |
Лекция 1220 минут | Комбинаторика. Формирование комбинаторных групп из N по К
Комбинаторные задачи бесспорные лидеры на олимпиадах. Поэтому этой теме следует уделить особое внимание. Начинать изучение данной темы нужно с азов. В лекции рассмотрен первый класс задач, в которых ОПРЕДЕЛЕНО N и K (N - количество элементов в исходном множестве, К - количество предметов, выбираемых из исходного множества). Цель лекции: сформировать понятие о комбинаторных группах и способах их получения.
Оглавление | - |
Лекция 1310 минут | Комбинаторика. Формирование комбинаторных групп из N по К (К - от 1 до N)
В лекции рассмотрен второй класс задач, в которых N ОПРЕДЕЛЕНО, а K НЕ ОПРЕДЕЛЕНО (N - количество предметов в исходном множестве, K - количество предметов, выбираемых из исходного множества). Цель лекции: научиться создавать комбинаторные группы двоичным перебором.
Оглавление | - |
Тест 833 минуты | - | |
Дополнительный материал5 минут | Общий глоссарийОглавление | - |
5 часов | - |