Опубликован: 02.09.2009 | Уровень: для всех | Доступ: свободно
Лекция 6:

Консалтинг в области информационных технологий (ИТ-консалтинг)

Аннотация: В лекции рассматриваются следующие вопросы: понятие консалтинга; основные виды ИТ- консалтинга и этапы консалтингового процесса; критерии выбора консалтинговой компании для оказания услуг в области ИТ; организация и проведение конкурса на оказание консалтинговых услуг / по закупкам программных продуктов и аппаратного обеспечения, информационных систем; консалтинговый договор и основные модели ценообразования; продуктовый ИТ-консалтинг; характеристика работ, выполняемых продуктовым ИТ-консультантом; основные классы программных продуктов; планирование карьеры в ИТ-консалтинге.
Ключевые слова: предметной области, ПО, определение, менеджмент, финансовая деятельности, деловая активность, личностные характеристики, группа, информационные технологии, автоматизированная система управления, деятельность, методология внедрения, SAP, Oracle, IBM, интегратор, операционный, перспективная задача, ERP, CRM, бизнес-процессы, ITIL, ITSM, производительность, резюме, анализ, опыт, рейтинг, интеграция, архитектура, сегменты, MES, manufacturing, execution, system, BMC, ISO, автоматизация, ситуационный анализ, управленческий учет, международный стандарт, сеть, Интернет, ассоциация, разработка информационных систем, представление, service, management, meta, group, критерий отбора, analytically, CNA, global, стоимость, B2B, computer, работ, оплата, ООО, ISO 9001, e-tender, коммерческая тайна, коммерческое предложение, сделка, исполнитель, процент, расходы, процессы жизненного цикла, эскизный проект, рабочая документация, предварительные испытания, опытная эксплуатация, технический проект, отношение, программные средства, программная инженерия, проектная деятельность, цель оценки, функциональная полнота, справочно-нормативные данные, MRP II, MRP, управление активами, EAM, supply, SCM, resource management, HRMS, performance management, BPM, data management, PDM, сравнительные оценки, leader, challenge, TEC, PLM, Устав проекта, контрольные события, функциональная структура, пилотный проект, экспорта/импорт данных, устранение недостатков, приемочные испытания, closed loop, CSRP, MPS, BOM, сборочная единица, APIC, технологический маршрут, производственная система, operational planning, demand-paging, subsystem, receipt, e-shop, flow control, цикл управление, критерий принадлежности, IDC, enterprise application, forecast, vendor, computerize, maintenance management, АСУТП, SCADA, финансовый анализ, MRO, VIP, CMS, SFA, call center, ISM, optima, pivot, innovation, ASA, LLC, функциональная форма, высокая технология, кадровая политика, capital, wave, HCM, ЭЦП, content management, ECM, document management, document imaging, collaborative, project team, EMC, workplace, компания oracle, data system, tower, cognitive, диапазон

6.1. Понятие консалтинга

В самом широком смысле, под консалтингом (от англ. consulting –консультирование) понимается вид интеллектуальной деятельности, основная задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.

Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: "Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации".

Фактически, консалтингом в области управления и экономики является любая помощь в решении стоящих перед организацией проблем в области управления сложными системами, оказываемая консультантами. При этом основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства и управляемости организации, повышении эффективности ее деятельности в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого сотрудника.

Возникновение консалтинга связано с промышленной революцией, когда консультанты помогали проектировать и оптимизировать сборочные линии, разрабатывали систему управления производством, решали вопросы рациональной организации труда и снижения издержек производства. Первые консалтинговые фирмы появились в середине XIX века: Foster Higgins (основана в 1845 г.), Sedgwick (основана в 1858г.), Arthur D.Little (основана в 1886 г.). Рост спроса на консалтинговые услуги и расширение области деятельности относится к началу XX века. Это связано с накоплением управленческого опыта и достижением определенной ступени развития рынка, когда уровень общения в производственной сфере делает возможным передачу этого опыта за определенный гонорар. В это время рождается понимание, что необходимо платить не только за станки и оборудование, но и за рекомендации. Появляются консалтинговые компании по управлению финансовыми ресурсами, управлению человеческими ресурсами, управлению сбытом. Большинство консалтинговых фирм были основаны инженерами и бухгалтерами. В 1926 году были созданы две компании: McKinsey&Company, первоначально предназначенная для консультирования корпораций в области менеджмента и финансовой деятельности, и A.T.Kearney, ориентированная на осуществление бухгалтерского и финансового контроля хозяйственной деятельности корпораций. Впоследствии указанные компании стали крупнейшими консалтинговыми компаниями в мире. С того времени количество консалтинговых фирм неуклонно увеличивается. Особенно интенсивно спрос на консалтинговые услуги стал расти в 50-е-60-е годы в связи с ускоренным послевоенным развитием экономики. Это время называют "золотым веком консалтинга", именно тогда в мире сложился современный набор консалтинговых услуг.

В Европейском справочнике консультантов по менеджменту приведена предметная классификация консалтинговых услуг, в которой выделено в 8 групп:

  1. Общее управление.
  2. Администрирование.
  3. Финансовое управление.
  4. Управление кадрами
  5. Маркетинг.
  6. Производство.
  7. Информационные технологии.
  8. Специализированные услуги.

Для наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов, упрочнения своего положения на рынке консалтинговые компании увеличивают перечень предоставляемых услуг, расширяют их географию путем поглощения и слияния других компаний. Среди тенденций развития отрасли консалтинговых услуг можно выделить такие, как формирование крупных международных консалтинговых фирм, внедрение в отрасль крупнейших аудиторских фирм и сужение числа наиболее крупных компаний от "Большой восьмерки", существовавшей в начале 80-х годов ХХ века, до "Большой четверки" в настоящее время: Ernst & Young, PriceWaterHouseCoopers, KPMG, Delloitte & Touche.

Консалтинг в области управления и экономики прочно вошел в инфраструктуру профессиональной поддержки бизнеса. Консалтинговые структуры предоставляют свои услуги в следующих формах:

  1. аналитическая деятельность (например, анализ и оценка внутрихозяйственной и финансовой деятельности предприятия, анализ рынков сбыта, движения цен и т.д.);
  2. прогнозирование на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик
  3. ревизия деятельности предприятия;
  4. участие в деятельности предприятия (например, формирование стратегических и бизнес-планов, сопровождение информационных систем и т.д.) и аутсорсинг;
  5. консультации по отдельным вопросам.

Как правило, потребность в консалтинге возникает в случае намечаемых изменений в деятельности организаций, ухудшения общих результатов этой деятельности (включая кризисные ситуации) либо неясности перспектив дальнейшей работы. В такой ситуации консультирование носит многофункциональный и междисциплинарный характер.

Основными причинами, по которым руководство организации нанимает консультантов, являются следующие:

  1. получение непредвзятой оценки состояния организации и стоящих перед ней проблем;
  2. использование знаний и опыта;
  3. привлечение дополнительных ресурсов;
  4. получение квалифицированной помощи.

Работа консультанта включает в себя взаимодействие различных видов деловой активности, затрагивает технологические, экономические, финансовые, юридические, психо-социологические, политические и другие аспекты деятельности организации. На основе этого анализа консультант формулирует рекомендации, касающиеся основных целей, деловой политики и стратегии общего планирования, структуры и контроля работы организации.

Поэтому, прежде всего, консультант должен обладать большим опытом и широким кругозором, этого требует постоянное общение с людьми, являющимися лидерами в организации (директорат, менеджеры, ведущие специалисты), как правило, клерк не является субъектом профессионального консалтинга. Однако для хорошего консультанта мало одного опыта, важно уметь вызвать расположение клиента, проявить интерес к его проблемам, избегать недоразумений и т.п. Консультант фактически должен стать сотрудником организации, но при этом не попасть в зависимость от его руководства, он должен вникать во все происходящее в организации, но при этом смотреть на все со стороны.

В части профессиональных знаний для достижения успеха консультанту необходимо:

  1. владеть комплексом методов, применяемых при работе над различными аспектами консалтингового проекта, уметь их подбирать под конкретную задачу, условия и ограничения;
  2. владеть методиками выполнения проекта, позволяющими жестко регламентировать фазы, этапы и шаги проведения работ, четко формулировать их результаты, и, в целом, обеспечивающими переход от консалтинга как искусства к консалтингу как к технологии.

Основными чертами технологии консалтинга, являющейся необходимым условием эффективности построенного решения, являются:

  1. комплексность подходов к предприятию с учетом их взаимной сочетаемости, специфики клиента и полноты покрытия его деятельности;
  2. полнота цикла услуг – от диагностики до реализации решения на практике (или, по крайней мере, до идентификации комплекса мер по его реализации).

Отметим также и личностные характеристики, соответствующие требованиям к профессиональным консультантам. Обобщенный перечень ключевых интеллектуальных способностей и личностных качеств консультанта по вопросам управления, разработанный М.Кубром, приведен ниже:

  1. Интеллектуальные способности:
    1. способность легко и быстро усваивать материал;
    2. способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать;
    3. здравые суждения;
    4. индуктивный и дедуктивный способ мышления;
    5. способность к синтезу и обобщению;
    6. творческое воображение, оригинальное мышление.
  2. Способность понимать людей и работать с ними:
    1. терпимость, уважение мнения других;
    2. способность предвосхищать и оценивать реакции людей;
    3. коммуникабельность;
    4. способность завоевать уважение и доверие;
    5. вежливость и хорошие манеры;
    6. способность слушать собеседника;
    7. умение вести устное и письменное общение;
    8. умение обучать людей;
    9. способность убеждать.
  3. Интеллектуальная и эмоциональная зрелость:
    1. стабильность в поведении и действиях;
    2. независимость в выводах, объективность;
    3. способность противостоять давлению;
    4. уравновешенность;
    5. самоконтроль;
    6. гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям.
  4. Личная напористость и инициатива:
    1. самоуверенность в нужной степени;
    2. честолюбие;
    3. дух предпринимательства;
    4. мужество, инициатива и самообладание.
  5. Этика и честность:
    1. искреннее желание оказать помощь;
    2. честность;
    3. способность осознавать границы собственной компетентности;
    4. способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач;
  6. Здоровье – способность переносить специфические рабочие и бытовые нагрузки.
Надежда Артюх
Надежда Артюх
Курс Методологии проектирования и внедрения корпоративных информационных систем
Олег Антонов
Олег Антонов