Опубликован: 17.10.2008 | Уровень: для всех | Доступ: свободно | ВУЗ: Санкт-Петербургский государственный университет
Лекция 8:

Разработка и внедрение информационной системы

< Лекция 7 || Лекция 8: 123456 || Лекция 9 >
Аннотация: Данная лекция затрагивает вопросы разработки и внедрения информационной системы. Уделено внимание модели создания информационной системы и обеспечению процесса анализа и проектирования ИС возможностями CASE-технологий
Ключевые слова: программное обеспечение, система команд, шина данных, компьютер, переобучение, международный стандарт, разработка информационных систем, IEEE, electrical, electronic engineering, открытая система, OASIS, self-organizing, structure, application program interface, external, open systems, SNA, функциональная группа, информационный поток, бизнес-модель, бизнес-цель, функциональная структура, бизнес-процессы, модель проектирования, требования заказчика, системный анализ, распределение функций, программный компонент, структурный анализ, структура системы, функциональная модель, логическая модель, сущность-связь, защита данных, цели проекта, запуск системы, безотказность, безопасность данных, экранная форма, параллельная обработка, телекоммуникационная сеть, диаграмма потока данных, блок-схема, профиль стандарта, телекоммуникации, разграничение доступа, информационная база, переносимость, нисходящее проектирование, этап жизненного цикла, деятельность, определение, топология, работ, архитектура, прибыль, предметной области, идентификация, информатизация, ПО, реинжиниринг бизнес-процессов, реинжиниринг, очередь, управление проектом, функциональная схема, data flow, flow, e-cash, control flow, поток информации, AS, функциональное моделирование, полнота, моделирование, инструментарий, IDEF, UML, unified, modeling, language, ARIS, architecture, information, операции, IDEF0, DFD, data flow diagram, IDEF1X, computer, association, SADT, structured analysis, AND, design technique, ICAM, manufacturer, function, FIPS, process description, capture, data modeling, BPR, опыт, context, context diagram, scope, decomposition, функция, activity, дуга, arrow, semantics, программный продукт, user-friendly, interface, значение, поток, входной, объект, туннелирование, туннель, execution, XML, Web, BPM, process management, system, класс, исполнение, мониторинг, унификация, IBM, BPML, SAP, technical committee, WS-I, Active, endpoint, Oracle, CASE, software, engineering, программные средства, анализ, документирование, конфигурационное управление, CASE-технологии, методология программирования, программирование, модульное программирование, средства визуального моделирования, unified modeling language, системные требования, проектирование ИС, потребности пользователей, парадигма, нотация, систематический, компонент, описание системы, таблица, shelfware, завершение процесса, метрика, цикла, логическая модель предметной области, целевая функция, АРМ, техническое обеспечение, пространство, модель предметной области, автоматизированная деятельность, автоматизированная система, финансовая деятельности, техническое задание, CASE-пакеты, стандартные программные средства, examination, paradigm, suite, cdm, компания ibm, жизненный цикл, язык моделирования, кодогенерация, логическое проектирование, человеческий фактор, контроль, процесс управления, опытная эксплуатация, руководитель проекта, управление персоналом, задача проекта


Принципы создания информационной системы

Многие пользователи компьютерной техники и программного обеспечения неоднократно сталкивались с ситуацией, когда программное обеспечение, хорошо работающее на одном компьютере, не работает на другом таком же устройстве. Или системные блоки одного вычислительного устройства не стыкуются с аппаратной частью другого. Или информационная система другой компании упорно не желает обрабатывать данные, которые вы подготовили в информационной системе у себя на рабочем месте. И так далее... Эта проблема называется проблемой совместимости вычислительных, телекоммуникационных и информационных устройств.

Развитие систем и средств вычислительной техники, расширенное их внедрение во все сферы науки, техники, сферы обслуживания и быта привели к необходимости объединения конкретных вычислительных устройств и реализованных на их основе информационных систем в единые информационно-вычислительные системы (ИВС) и среды. При этом разработчики ИВС столкнулись с рядом проблем.

Например, разнородность технических средств вычислительной техники с точки зрения организации вычислительного процесса, архитектуры, системы команд, разрядности процессора и шины данных и т. д. потребовала создания физических интерфейсов, реализующих, как правило, взаимную совместимость устройств. При увеличении числа типов интегрируемых устройств сложность организации физического интерфейса между ними существенно возрастала. Разнородность программируемых сред, реализуемых в конкретных вычислительных устройствах и системах, с точки зрения многообразия операционных систем, различия в разрядности и прочих особенностей привела к созданию программных интерфейсов между устройствами и системами. При этом необходимо отметить, что достигнуть полной совместимости программных продуктов, разработанных для конкретной программной среды, в другой среде удавалось не всегда. Разнородность интерфейсов общения в системе "человек-компьютер" требовала постоянного согласования программно-аппаратного обеспечения и переобучения кадров.

Принцип "открытости" информационной системы

Решение проблем совместимости привело к разработке большого числа международных стандартов и соглашений в сфере применения информационных технологий и разработки информационных систем. Основополагающим понятием стало понятие открытые системы.

Термин открытая система сегодня можно определить как "исчерпывающий и согласованный набор международных стандартов на информационные технологии и профили функциональных стандартов, которые специфицируют интерфейсы, службы и поддерживающие их форматы, чтобы обеспечить взаимодействие и мобильность программных приложений, данных и персонала".

Это определение, сформулированное специалистами института IEEE (Institute of Electrical and Electronic Engineers), унифицирует содержание среды, которую предоставляет открытая система для широкого использования. В настоящее время общепризнанным координационным центром по разработке и согласованию стандартов открытых систем является OASIS (Organization for the Advancement of Structured Information Standards).

Общие свойства открытых информационных систем можно сформулировать следующим образом:

  • расширяемость/масштабируемость - обеспечение возможности добавления новых функций ИС или изменения некоторых уже имеющихся при неизменных остальных функциональных частях ИС;
  • мобильность/переносимость - обеспечение возможности переноса программ и данных при модернизации или замене аппаратных платформ ИС и возможности работы с ними специалистов, пользующихся ИТ, без их переподготовки при изменениях ИС;
  • взаимодействие - способность к взаимодействию с другими ИС (технические средства, на которых реализована информационная система, объединяются сетью или сетями различного уровня - от локальной до глобальной);
  • стандартизуемость - ИС проектируются и разрабатываются на основе согласованных международных стандартов и предложений, реализация открытости осуществляется на базе функциональных стандартов (профилей) в области информационных технологий;
  • дружественность к пользователю - развитые унифицированные интерфейсы в процессах взаимодействия в системе "человек-машина" позволяют работать пользователю, не имеющему специальной "компьютерной" подготовки.

Новый взгляд на открытые системы определяется тем, что эти черты рассматриваются в совокупности, как взаимосвязанные, и реализуются в комплексе, что вполне естественно, поскольку все указанные выше свойства дополняют друг друга. Только в совокупности возможности открытых систем позволяют решать проблемы проектирования, разработки и внедрения современных информационных систем.

Структура среды информационной системы

Обобщенная структура любой ИС может быть представлена двумя взаимодействующими частями:

  • функциональная часть, включающая прикладные программы, которые реализуют функции прикладной области;
  • среда или системная часть, обеспечивающая исполнение прикладных программ.

С этим разделением тесно связаны две группы вопросов стандартизации:

  • стандарты интерфейсов взаимодействия прикладных программ со средой ИС, прикладной программный интерфейс (Application Program Interface - API);
  • стандарты интерфейсов взаимодействия самой ИС с внешней для нее средой (External Environment Interface - EEI).

Эти две группы интерфейсов определяют спецификации внешнего описания среды ИС - архитектуру, с точки зрения конечного пользователя, проектировщика ИС, прикладного программиста, разрабатывающего функциональные части ИС.

Спецификации внешних интерфейсов среды ИС и, как будет видно далее, спецификации интерфейсов взаимодействия между компонентами самой среды, - это точные описания всех необходимых функций, служб и форматов определенного интерфейса. Совокупность таких описаний составляет эталонную модель открытых систем (Reference Open System Model).

Эта модель используется более 20 лет и определяется системной сетевой архитектурой (SNA), предложенной IBM в 1974 году. Она основана на разбиении вычислительной среды на семь уровней, взаимодействие между которыми описывается соответствующими стандартами и обеспечивает связь уровней вне зависимости от построения уровня в каждой конкретной реализации ( рис. 8.1). Основным достоинством этой модели является детальное описание связей в среде с точки зрения технических устройств и коммуникационных взаимодействий. Вместе с тем она не принимает в расчет взаимосвязь с учетом мобильности прикладного программного обеспечения.

Семиуровневая модель взаимодействия информационных систем

Рис. 8.1. Семиуровневая модель взаимодействия информационных систем

Эталонная модель среды открытых систем (OSE/RM) определяет разделение любой информационной системы на приложения (прикладные программы и программные комплексы) и среду, в которой эти приложения функционируют. Между приложениями и средой определяются стандартизованные интерфейсы (API), которые являются необходимой частью профилей любой открытой системы. Кроме того, в профилях ИС могут быть определены унифицированные интерфейсы взаимодействия функциональных частей друг с другом и интерфейсы взаимодействия между компонентами среды ИС.

< Лекция 7 || Лекция 8: 123456 || Лекция 9 >
Эльдар Дуйсенгажин
Эльдар Дуйсенгажин
Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте,при покупке печатной формы сертификата,будут ли выданы обе печатные сторны?

Дмитрий Матвеев
Дмитрий Матвеев
Россия, Москва, 1100, 2009