Опубликован: 27.09.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 6944 / 1684 | Оценка: 4.21 / 3.79 | Длительность: 06:41:00
Лекция 6:

Интеллект сотрудника, как инструмент мотивации персонала

< Лекция 5 || Лекция 6: 12 || Лекция 7 >
Аннотация: В лекции будет рассмотрен такой инструмент, как интеллект сотрудника с точки зрения использования его в контексте мотивации персонала.

Цель лекции: дать теоретические знания в области применения интеллекта сотрудника, как инструмента мотивации персонала, привести наглядные практические применения данного инструмента.

Аналитик

На поведение сотрудника в компании, помимо темперамента, влияет его стиль мышления. Принято выделять пять типов мышления: аналитик, прагматик, реалист, критик и идеалист.

Аналитик – это сотрудник, обладающий аналитическим складом мышления, любит оперировать в своей работе цифровыми данными и количественными показателями, опирается на документы, инструкции, юридические нормы. Логичный, методичный, последовательный. Ориентирован на высокую успешность: не любит допускать ошибок, стремится к высокой профессиональной компетентности, не терпит недобросовестности.

Эффективно работает в стабильных условиях. Консервативный и устойчивый, перемены воспринимает с внутренним сопротивлением. По темпераменту нередко – флегматик.

Любит учиться. Профессиональные навыки формирует долго, но прочно. В обучении проявляет серьезность и усидчивость, все записывает, переспрашивает, чтобы точно понять суть услышанного.

В работе часто выполняет экспертные функции. Способен хорошо оценить проект, отчет. Спокойно подчиняется руководителю, самостоятельность и независимость проявляет в тех случаях, когда анализируемый вопрос касается его компетентности. Оперирует аргументами и выводами, на субъективное мнение не полагается. От коллег ждет обоснованной позиции, эмоциональные предпочтения и субъективные мнения не принимает.

Не любит рисковать. Свою жизнь и работу строит по плану, ценит порядок, регулярность, четкость, неторопливость, последовательность. С трудом переносит неопределенность и недостаток информации. Стремится избегать общения с непредсказуемыми и импульсивными людьми.

Говорить с ним непросто, определить его отношение к собеседнику и обсуждаемому вопросу трудно. В разговоре может не смотреть на собеседника, не давать обратной связи, сохраняет закрытое и бесстрастное выражение лица.

На собеседника стремится влиять логикой. Способен долго убеждать в своей правоте. Подробно объясняет, зачем, почему и с какой целью необходимо принять именно это решение, а не другое. Производит позитивное впечатление своей солидностью, спокойствием, благоразумием, здравомыслием и компетентностью.

В конфликтных ситуациях, если аналитик уверен в своей правоте, проявит упорство и будет до конца отстаивать свое мнение. Если не удается отстоять свою позицию, его лицо превратится в "каменную маску", может отказаться от контакта.

Управленческий стиль руководителя-аналитика

Руководитель, обладающий аналитическим складом мышления, - хороший стратег. Свои планы разрабатывает долго и тщательно, анализируя огромный массив информации. После принятия решения детально реализует намеченные этапы работы.

Стремится к стабильному росту компании и показателей своего подразделения.

От сотрудников ждет высокой компетентности и тщательности оформления отчетов. Любит контролировать и выявлять ошибки. Не терпит беспорядок на рабочих столах сотрудников.

Мотиваторы для руководителя-аналитика

  • Аналитику всегда необходима четкая перспектива – в повышении профессиональной компетентности, должностном статусе, заработной плате. Именно такая последовательность является для него важной. Сначала он будет повышать свою компетентность и "наращивать" опыт, а уже потом ждать от руководства соответствующих действий.
  • Корпоративная культура – мотиватор для аналитика. Он знает корпоративный кодекс своей компании, придерживается миссии и ценностей, утвержденных в этом документе. В целом – хороший эксперт, но если работает в команде, прекрасный командный работник.
  • На начальных этапах работы в компании его можно удержать наличием условий для профессионального обучения. Аналитики особенно любят престижные вузы и дорогие формы обучения.
  • Предпочитает работать в крупных, стабильных российских или западных компаниях. Красивый офис, солидность, стильный дизайн, дресс-код – это мотиваторы для аналитика.
  • Команда профессионалов – серьезный мотиватор для аналитика. На работу в компанию или в свое подразделение он принимает именно хороших специалистов, нередко предлагая им выгодные условия.
  • Аналитик может быть хорошим политиком, переигрывая своего соперника логикой. Он не будет открыто конфликтовать, а займет позицию "теневого" лидера. Свою карьеру строит, как шахматную игру, продумывая ходы" на опережение. Присутствие в компании условий роста и сильных, компетентных сотрудников – мотиватор для аналитика.

Профессиональный почерк подчиненного-аналитика

Подчиненный с аналитическим складом ума – "находка" для стабильной и процветающей компании. Это ответственный, дисциплинированный специалист, ориентированный на профессиональную самоактуализацию.

Стремится к повышению своей компетентности и опыта. Любит учиться, получать новую информацию.

Сотрудники с аналитическим мышлением – хорошие финансовые директора, советники, референты, консультанты, юристы, математики, компьютерщики. На линейном уровне – опытные бухгалтеры. Могут выполнять функцию внутреннего аудита в рамках своей компетентности.

Мотиваторы для подчиненного-аналитика

  • Стабильное положение компании, ее известность на рынке – хороший мотиватор для подчиненного-аналитика
  • Планирование обучения и повышения профессиональной компетентности
  • Участие в конференциях и выставках, где собираются профессионалы
  • Наличие четких карьерных перспектив в период от одного года до трех лет
  • Не слишком высокая, но и не низкая заработная плата, уровень дохода должен соответствовать принятому в данной отрасли для специалиста такого уровня компетентности и должностного положения
  • Признание со стороны руководства при работе над особо важным проектом, требующим высокий компетентности и профессионализма
  • Партнерский стиль управления со стороны непосредственного начальника
  • Самостоятельность в работе, отсутствие директивного контроля со стороны руководства
  • Коррекция со стороны руководителя излишне теоретического подхода в решении проблемы, ориентирование подчиненного-аналитика на прикладное решение поставленной задачи
  • Работа в команде признанных профессионалов.

Прагматик

Прагматик в какой-то степени противоположность аналитику. Это практик, инноватор и борец. Хороший "бегун" на короткие дистанции, в работе стремится к получению быстрых и конкретных результатов. Не терпит длительного изучения вопроса, затянутых совещаний. Практически сразу "берет быка за рога" и начинает работать. Планирует и корректирует свои действия на ходу.

Прагматик стремится к напряженному ритму работы, спешит и успевает сделать за день сотни нужных и не очень нужных дел. Он всегда помнит о времени: надо все успеть! Принципы и техники тайм-менеджмента ему интересны, но списки дел он составлять не любит, считая, что все держит в голове. За рабочее время активно стремится сделать значительно больше, чем это возможно. И, как ни странно, делает! Он вообще умеет одновременно делать несколько дел, поэтому часто успешнее: если "прогорит" один проект, у него есть несколько "запасных вариантов".

Прагматик всегда ориентирован на прибыль. Часто он – предприниматель, учредитель, собственник. По большому счету, ему неважно, где работать, в шикарном офисе или наскоро отремонтированном бывшем производственном цеху, лишь бы с ощутимым развитием и с большой прибылью.

Управленческий стиль руководителя-прагматика

Прагматик – амбициознный и харизматический лидер, ведущий компанию или подразделение к высотам успеха. Особенно высоких достижений он добивается на начальном, тактическом этапе развития компании. Нередко он сам учреждает компанию, и его называют лидером "Данко": горящее сердце, самопожертвование, способность увлекать и стимулировать сотрудников.

Он задает высокий темп работы не только для себя, но и для других. Не все выдерживают этот темп, многие "сходят с дистанции", но приходят другие, которых он смог увлечь.

У прагматика-лидера есть еще одна проблема. Его эффективность особенно сильно проявляется на первом, тактическом этапе развития компании. Когда компания переходит на этап стратегического бизнеса, учредителю-прагматику становятся нужны специальные знания в области менеджмента. Если же из-за отсутствия свободного времени он не смог получить качественного образования, желательно, чтобы компанию возглавил другой руководитель – профессионал.

Мотиваторы для руководителя-прагматика:

  • Ведущий мотиватор: построение нового (компании, подразделения, нового направления деятельности). В инновациях полагается на интуицию и способность к предвидению
  • Важные мотиваторы: высокий доход и успешность
  • Его привлекает работа в условиях жесткой конкуренции
  • Успешен в условиях ограничения во времени и недостатка информации
  • Рутина и однообразие – серьезные демотиваторы для прагматика
  • Может "перегореть" и снизить эффективность в условиях затягивания времени и отсрочек

Профессиональный почерк подчиненного-прагматика

Прагматик – хороший инноватор и борец, но не очень удобный подчиненный. Быть в управляемой позиции он не любит, особенно бурно будет бунтовать против директивного руководителя, контролирующего его самостоятельность и профессиональную свободу.

Руководитель доволен энергичным и инициативным прагматиком, но критикует его за поверхностность к работе, недоделки и невнимание к деталям.

Прагматик способен предлагать рискованные проекты, которые при успехе дают максимальную прибыль. Полагается на свое "чутье" и не прорабатывает детали.

Очень обаятельный, многие ему искренне симпатизируют. Любит нравиться, быть в центре внимания, артистичен. Однако не придает должного значения бизнес-этикету. С первых минут знакомства, стремясь стать "своим парнем", может перейти на "ты", размашисто хлопать собеседника по плечу, рассказывать факты из личной биографии и ждать от своего партнера такой же открытости. В общении создает такой эмоциональной "накал", что быстро устанавливает контакт с темпераментным партнером, однако у сдержанного человека проявляется "коммуникативная оскомина" и возникает стремление уйти на дистанцию.

Прагматик - хороший продавец, эффективный переговорщик в условиях прессинга и жестких переговоров. Он с удовольствием ездит в командировки, открывает новые региональные представительства и филиалы. В его записной книжке – множество телефонов нужных деловых людей.

Мотиваторы для подчиненного-прагматика

  • Хороший мотиватор – постановка задачи проведения инновации (открытие нового подразделения, регионального представительства и филиала, разработка нового проекта)
  • Мотиватор – наличие условий для получения конкретных результатов в краткосрочной перспективе
  • Директивный стиль управления и жесткий контроль со стороны непосредственного руководителя – демотиваторы.. Тем не менее настойчивый и регулярный контроль необходим
  • Успешен в коммуникативных профессиях – переговорах, продажах
  • Рутина и однообразие – демотиваторы для прагматика
< Лекция 5 || Лекция 6: 12 || Лекция 7 >
Илья Макаренко
Илья Макаренко

Добрый день.

Вопрос №1

Какова стоимость получения диплома о мини-МБА по данному курсу? Или ориентироваться на указанную на сайте?

Вопрос №2

Возможно ли начать обучение без потери результатов, не отправив документы на зачисление, а отправку выполнить позже?

Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте, какова полная сумма предоставленной услуги с печатью документа и отправкой по почте?

Владимир Нестеренко
Владимир Нестеренко
Россия, Норильск, Норильский индустриальный институт, 1992
Алексей Янов
Алексей Янов
Россия, Москва, МГТУ им Н.Э.Баумана, 2002