Опубликован: 21.07.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 6892 / 1082 | Оценка: 4.19 / 3.54 | Длительность: 08:54:00
ISBN: 978-5-9963-0445-5
Специальности: Менеджер
Лекция 5:

От теории – к практике

< Лекция 4 || Лекция 5: 12 || Лекция 6 >
Аннотация: В данной лекции мы рассмотрим такие вопросы: основные принципы, лежащие в основе разработки "ментальных карт" типичные ошибки при построении "ментальных карт" и их последствия, выработка индивидуального стиля.

Ну, вот мы и обсудили в деталях самые разные способы применения "ментальных карт". Конечно, перечислить всего мы не могли, да и не ставили перед собой такой задачи. Однако были даны некоторые рекомендации и детально описана последовательность действий в каждом конкретном случае, так что теоретически мы уже достаточно подкованы – пора перейти к практике.

Основные принципы создания "ментальных карт"

Можно много говорить о законах и принципах, лежащих в основе любого вида человеческой деятельности. Формализовать и разложить по полочкам можно что угодно, в том числе и процесс создания "ментальных карт". Но ведь, чтобы считать себя физиком, недостаточно выучить назубок законы Ньютона. Точно так же, чтобы стать майндмепером, недостаточно просто изучить какие-то рекомендации, пусть даже написанные нами. Этим рекомендациям нужно следовать, применять их на практике, отработать их до автоматизма, а затем, возможно, количество перейдет в качество, и вы сможете адаптировать все написанное выше под собственные нужды и выработаете свой личный, неповторимый стиль "ментальных карт". Кстати, нечто подобное говорит и автор методики, Тони Бьюзен, который называет такой подход "тремя П ментальных карт" (ППП). Мы осмелимся слегка перефразировать классика и назвать метод обучения майндмеппингу "ППА".

  • "Повторение" – этап точного следования полученным рекомендациям. Осмысление не предполагается, от вас ожидается лишь максимально точное воспроизведение рассмотренных примеров
  • "Применение" – материал книги усвоен в полном объеме, и вы начинаете использовать на практике полученные знания, доводите навыки построения "ментальных карт" до автоматизма, применяя их везде, где это только возможно
  • "Адаптация" – получив значимый практический опыт, построив несколько сотен или даже тысяч майндмепов, вы, возможно, захотите поэкспериментировать с формой, оформлением и содержанием "ментальных карт", начать строить их по-своему, возведя привычки, полученные в ходе второго этапа, в ранг стандартов, создав тем самым новый, свой собственный стиль

По сути, мы не сказали здесь ничего нового, ведь, наверное, любой новый практический навык вырабатывается именно в такой последовательности – сначала бездумное следование неким рекомендациям, а затем их видоизменение в соответствии с полученным опытом и личными предпочтениями. Осталось только сформулировать эти самые рекомендации.

Прежде чем начать наш разговор, хотелось бы обратить внимание читателя на то обстоятельство, что вместо бьюзеновских "законов интеллект-карт" мы говорим о "рекомендациях". Какие законы могут быть у творчества? Вы вольны самовыражаться так, как вам того хочется, а мы со своей стороны всего лишь возьмем на себя смелость дать несколько советов касательно формы и содержания "ментальных карт".

Итак, если мы говорим о форме и содержании создаваемых майндмепов, то здесь можно посоветовать следующее.

  • Используйте выделение. Мы отнюдь не призываем раскрасить все ветви в разные цвета или использовать зоопарк шрифтов. Суть этого совета сводится к тому, чтобы там, где это оправдано, применять:
    • выделение начертанием и размером шрифта;
    • выделение цветом;
    • графические изображения – картинки, пиктограммы, фотографии.
    Естественно, должна быть некая логичная система использования выделения. Каждое конкретное начертание шрифта и каждый конкретный цвет должны что-то для вас означать, а графические объекты должны быть уместными, логично связанными с текстом ветви. Кстати, выделить отдельный элемент майндмепа можно, просто оставив вокруг него пустое пространство.
  • Обозначайте ассоциации. Если вы видите, что ветви одного порядка имеют что-то общее, не стесняйтесь соединить их линией или стрелкой, отображающей направление мысли. Конечно, "древовидность" создаваемой "ментальной карты" при этом нарушится, но зато вы покажете не только отдельные потоки ассоциаций, но и взаимосвязи между ними. Явно обозначая связи между ветвями одного порядка, вы делаете майндмеп "объемным", расширяя "плоское дерево" ассоциаций в третье измерение.
  • Краткость – сестра таланта. В этот известный всем с раннего детства афоризм следовало бы добавить также слова "ясность и точность". Майндмеп – это не текст и не многоуровневый список. Текста в нем должно быть как можно меньше, а связные фразы следует заменять ключевыми словами, причем нужно стараться использовать не более одного слова на ветвь. Слова эти лучше располагать строго горизонтально, не забывая о выделении и ассоциациях между ними, что мы только что обсудили. Хорошо также вдобавок к явному обозначению ассоциаций использовать замкнутые контуры, чтобы разграничить и выделить наиболее важные блоки информации, логически связанные "наборы" ветвей карты. Форма таких контуров тоже может что-то означать, наталкивать на новые ассоциации: никто не заставляет вас задействовать только прямоугольники или эллипсы – вы можете рисовать "облака" самой разной формы. Если вы используете рисунки, то они должны быть как можно более простыми и ясными, исключающими всякую неоднозначность трактовки.
  • Оттачивайте личный стиль. Первый шаг к выработке персонального стиля построения "ментальных карт" – разработка своей собственной системы выделения текста и использования графических изображений (о чем мы уже говорили ранее). Любые удачные находки стоит стараться возвести в ранг стандартов, увязать с уже сформировавшимися привычками. И неважно, что ваши карты не будут похожи на карты, подготовленные другими людьми, ведь каждый из нас мыслит по-своему. Позвольте майндмепу в наиболее естественной для вас форме передать специфику именно вашей манеры мышления.

Если же речь идет о структуре "ментальных карт", наши советы будут такими.

  • Соблюдайте иерархию. Майндмеппинг дает вам необычайную свободу мышления и визуализации своих мыслей, но все же не стоит полностью отвергать какой бы то ни было порядок и делать "ментальную карту" в виде "свалки ассоциаций" – некоторая структура все же должна наблюдаться. В частности, иерархия понятий и мыслей – начинать стоит с центрального образа, вокруг которого в виде основных ветвей сгруппированы основные идеи, постепенно все более уточняемые и конкретизируемые производными ветвями. Такой майндмеп позволит более эффективно запоминать и, что самое главное, вспоминать материал, который он визуализирует.
  • Нумеруйте свои мысли. Еще один способ упорядочить свои мысли, идеи и ассоциации – неважно, по хронологическому принципу, по степени важности или по логике изложения – присвоить им порядковые номера. Особенно это полезно, если вы используете "ментальную карту" для подготовки к лекции, презентации, другому публичному выступлению. Нумерация позволит четко обозначить последовательность изложения материала и сделает вашу речь более связной и логичной. Кстати, номера могут быть составными. К примеру, основные ветви обозначаются цифрами 1, 2, 3, 4 и т.д., ветви второго порядка имеют номера 1.1, 1.2, 1.3, третьего – 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д. Вместо цифр можно использовать буквы, это непринципиально – главное, чтобы была четко выделена некоторая последовательность, логика изложения.

И еще несколько советов напоследок.

  • Старайтесь делать свои "ментальные карты" как можно более образными, используйте иллюстрации – рисунки, фотографии, клипарт.
  • Пересматривайте время от времени созданные вами карты. Утро вечера мудренее – глядишь, придут новые мысли, что-то разложится в голове по полочкам, наше подсознание само сделает выводы из имеющейся информации.
  • Не относитесь к созданию майндмепа легкомысленно, сознавайте важность этой работы, "настройтесь" на нее. Сохраняйте позитивный настрой и не пасуйте перед неудачами.
  • Бред – это серьезно! Не отбрасывайте даже самые бредовые и невероятные идеи. Практика, да и сама история науки показывает, что бред зачастую более рационален, чем тщательно продуманные гипотезы. Все великие открытия когда-то были всего лишь абсурдными идеями.

Однако даже тщательное следование этим рекомендациям не гарантирует получения нужного результата. Довольно часто многочасовая работа так ни к чему и не приводит – полученная "ментальная карта" не оправдывает наших ожиданий, она не только не помогает решить стоящую перед нами задачу, но наоборот, запутывает нас еще больше. К счастью, ошибки, которые допускают начинающие майндмеперы, вполне типичны, и потому мы можем предостеречь читателя. А предупрежден, как известно, значит вооружен.

< Лекция 4 || Лекция 5: 12 || Лекция 6 >
Александр Мухачев
Александр Мухачев
Николай Сокарев
Николай Сокарев
Дмитрий Лямин
Дмитрий Лямин
Россия, Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 1994