Опубликован: 17.09.2009 | Доступ: свободный | Студентов: 1416 / 98 | Оценка: 3.94 / 3.53 | Длительность: 10:18:00
ISBN: 978-5-9963-0238-3
Лекция 2:

Структура Oracle Forms

< Лекция 1 || Лекция 2: 12 || Лекция 3 >
Аннотация: В этой лекции слушатель будет ознакомлен со структурой Oracle Forms: компонентами, модулями, объектами. Слушатель научится запускать формы, генерировать модули форм, меню и библиотек, как в графической среде, так и в командной строке.

Цель лекции: понимание структуры Forms Developer, объектной зависимости и основных компонентов интерфейса.

Несмотря на то что все версии Forms отличаются друг от друга различными возможностями, нововведениями и улучшенными методами разработки, концептуально подход к разработке приложения не изменился. Если еще вчера на вашем компьютере стоял Forms 6i, а сегодня вы поставили Forms 10g, то при первом знакомстве с этим продуктом вы не найдете существенных отличий до тех пор, пока не запустите форму или детально не обследуете каждый пункт меню. Независимо от версии, Oracle Forms можно разбить на три части:

  • Oracle Forms Builder – это основная среда для разработки приложения, в которой вы работаете с тремя типами модулей: форма, меню и библиотека. Oracle Designer – набор инструментов визуального моделирования, мастеров и прочего инструментария, позволяющий создавать объекты, устанавливать их свойства и писать программные модули для прикладных программ;
  • Oracle Forms Compiler – используется для генерации файлов программ, чтобы создавать исполняемые файлы. Генерация модуля формы компилирует все ее программные объекты и создает исполняемый файл с расширениями .FMX, .MMX и .PLX;
  • Oracle Forms Runform – используется для запуска уже скомпилированной прикладной программы Oracle Forms.

Приятно удивляет и то, что с появлением новых веб-ориентированных версий Forms Developer – Forms 9i и Forms 10g – типы поддерживаемых модулей не изменились, поэтому в Oracle Forms вы по-прежнему можете работать с тремя типами модулей.

  • Библиотеки – это совокупность процедур, функций и пакетов, которые могут вызываться из других модулей прикладной программы.
  • Формы – это совокупность объектов и подпрограмм. Примерами объектов, которые вы можете определять в модуле формы, могут быть окна, элементы текста (поля), переключатели, кнопки, сигналы, списки значений и программные единицы.
  • Меню – это совокупность объекта главного меню и любого количества объектов подменю, а также команд элементов меню, которые вместе образуют меню приложения.

В таблице 2.1 приведены спецификации используемых в Oracle Forms модулей.

Таблица 2.1. Расширения модулей Oracle Forms
Обозначение Расширение
.FMB Form Module Binary – двоичный модуль формы
.FMT Form Module Text – текстовый модуль формы
.FMX Form Module Executable – исполняемый модуль формы
.MMB Menu Module Binary – двоичный модуль меню
.MMT Menu Module Text – текстовый модуль меню
.MMX Menu Module Executable – исполняемый модуль меню
.PLL PL/SQL Library Module Binary – двоичный модуль библиотеки PL/SQL
.PLD PL/SQL Library Module Text – текстовый модуль библиотеки PL/SQL
.PLX PL/SQL Library Executable – исполняемая библиотека PL/SQL (не содержит исходного текста)

Примечание: если вы создаете прикладную программу с несколькими модулями, то вы должны предоставлять все файлы .FMX, .MMX и .PLX, необходимые для развертывания во время выполнения.

Компоненты интерфейса Forms Builder

К главным компонентам интерфейса построителя форм относят инструменты проектирования приложения (см. "Инструменты проектирования. Настройка инструментальных средств Forms" ) и мастера:

  • Объектный Навигатор;
  • Редактор Разметки;
  • Палитра свойств;
  • Редактор PL/SQL;
  • мастер создания блоков данных (Data Block Wizard);
  • мастер разметки (Layout Wizard);
  • мастер создания списков значений (LOV Wizard).

Весь представленный набор инструментов позволяет быстро разрабатывать приложения, избавляя разработчика от написания большого количества кода и базовой разметки. Инструменты проектирования используются для создания и управления свойствами объектов, PL/SQL-программ, навигации и поиска.

Структура меню и панели инструментов построителя форм

Главное меню ( рис. 2.1) построителя форм дает вам возможность создавать и модифицировать новые модули, объекты и управлять приложением с помощью встроенных команд. Меню разбито на пункты, каждый из которых содержит ассоциированные с ним команды:

  • File – набор стандартных общепринятых файловых команд, таких как создание (Create), сохранение (Save, Save As), открытие (Open) и команды управления модулем;
  • Edit – команды копирования, вставки, редактирования, настройки и так далее;
  • View – команды управления отображением объектов, панелей инструментов и видов;
  • Layout – набор команд, используемых в Редакторе Разметки;
  • Program – команды компиляции и любые связанные с кодированием операции, включая вызов инструментов для работы с PL/SQL-редактором;
  • Debug – включение поддержки команд отладчика;
  • Tools – набор команд для вызова компонентов интерфейса Forms;
  • Window – набор команд для управления окнами;
  • Help – вызов справочной информации и сведений о продукте.

Панель инструментов – это горизонтальная панель (см. рис. 2.1), которая содержит набор "горячих" клавиш для вызова наиболее часто используемых команд. Вы можете убрать главную панель инструментов, сняв флаг меню View | Main Toolbar.

Главная панель инструментов (Main Toolbar)

Рис. 2.1. Главная панель инструментов (Main Toolbar)

Объектная модель Oracle Forms

Приложение Oracle Forms Developer может включать в себя от одного до n модулей, которые, в свою очередь, состоят из других компонентов – объектов. Несмотря на довольно солидное многообразие объектов в Forms, можно выделить три основных объекта ( рис. 2.2):

  • Блок Данных;
  • Элемент;
  • Холст.
Схема взаимосвязи между основными объектами

Рис. 2.2. Схема взаимосвязи между основными объектами

На рис. 2.3 представлена иерархическая объектная модель модуля Forms, которая отображает объекты модуля и зависимость между ними.

Объектная модель модуля Forms

Рис. 2.3. Объектная модель модуля Forms

Рассмотрим рис. 2.3 более подробно. Модуль Oracle Forms может состоять из множества блоков, которые могут быть базовыми, то есть базироваться на объектах БД (View, Table, Synonym), или небазовыми. Блоки, в свою очередь, состоят из одного или более элементов, которые также могут быть базовыми или небазовыми. Элементы блоков данных, а также элементы графики, такие как линии, кадры и фигуры, располагаются на холсте. Холсты размещаются в окнах, причем с одним окном может быть ассоциировано несколько холстов. В пределах одного модуля существует три уровня триггеров: триггер уровня формы, триггер уровня блока и триггер уровня элемента. В форме может быть сколько угодно холстов, окон, элементов, блоков и программных единиц.

< Лекция 1 || Лекция 2: 12 || Лекция 3 >