Опубликован: 21.01.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 3612 / 1702 | Длительность: 35:22:00
Специальности: Историк, Преподаватель
Лекция 2:

Рабовладельческие цивилизации Закавказья, Средней Азии и Причерноморья. Древние славяне (I тыс. до н.э. - IV в. н.э. )

< Лекция 1 || Лекция 2: 12 || Лекция 3 >

Рабовладельческие цивилизации Закавказья, Средней Азии и Причерноморья. Древние славяне (I тыс. до н.э. - IV в. н.э. )

Особенности образования древнейших рабовладельческих государств

Первые рабовладельческие цивилизации возникли в эпоху бронзового века в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия и Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая во всемирно-историческом масштабе форма организации жизни до III-V вв. н.э.

Предпосылки создания государственности складывались на протяжении сотен лет. Форма первых цивилизационных отношений могла быть различна: в одних условиях - рабовладельческой, в других - феодальной. Процесс перехода от первобытно-общинных отношений к цивилизации растянулся на несколько тысяч лет; у народов Древнего Востока он протекал в III тысячелетии до н.э. , а у некоторых народов он начался только в XIX в. н.э.

На территории Закавказья, Средней Азии и Причерноморья складывались крупные рабовладельческие государства, предшествующие появлению феодального общества и оказавшие влияние на ход мировой истории.

В рабовладельческом и феодальном обществах существовали как свободные общинники, так и рабы, хотя последние при феодализме не играли главной хозяйственной роли. Различие между этими обществами состояло в том, что рабовладение было основано на принудительном использовании в господском хозяйстве труда людей, полностью являющихся собственностью их господина и не имевших своих средств производства, а феодализм - на принудительной эксплуатации труда людей (крестьян), ведущих свое хозяйство и обладающих средствами производства (кроме земли, принадлежащей господину). Однако и при переходе к феодализму непосредственно от первобытного общества рабство имело значительное место (патриархальная форма рабства).

Развитию рабовладельческой цивилизации способствовало наличие ряда условий:

  1. организация крупного господского хозяйства (при примитивной технике);
  2. контроль племенной знати, а впоследствии и государства над жизненно важными средствами ведения общинного хозяйства (оросительными каналами, рудными разработками и др.);
  3. расширение источников получения новых рабов.

Несмотря на крайнюю жестокость рабства, рабовладельческая цивилизация была значительным шагом вперед по сравнению с первобытным обществом:

  • получило развитие специализированное ремесло;
  • завязывались широкие торговые связи;
  • возникали города с высокой для того времени культурой;
  • появилась письменность, которая сохранила имена народов и драгоценные сведения об их языке и образе жизни.

Возникшая у закавказских племен собственная письменность рассказывает нам о превращении в XI в. до н.э. союза племен в государство Урарту. Оно просуществовало около трех столетий и было разгромлено около 590 г. до н.э. милянами, южными соседями урартцев. Десятки племен были подчинены и объединены в одно значительное государство, ставшее в VIII в. до н.э. соперником Ассирийской державы и крупной силой Древнего Востока.

В Урарту были развиты различные отрасли экономики. В долинах рек преобладало земледелие, требовавшее искусственного орошения; в горах - полукочевое (эйлажное) скотоводство. Возделывались разные сорта пшеницы, ячменя, проса, выращивались виноград, инжир, миндаль. Из домашних животных были известны коровы и овцы. Постепенно расширялось коневодство, имевшее большое значение для потребностей царского войска. Разводились верблюды.

Урартские ремесленники были опытными мастерами, постигшими технику обработки бронзы, железа, драгоценных металлов, камня, глины, дерева и т.д. Вся роскошь царских дворцов и храмов, известная по описаниям и археологическим раскопкам, была делом рук местных мастеров, большая часть которых принадлежала, по всей вероятности, к рабам.

Главным рабовладельцем Урарту был царь, стоявший во главе большого войска. Он владел многими городами, крепостями, каналами и многочисленными рабами.

Большие богатства принадлежали храмам и жрецам. Жители Урарту приносили своим многочисленным богам в жертву быков, баранов, а в особо важных случаях - людей. В народе сохранились и пережитки религиозных представлений времени первобытного общества: был развит культ дерева как символа жизни, широко применялись магические заклинательные рисунки. У населения Урарту была своя письменность (клинопись), возникла математическая наука, были созданы свои меры, своя цифровая система.

В Средней Азии к середине I тысячелетия до н.э. произошел массовый переход к оседлому земледелию с искусственным орошением, который привел к возникновению рабовладельческих отношений. Созданный индоевропейскими народами Средней Азии древний эпос ("Авеста") упоминает Хорезм - "страну солнца" (по нижнему течению Амударьи), Согдиану - "богатую людьми и стадами" (в долине Зеравшана), Бактрию - "страну с высоко поднятыми знаменами" (в верховьях Амударьи). Особенность развития этих стран, как и других стран Древнего Востока, состояла в сохранении элементов родоплеменного строя.

< Лекция 1 || Лекция 2: 12 || Лекция 3 >
Наталья Комарова
Наталья Комарова
Мария Беляева
Мария Беляева

неважно, будут это курсы, или переподготовка, или повышение квалификации.

Милена Новикова
Милена Новикова
Россия, Челябинская область
Дарья Коваль
Дарья Коваль
Россия, г. Челябинск