Компания ALT Linux
Опубликован: 31.03.2015 | Доступ: свободный | Студентов: 2446 / 436 | Длительность: 08:43:00
ISBN: 978-5-9706-0041-2
Лекция 3:

Слои и GIF-анимация

< Лекция 2 || Лекция 3 || Лекция 4 >
Аннотация: Слои можно использовать как средство организации "спецэффектов" на изображении, а также как кадры при создании анимированных GIF-изображений.

Сначала рассмотрим использование слоёв для создания эффектов, в частности, для создания градиента прозрачности.

Возьмём какую-нибудь пейзажную фотографию и изменим её размер. В данном случае создано тестовое изображение размером 400×300 точек (рис. 3.1).

Исходная пейзажная фотография

Рис. 3.1. Исходная пейзажная фотография
Диалог создания нового изображения для работы со слоями

Рис. 3.2. Диалог создания нового изображения для работы со слоями

Теперь командой "Файл / Создать. . ." создадим новое изображение размером 400×300 точек с прозрачным фоном (рис. 3.2) и сразу же сохраним его с именем, например, layers.xcf.

Теперь посмотрим на диалог "Слои, каналы, контуры" (рис. 3.3). Раскрывающийся список (на рисунке раскрыт) даёт возможность выбрать нужное изображение. Выберем из этого списка файл layers.xcf и увидим, что в этом изображении всего один слой под названием "Фон" (рис. 3.4).

Цветной полосой выделен активный слой, то есть тот, с которым в данный момент ведётся работа. Значок с изображением глаза слева от названия слоя говорит о том, что слой видим. Видимость слоя включается и выключается щелчками по этому значку.

Прежде всего научимся именовать слои. Для переименования слоя щёлкнем по его имени в списке слоёв правой кнопкой мыши и увидим меню операций со слоями (рис. 3.5). Нас в данном случае интересует самый первый пункт — "Правка атрибутов слоя. . ." (рис. 3.6).

Диалог слоёв со списком файлов изображений

Рис. 3.3. Диалог слоёв со списком файлов изображений
Видимый активный слой "Фон" в списке слоёв

Рис. 3.4. Видимый активный слой "Фон" в списке слоёв

Назовём наш фоновый слой "background". Теперь, используя меню работы со слоями, создадим новый прозрачный слой и назовём его "img".

Далее скопируем исходную фотографию в файл layers.xcf. Для этого в главном меню окна изображения исходной фотографии выберем команду "Правка / Скопировать видимое", а затем в главном меню окна изображения layers.xcf выберем команду "Правка / Вставить". В результате в списке слоёв диалога слоёв появится новый слой — "Плавающее выделение" (рис. 3.7).

Возможные операции со слоями

Рис. 3.5. Возможные операции со слоями
Диалог правки атрибутов слоя

Рис. 3.6. Диалог правки атрибутов слоя

Чтобы это выделение перестало "плавать", вызовем для него меню операций со слоями и выберем команду "Создать слой. . .", после чего переименуем получившийся слой, дав ему имя "foto" (рис. 3.8).

Прежде чем двигаться дальше, посмотрим на кнопки в диалоге слоёв под списком слоёв. Эти кнопки соответствуют некоторым пунктам меню работы со слоями. Кнопка "Создать слой" (самая левая) в комментариях уже не нуждается. Самая правая кнопка — "Удалить слой" — также имеет очевидное назначение. Кнопка с изображением якоря называется "Прицепить слой", и её использование позволяет вставить плавающее выделение в предыдущий слой (в нашем случае при использовании этой кнопки плавающее выделение оказалось бы в слое img). Кнопка с двумя символическими листами бумаги называется "Создать копию слоя", а кнопки со стрелками позволяют перемещать слой вниз и вверх по списку слоёв. Естественно, если операции производятся со слоем, то этот слой должен быть активным (выделенным).

Теперь сделаем слой img активным, оставим его видимым, а все остальные слои сделаем невидимыми. Используем этот слой как основу для создания эффекта "градиента прозрачности" для фотографии. С этой целью сделаем в нём радиальную градиентную заливку от белого цвета к прозрачности.

Вставка изображения в режиме слоя

Рис. 3.7. Вставка изображения в режиме слоя
Превращение плавающего выделения в новый слой

Рис. 3.8. Превращение плавающего выделения в новый слой

Сделаем белый цвет цветом переднего плана, в главном окне GIMP выберем инструмент "Градиентная заливка" и установим параметры в соответствии с рис. 3.9.

Теперь установим курсор в центр изображения и протянем его по горизонтали примерно до 90 % ширины изображения. В результате в слое img получим нечто похожее на рис. 3.10.

Теперь сделаем активным и видимым слой foto, в раскрывающемся списке "Режим" над списком слоёв установим режим "Умножение" (активного слоя на нижележащий) и получим результат, показанный на рис. 3.11.

Параметры градиентной заливки

Рис. 3.9. Параметры градиентной заливки
Заливка слоя радиальным градиентом

Рис. 3.10. Заливка слоя радиальным градиентом
Градиент прозрачности для фотографии

Рис. 3.11. Градиент прозрачности для фотографии

Следует заметить, что умножение на белый цвет даёт исходное изображение (видимо, аналогично умножению на 1), умножение на чёрный — чёрный цвет (как умножение на 0), а умножение на "полупрозрачность" даёт полупрозрачность исходного изображения.

Теперь для слоя background выберем заливку текстурой, в качестве текстуры используем нечто, дающее фактуру "шерсти" (например, текстура "Walnut") и получим эффект "дырки в одеяле" (рис. 3.12).

Теперь попробуем создать с помощью слоёв анимированное GIF-изображение. В качестве исходных картинок возьмём изображения часов из коллекции OpenClipart (http://openclipart.org/media/downloads). Коллекция исходных изображений показана на рис. 3.13.

Исходные изображения являются прозрачными картинками в формате PNG и имеют размер около 380×380 точек. Поэтому, если нужно получить часики небольшого размера, все исходные изображения нужно предварительно масштабировать.

Теперь откроем в GIMP первое изображение (clock01 ), а для открытия всех последующих и автоматического создания новых слоёв будем использовать команду "Файл / Открыть как слой. . ." в главном меню окна изображения. Получившийся файл нужно сразу же сохранить в формате XCF во избежание потери информации.

Окончательный результат обработки фотографии

Рис. 3.12. Окончательный результат обработки фотографии
Исходная коллекция для создания анимации

Рис. 3.13. Исходная коллекция для создания анимации
Набор слоёв для создания анимации

Рис. 3.14. Набор слоёв для создания анимации

В результате получим набор слоёв, как показано на рис. 3.14.

Поскольку формат GIF в GIMP ограничен палитрой в 256 цветов, а исходные картинки — полноцветные PNG, прежде чем экспортировать файл в формат GIF, его нужно перевести в индексированную палитру командой "Изображение / Режим / Индексированное. . ." из главного меню окна изображения. Диалог настроек преобразования показан на рис. 3.15, количество цветов должно быть установлено в 255 в соответствии с настройками по умолчанию.

Настройки преобразования изображения в индексированную палитру

увеличить изображение
Рис. 3.15. Настройки преобразования изображения в индексированную палитру

После нажатия "ОК" выполняется требуемое преобразование, и после его завершения можно сохранять файл в формате GIF (то есть выбрав в диалоге "Сохранить как. . ." соответствующий тип целевого файла). В процессе такого сохранения будет выдан запрос о том, что следует сделать со слоями (рис. 3.16). Наш вариант — "Сохранить как анимацию".

Тут же появится диалог настройки анимации (рис. 3.17), в котором можно установить длительность показа кадра и комментарий. Оставим комментарий без изменений, а длительность показа для всех кадров установим в 500 мс (0,5 секунды).

После нажатия "ОК" слои будут соответствующим образом обработаны, и получится анимированное GIF-изображение, которое можно просмотреть в любом интернет-браузере.

Если повторно открыть в GIMP получившийся GIF-файл, то мы увидим, что слои, ранее имевшие имена, соответствующие названиям исходных изображений, стали называться "кадрами". Теперь для каждого кадра можно индивидуально устанавливать время показа (рис. 3.18).

Диалог настройки экспорта в формат GIF

Рис. 3.16. Диалог настройки экспорта в формат GIF
Диалог настройки GIF-анимации

Рис. 3.17. Диалог настройки GIF-анимации
Раскадровка итоговой анимации

Рис. 3.18. Раскадровка итоговой анимации
< Лекция 2 || Лекция 3 || Лекция 4 >
Наталия Южакова
Наталия Южакова

Отправила свое задание на проверку 3.11.2017. оно еще не проверено. Сколько времени ожидать проверку?

Елена Маслова
Елена Маслова

Отправила свое задание на проверку 06.07.2016, и до сих пор оно не проверено. 

Анна Овсянникова
Анна Овсянникова
Россия, москва, МПГУ, 2013
Юлия Ситдикова
Юлия Ситдикова
Россия, г. Омск