Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Опубликован: 10.04.2014 | Доступ: свободный | Студентов: 920 / 245 | Длительность: 02:27:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 3:

Наиболее популярные бизнес-модели для облачных сервисов

< Лекция 2 || Лекция 3 || Лекция 4 >
Аннотация: Сейчас активно развиваются облачные технологии и сервисы, а с ними и бизнес-модели для таких сервисов. Мы рассмотрим несколько примеров таких моделей.
Ключевые слова: бизнес-процессы

Презентацию к лекции Вы можете скачать здесь.

Начнём разбор с ситуации, когда компания производит какой-либо продукт, а облачные технологии "зашиты" в её технологии и бизнес-процессы изнутри, т.е. компания является потребителем облачных услуг. Такая модель называется "Cloud-based".

Основные преимущества такой модели:

  • Уменьшение операционных рисков. Вам не нужно беспокоиться о серверах, инфраструктуре и программном обеспечении. За всё это отвечает провайдер услуг. Такой подход хорош для малых и средних компаний, не имеющих своей IT-инфраструктуры и специалистов.
  • Снижение затрат. Вы не тратите деньги на лицензии настольного программного обеспечения, на покупку серверов и найме обслуживающего персонала.
  • Надежность. Уровень надежности современных облачных сервисов постоянно улучшается. Малые компании не могут обеспечить такой же уровень своими силами, а ответственность за надежность сервиса всегда прописана в Service Layer Agreement - соглашении о правилах предоставления услуг.
  • Гибкость. Использование облачных технологий позволяет вести бизнес из любой точки земного шара. Также максимально упрощена процедура внедрения нового ПО или сервиса, который необходим вашей компании, что даёт преимущества в конкурентной борьбе в условиях динамично изменяющегося рынка.
  • Инновации. Множество появившихся облачных сервисов позволяют вам креативно подойти к собственной бизнес-модели и создать что-то совсем новое.
  • Безопасность. Работа в облаке позволяет снизить затраты на безопасность, при том что её уровень будет выше, чем при традиционном варианте развития бизнеса.
  • Улучшенное взаимодействие. Работа в облаке позволяет быстрее и проще обмениваться информацией внутри команды или даже одновременно работать над одним документом/проектом, даже если члены команды находятся в разных странах.

Хотя всё не настолько просто. Cloud-based имеет и свои недостатки. Как правило, противники облаков выделяют их из списка, приведенного выше, просто поставив впереди знак "-". Такая позиция имеет право на жизнь в силу ряда причин:

  • Начальная сложность перехода от традиционной инфраструктуры в облака.
  • Не всем бизнесам хватает уровня "кастомизации" облачных сервисов (вплоть до отсутствия одной конкретной функции, которая нужна именно вашему бизнесу).
  • С одной стороны, зависимость от организации - провайдера услуг, а с другой - необходимость в постоянном хорошем интернет-подключении.
  • Производительность ПО в облаке отличается от аналогичного настольного ПО, и не всегда в лучшую сторону.

Облачные технологии являются логичным продолжением развития IT-отрасли, но переходить на облачные сервисы или нет - решать вам. Вопрос, скорее всего, ставится так – когда переходить на облачные сервисы. Если вы пока не готовы к полноценному переходу на облачные сервисы, вы можете попробовать с простых сервисов на основе облачных технологий, которые уже хорошо себя зарекомендовали:

  • Google Docs и MS Office 365 - коллаборации при работе с документами; MS OneDrive, Google Drive, Box, Dropbox - для хранения и совместного доступа к данным.
  • MS OneDrive, Google Drive, Box, Dropbox - для хранения и совместного доступа к данным.
  • Windows Azure и Amazon Web Service - для разработки и выполнения приложений в облаке.

Теперь мы рассмотрим бизнес-модели, в которых облачные технологии являются непосредственно частью продукта.

SaaS - Software as a Service

Первая из облачных моделей. Эта модель доставки ПО, в которой приложение размещается у провайдера или третьей стороны и становится доступным клиентам по подписке. Клиенты SaaS используют выполняемое в инфраструктуре провайдера ПО на основе оплаты текущих расходов. Вносить предоплату не требуется, поэтому клиент может не заключать какие-либо долгосрочные контракты.

В модели SaaS:

  • приложение приспособлено для удаленного использования;
  • одним приложением пользуется несколько клиентов (приложение коммунально);
  • оплата взимается либо в виде ежемесячной абонентской платы, либо на основе объёма операций;
  • техническая поддержка приложения включена в оплату;
  • модернизация и обновление приложения происходит оперативно и прозрачно для клиентов.

DaaS - Desktop as a Service

Модель распространения и эксплуатации программного обеспечения, получившая известность в начале 2000-х годов и являющаяся логическим продолжением SaaS.

В этой модели потребитель платит за мобильный доступ к рабочему столу с любой платформы, включая мобильные устройства и планшетные компьютеры, а также через любой браузер. Ещё раз подчеркнём, что пользователь получает не конкретное приложение, а полностью готовое рабочее место с необходимым набором ПО.

IaaS - Infrastructure as a Service

IaaS - это предоставление компьютерной инфраструктуры (как правило, в форме виртуализации) как услуги на основе концепции облачных вычислений. Можно считать IaaS аналогом традиционного хостинга, где компания использует размещенную среду как логическое расширение своего информационного центра. Серверы (физические и виртуальные) арендуются по мере необходимости, а ИТ-специалисты, управляющие инфраструктурой, имеют полный контроль над конфигурацией ПО. Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака, в том числе сети, серверов, типов используемых операционных систем, систем хранения осуществляется облачным провайдером. Некоторые провайдеры позволяют даже гибко настраивать аппаратную конфигурацию, что приводит к удорожанию подобных сервисов.

PaaS - Platform as a Service

В данном случае потребителю предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры для размещения базового программного обеспечения для последующего размещения на нём новых или существующих приложений (собственных, разработанных на заказ или приобретённых тиражируемых приложений). В состав таких платформ входят инструментальные средства создания, тестирования и выполнения прикладного программного обеспечения — системы управления базами данных, связующее программное обеспечение, среды исполнения языков программирования — предоставляемые облачным провайдером.

Потребность в PaaS возникла из-за того, что многие компании используют не стандартный софт (устаревший, специализированный, софт собственной разработки и сделанный под заказ) и им требуются облака, чтобы использовать этот софт внутри компании как SaaS.

Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака, в том числе сети, серверов, операционных систем, хранения в случае PaaS осуществляется облачным провайдером, за исключением разработанных или установленных приложений, а также, по возможности, параметров конфигурации среды (платформы).

aPaaS - application Platform as a Service

Это подвид модели PaaS. В этом варианте потребитель получает доступ к облачному сервису, который предоставляет разработчикам полноценную среду для проектирования, создания и развертывания собственных облачных приложений и сервисов. Очень часто в определении aPaaS подчеркивают, что такие сервисы используются для развертывания бизнес-приложений. Следует также понимать, что в большинстве случаев PaaS и aPaaS выступают как эквивалентные понятия.

DRaaS - Disaster Recovery-as-a-Service

Аварийное восстановление как услуга. Сбои в работе дата-центров, серверов, облачных сервисов вполне возможны как по причинам техническим – такие регулярно выводят из строя серверы Amazon S3, так и природным – цунами в Японии и ураган "Сэнди". Компании, которые реализуют DRaaS, предлагают своим клиентам облачный бекап их инфраструктуры. Схема действий при использовании DRaaS такова: клиент регулярно платит установленную договором страховую премию, а поставщик предоставляет мощности на временной основе, пока клиент восстанавливает основную площадку после сбоя.

Многообразие облачных бизнес-моделей позволяет делать абсолютно разные стартапы, которые сейчас очень популярны. Например, Seeneco — первый на российском рынке разработчик программного обеспечения, реализовавший инновационную идею предоставления услуг по подписке или, по модели SaaS, сервисов класса MIS: стратегического и финансового планирования, а также бюджетирования и формирования готовых форм управленческой отчётности.

Другим примером успешного облачного стартапа можно считать Netskope, который получил $21 млн. инвестиций на развёртывание системы, анализирующей функционирование 2500 популярных облачных услуг, и на базе 30 критериев предлагающей выбрать наиболее подходящий конкретной организации.

Ссылки на использованные и дополнительные материалы:

  1. http://www.alleywatch.com/2013/05/the-cloud-based-business-model-a-guide-for-entrepreneurs
  2. http://www.slideshare.net/khuhtanen/cloud-computingbusinessmodels
  3. http://www.livebusiness.ru/news/11230/
  4. http://www.oszone.net/14352/Windows-Azure
  5. http://en.wikipedia.org/wiki/Cloud_computing
  6. http://www.tssonline.ru/articles2/fix-corp/rezervnyy-tsod-kak-usluga-(draas)

Примеры облачных стартапов:

  1. http://svlv.net/index.php?q=post/kompyuteri/21_naibolee_perspektivnih_startapa_sfere_oblachnih_tehnologiy
  2. http://smartsourcing.ru/blogs/keysy/155
  3. http://smartsourcing.ru/blogs/keysy/191
  4. http://www.siliconrus.com/2012/11/smart-interface-rossiyskiy-startap-ishhet-2-mln-gotova/

Вопросы для самоконтроля:

  1. Опишите специфику бизнес-модели SaaS
  2. Опишите специфику бизнес-модели PaaS
  3. Опишите специфику бизнес-модели DaaS
  4. Опишите специфику бизнес-модели IaaS?
  5. Какие облачные стартапы вы знаете?
  6. В чем заключаются плюсы и минусы использования облачных сервисов в бизнес-процессах малой компании?
< Лекция 2 || Лекция 3 || Лекция 4 >