Опубликован: 01.03.2012 | Доступ: свободный | Студентов: 3461 / 221 | Оценка: 4.31 / 4.44 | Длительность: 15:15:00
Специальности: Художник
Лекция 6:

Базовая техника цветокоррекции

< Лекция 5 || Лекция 6: 12345 || Лекция 7 >
Аннотация: Попробуем представить себе идеальные условия, при которых любая задача коррекции цвета получит законченное решение. Для этого требуется: располагать совершенным арсеналом средств цветовой коррекции, свободно владеть имеющимся техническим оснащением, уметь профессионально оценивать цвет и иметь ясные представления о конечной цели обработки. В реальных условиях большинство этих условий, как правило, не выполняются.

Опыт показывает, что в любой области человеческой деятельности профессионализм не является синонимом универсализма. Как свойства квалификации специалиста эти качества обычно дополняют друг друга. Так, профессиональные ретушеры обычно используют два-три способа коррекции цвета, возможностями которых они владеют в совершенстве. Методисты и авторы технических руководств, по определению, должны владеть всеми возможностями растрового редактора, но в отсутствии постоянной практики их квалификация не может сравниться со знаниями профессионалов.

Большую проблему представляет собой и точная оценка цвета. В докомпьютерную эпоху теоретические основы цветоведения преподавали в художественных училищах и институтах. Персональный компьютер сделал профессию ретушера массовой, но сейчас лишь немногие операторы Photoshop могут уверенно отличить киноварь от кадмия красного.

И это далеко не все проблемы, возникающие при обработке цветных изображений. Часто высококвалифицированные профессионалы, свободно владеющие пакетом и имеющие за плечами многолетний опыт работы в цифровом дизайне, сталкиваются с трудностями, поскольку не имеют четких представлений о целях цветовой коррекции и допустимых пределах вмешательства в оригинал.

Техническое оснащение пакета Photoshop в значительной степени избыточно. Часто программа предлагает несколько различных способов для выполнения даже простых действий с изображением. У новичков это вызывает недоумение и трудности с освоением пакета. Технические писатели имеют повод написать очередной фолиант с разбором сложностей и секретов программы. Для профессионалов в области цифровой обработки изображений знание многочисленных ресурсов программы - это символ принадлежности к касте избранных и повод для демонстрации своего мастерства.

Работа с цветом поддержана в программе таким количеством инструментов и команд, как ни одна другая область ее применения. Здесь и команды прямого действия, которые по своей спецификации предназначены для настройки цветового пространства изображения, например Variations, Color Balance, Replace Color, Selective Color, Color Replacement, Photo Filter и др. Существует и множество средств программы, которые имеют иное предназначение, но способны, при правильно выбранной тактике применения, изменить цветовые характеристики изображения. Это, например, инструменты тоновой коррекции и команды обработки каналов. Потенциал таких средств в этой факультативной для них сфере часто оказывается сравнимым со специализированными инструментами цветокоррекции.

Цели цветокоррекции

Если бы был проведен социологический опрос на тему заголовка этого раздела, то, видимо, подавляющее число респондентов дали ответ, который после его обработки звучал примерно следующим образом: "Соответствие цифрового образа его оригиналу ". Достоверность этого правила абсолютна в тех случаях, когда речь идет о подделке проездного билета или банкноты. Если оригинальная фотография была снята в пасмурный день при плохом освещении, то общий тон такого оригинала будет тусклым. Вряд ли ретушер упустит возможность придать такому снимку большую яркость красок и живость атмосферы. Если снимок пострадал от небрежного хранения и его поверхность испещрена царапинами или он имеет надрывы, сколы, дефекты эмульсионного слоя, то масштабное вмешательство ретушера становится просто обязательным. В подобных ситуациях едва ли получится сохранить декларируемое соответствие с исходным образцом.

Человеческий глаз - это очень гибкая оптическая система. Он быстро приспосабливается к условиям внешней среды и отфильтровывает паразитные оттенки, которые накладываются на общий цветовой фон сцены. Этот феномен человеческого зрения достаточно глубоко исследован физиологами и получил название хроматической адаптации. Фотографические аппараты и камеры не обладают подобной приспособляемостью. Они фиксируют картину такой, какой она является в действительности. Что произойдет, если в выключить освещение в замкнутом помещении? Человек на время ослепнет, но через некоторое время его способность различать детали восстановится, хотя бы частично. Проведем мысленный эксперимент в противоположной ситуации. Если в темной комнате внезапно включить освещение, то яркая вспышка света ослепит наблюдателя. В этом случае глазу легче приспособиться к условиям освещения и наблюдатель быстро восстановит визуальный контроль над окружающей обстановкой.

Когда наше зрение приспосабливается к изменившимся условиям освещения, то это не значит, что мы стали видеть больше цветов или тонов. Мозг выполнил настройку оптической системы глаза и, в результате, мы стали воспринимать ту же сцену, с аналогичными спектральными характеристиками, иначе. Увеличение чувствительности в одном тоновом или цветовом диапазоне, достигается за счет ее потери в другом диапазоне. Так, концентрирую взор на снежных вершинах гор, мы теряем способность различать богатство оттенков зеленого на склонах горных хребтов.

Угадываются определенные аналогии между адаптационной способностью глаза и принципами цифровой коррекции цвета, где действует своеобразный закон сохранения. Приобретения в одной цветовой или тональной области влекут за собой потери в других фрагментах и хроматических интервалах. Поэтому главной задачей цветокоррекции, видимо, нужно считать соответствие смыслу оригинала. Ретушированная фотография должна показывать сцену такой, какой ее мог бы увидеть человек. Это гибкая формула поглощает множество частных случаев, например: подавление паразитных оттенков и выбросов цвета, соответствие опорным цветам, исключение сдвигов в области нейтральных тонов, художественная ретушь и многое другое.

Первая операция процесса цветовой коррекции должна быть визуальная оценка изображения и идентификация цветовых сдвигов. Это очень ответственный этап, от результатов которого зависят тактика ретуши, объем корректирующих операций и, в конечном итоге, конечный результат. Не стоит полностью полагаться на экранный образ оригинала. Даже тщательно откалиброванные мониторы профессионального уровня могут отображать картинку со значительными искажениями в некоторых цветовых диапазонах.

Ситуации, с которыми пользователь может столкнуться в процессе цветовой коррекции, чрезвычайно разнообразны. Еще не выведена магическая формула, дающая ключ к успеху в каждом отдельном случае. Любой перечень советов по борьбе с паразитными оттенками и рекомендаций по использованию инструментов цветокоррекции не гарантирует хорошего результата. Сориентироваться в многообразии методик, подходов, средств и инструментов легче, если выбран истинный азимут движения и первые шаги сделаны в правильном направлении:

  • Следует использовать весь диапазон доступных тонов и не создавать оттенков, правдоподобность которых можно поставить под сомнение;
  • Многие образцы имеют области, закрашенные известными цветами. Это могут цвета национального флага, окраска фасада знакомого здания, колоратурные решения моделей одежды и многое другое. Такие фрагменты следует использовать как своеобразную точку отсчета. Добиваясь правильного отображения опорных цветов, часто удается поправить общую гамму всего изображения;
  • В каждом корректируемом изображении надо определить самую светлую и самую темную области (при условии, что таковые имеются). В процессе цветовой коррекции значение области блика надо установить настолько светлой, насколько это допускает технология печати. Ориентировочное значение блика равно 5С2M2Y, что означает смешение 5 процентов голубой краски, 2 процентов пурпурной и 2 процентов желтой. Смешение базовых цветов в меньших пропорциях не может быть воспроизведено офсетными печатающими машинами, поэтому такие области останутся не закрашенными. Без закраски они потеряют все детали и будут представлены участками белой (скорее всего) бумаги;
  • Исследования в области психологии зрительного восприятия показали, что области тени не так важны для человека, как светлые фрагменты изображения. Кроме того, изображения, лишенные бликов, встречаются весьма редко, а картинки без тени распространены достаточно широко. В процессе коррекции для области тени надо задать такие значения базовых координат, которые могут быть воспроизведены в процессе печати. Опыт показывает, что большинство современных печатных машин способны сохранить детали для тени с координатами равными 80C70M70Y70K. Более плотные темные тона будут представлены в печатном варианте областями, залитыми сплошной черной краской;
  • Блестящие светлые предметы, отражающие яркий свет не могут представлять область самых светлых тонов. Примерами таких объектов являются блики металлов, сияние металлической бижутерии, световая игра драгоценных камней, ореолы работающего сварочного аппарата и пр. Детали подобных областей в любом случае не различаются человеческим глазом, поэтому в процессе цветокоррекции их можно не принимать во внимание;
  • Окружающая нас среда изобилует нейтральными тонами - различными оттенками серого цвета. Поэтому они - первые кандидаты на роль опорных цветов. Коррекция областей нейтральных тонов может задать правильное направление для ретуши всего изображения. Серый получается в результате смешения в равных голубой, пурпурной и желтой краски. Памятуя о слабости голубого красителя, надо несколько увеличить его долю в составе серого. В определенных пределах эта операция совершенно безопасна, поскольку серый цвет с оттенком синего меньше бросается в глаза, нежели серый с передозировкой пурпурного или желтого;
  • Локальная избирательная коррекция, действующая только на выделенную область - это средство ограниченного применения, оправданное лишь в ограниченном числе ситуаций. Действительно, если некоторая область имеет нежелательный оттенок, то этот цветовой сдвиг, скорее всего, вызван общей для всего изображения причиной. Она влияет на все области оригинала, но ее последствия микшируются другими эффектами и не проявляются так явно.

Цветовой круг

При обработке изображений необходимо ясно понимать взаимодействие цветовых координат аддитивной системы RGB и субтрактивной системы CMYK. Без знания этих закономерностей трудно оценить качество цвета, назначить корректирующие операции, да и просто разумно использовать простейшие инструменты пакета, предназначенные для работы с цветом.

Дизайнеры и художники используют в своей практике несколько визуальных моделей, которые в доступной и наглядной форме изображают основные правила синтеза или сочетаемости цветов и оттенков. Рассмотрим самую простую и востребованную из таких моделей, называемую цветовым кругом ( рис. 6.1). В нем на равном расстоянии друг от друга размещены координаты основных цветовых систем RGB и CMYK. Согласно их принадлежности к цветовой системе эти краски часто называют аддитивными и субтрактивные.

Пары цветов, расположенные на концах одного диаметра (под углом 180 градусов), называются комплиментарными или дополнительными. Таковыми являются зеленый и пурпурный, синий и желтый, голубой и красный. Это название подчеркивает не только расположение в круге, но и суть реальных оптических процессов. Дополнительные цвета являются в некотором смысле взаимоисключающими. Добавление любой краски цветового круга компенсирует дополнительную краску, как бы разбавляет ее в результирующем цвете. Например, чтобы изменить цветовое соотношение в сторону зеленых тонов, следует понизить содержание пурпурного цвета, который является дополнительным к зеленому. Повышение содержания компонентов RGB влечет за собой снижение концентрации параметров CMY и наоборот. Это утверждение можно выразить в виде следующих кратких формул: 100%Cyan = 0Red, 100%Magenta = 0Green, 100%Yellow = 0Blue, 0%Cyan = 255Red, 0%Magenta = 255Green, 0%Yellow = 255Blue.

Голубой цвет противоположен красному, потому что голубые красители поглощают красный цвет и отражают синий и зеленый. Голубой цвет - это отсутствие красного.

Приведем сводку основных и производных правил цветового синтеза по круговой модели:

Цветовой круг

Рис. 6.1. Цветовой круг
  • Каждый субтрактивный (аддитивный) цвет находится между двумя аддитивными (субтрактивными). Сложение любых двух цветов RGB (CMY) дает цвет CMY (RGB), лежащий между ними. Например, смешивая зеленый и синий, получим голубой, а смесь желтого и пурпурного образует красный. Перечислим все возможные соотношения такого вида Red + Green = Yellow, Blue + Green = Cyan, Red + Blue = Magenta, Cyan+ Magenta = Blue, Cyan + Yellow = Green, Magenta + Yellow = Red.
  • Наложение красного и зеленого с максимальной интенсивностью дает чистый желтый цвет. Уменьшение интенсивности красного смещает результирующий в сторону зеленых оттенков, а снижение вклада зеленого делает цвет оранжевым.
  • Смешение синего и красного в максимальной пропорции дает фиолетовый цвет. Уменьшение доли синего влечет за собой сдвиг в область розового цвета, а уменьшение красного сдвигает цвет в сторону пурпурного.
  • Зеленый и синий цвета образуют голубой. Существует около 65 тысяч различных оттенков голубого, которые можно синтезировать, смешивая в разных пропорциях данные цветовые координаты.
  • Наложение голубой и пурпурной краски максимальной плотности дает глубокий синий цвет.
  • Пурпурный и желтый красители порождают красный цвет. Чем выше плотность составляющих, тем выше его яркость. Уменьшение интенсивности пурпурного придает цвету оранжевый оттенок, снижение доли желтой составляющей дает розовый цвет; Желтый и голубой дают ярко-зеленый цвет. Уменьшение доли желтого порождает изумрудный, а снижение вклада голубого - салатовый.
  • Осветление или затемнение цвета предельной насыщенности влечет за собой снижение его насыщенности.

Итак вложение цвета можно увеличивать и уменьшать, регулируя вклады его комплиментарного цвета или смежных цветов. Поскольку комплиментарный цвет также управляется своими смежными красками, то любой цвет круга можно регулировать настройкой цветов, смежных к дополнительному.

Выбор цветовой системы

Выбор подходящей для обработки модели - это один из " проклятых вопросов " цветовой коррекции. Стоит ли редактировать изображения в системе CMYK или оставить его в RGB? Эта дилемма не имеет однозначного ответа. Ранний переход в систему CMYK влечет за собой как очевидные преимущества, так и скрытые недостатки. Перечислим некоторые из них:

  • Для оригиналов, жизненный цикл которых не заканчивается получением печатного оттиска, конвертация в это систему не дает никаких преимуществ. Модели RGB, HSB или Lab - это совершенно естественные цветовые среды для таких изображений;
  • В системе CMYK четыре координаты. После конвертации изображение будет представлено при помощи четырех цветовых каналов, что повлечет за собой увеличение его размеров и, как следствие, уменьшение производительности вычислительной системы;
  • Преобразование цветовой модели может сопровождаться потерей некоторых цветов и оттенков общим снижением яркости. Часто после такого преобразования требуется дополнительная настройка резкости;
  • Не все производные оттенки одинаково успешно синтезируются при помощи цветовых координат четырехкрасочной модели. В частности, в ней сложно получить глубокий и чистый синий цвет. Это объясняется, если можно так выразиться, слабостью голубой краски. Теоретически, для синтеза серого оттенка следует смешать в равных пропорциях голубую, пурпурную и желтую краски. Но практика показывает, что для генерации искомого оттенка долю голубой краски следует заметно увеличить;
  • В системе CMYK меняются не только основные и производные цвета, но и средства, которые предлагает Photoshop для работы с ними. Вместо абсолютных значений яркости цветовых координат здесь используются процентные вклады основных красителей. Для пользователя, привыкшего оперировать в системе RGB, такой переход может оказаться непривычным и потребовать от него дополнительных усилий на освоение;
  • С другой стороны преобразование в CMYK цветных изображений, предназначенных для вывода на печать, нельзя избежать, а возможно только отсрочить. Многие ретушеры предпочитают выполнить этот переход как можно раньше, например, сразу после получения цифровой копии оригинала. Эта позиция имеет ряд преимуществ. Изображение в субтрактивной модели представляется четырьмя цветовыми каналам, что, в ряде случаев, дает дополнительные возможности для построения сложных масок. Канал черного цвета - это особый объект, который по некоторым своим свойствам отличается от остальных каналов. Эти " экстраординарные способности " черной краски можно использовать для тонкой коррекции полноцветных изображений;
  • Может быть самым интересным свойством модели CMYK является ее избыточность. Во всех аддитивных цветовых системах каждый оттенок (кроме чистых оттенков серого) обладает единственным представлением в виде набора базовых координат. В CMYK многие тона имеют несколько вариантов разложения по цветовым координатам. Например, 70C10M60Y15K и 85С25M75Y - это различные варианты представления цвета лесной зелени. Данное обстоятельство дает дополнительные возможности для принятия рациональных корректирующих решений.
< Лекция 5 || Лекция 6: 12345 || Лекция 7 >
Ирина Ашина
Ирина Ашина

Добрый День! Подскажите, если заказать одновременно в один адрес несколько сертификатов, так сказать, одгим конвертом,  - я единожды заплачу 200р, или за каждый сертификат все-равно придется платить? спасибо.