Опубликован: 30.03.2012 | Доступ: свободный | Студентов: 1009 / 133 | Оценка: 4.39 / 4.44 | Длительность: 11:04:00
Специальности: Художник
Лекция 7:

Шрифт и текст в CorelDRAW

< Лекция 6 || Лекция 7: 123 || Лекция 8 >
Аннотация: Шрифт и текст - фундаментальный понятия для любой работы дизайнера. Шрифт в широком смысле слова - это средство передачи информации. В более узком аспекте - элемент дизайна документа. Тот огромный поток информации, которую современный человек воспринимает постоянно, передается во многом с помощью шрифта. Программа CorelDRAW, являясь лидирующей на рынке графических программ, в то же время обладает возможностями мощного текстового процессора и, в отличие от MS Word, применима для верстки профессиональных полиграфических документов. В CorelDRAW текст можно импортировать или экспортировать, есть возможности проверки орфографии, запуска текста вдоль пути и применения функция обтекания текстом объектов.

Кодировки шрифтов в различных операционных системах

Слово "шрифт" происходит от латинского scriptum - "написанное". В современном понимании шрифт - это способ кодирования текстовой информации, используемый при ее передаче в виде изображения. Шрифт определяет взаимное соответствие между символами определенного алфавита и их изображениями, которые называются литерами.

Компьютерный шрифт представляет собой программу, которая может быть использована во всех приложениях Windows, в том числе и в Internet. Иначе говоря, компьютерные шрифты кодируются. Кодировка представляет собой таблицу символов, где каждой букве алфавита (а также цифрам и специальным знакам) присвоен свой уникальный номер - код символа. Разберемся, как это делается.

Для представления текста на экране вашего ПК необходимо каждому знаку присвоить некоторое число - его код. Все современные таблицы кодировок происходят от возникшей еще в 60-е годы 7-разрядной таблицы ASCII (American Standard Code for Information Interchange), которая содержит 33 кода команд или управляющих символов, большая часть которых сегодня не используется, и 95 кодов для различных знаков, достаточных для работы с английскими текстами. При 7-разрядном кодировании каждому символу сопоставляется 7 бит, то есть число в диапазоне от 0 до 127. Международный стандарт ISO/IEC 8859-1 стал в наши дни заменой для ASCII. Что же касается кодировки кириллицы, то на сегодня существует четыре базовых таблицы для кодировки русских букв:

  • для использования с операционной системой DOS, была разработана кодовая таблица CP-866 (IBM/Microsoft). Кодировка CP866 основана на альтернативной кодировке ГОСТ и создана специально для ОС MS-DOS, в которой используются символы псевдографики. Сегодня эта кодировка также непопулярна как и MS DOS;
  • для использования в операционной среде Windows, используется кодовая таблица CP-1251 (Microsoft). Кодовая страница 1251 для Microsoft Windows стала популярной благодаря огромному влиянию фирмы Microsoft на рынок компьютерных технологий. Кроме того, в ней отсутствует ненужная в графических средах поддержка символов псевдографики и гораздо полнее, чем в других кодировках, представлены такие символы, как ©, ®, различные виды кавычек, тире и т. п. Эта кодовая таблица сегодня в России является основной;
  • кодовая страница 10007 - используется на компьютерах Macintosh и по своему набору знаков почти совпадает с CP1251;
  • в UNIX-среде наиболее распространена кодовая таблица KOI8-R. Это сокращение расшифровывается как "код обмена информацией". Цифра 8 обозначает, что этот код 8-разрядный (в отличие от КОИ-7, широко применявшейся на советских вычислительных машинах). В настоящее время KOI8-R является одной из основных русскоязычных кодировок в операционных системах Linux.

Что касается источников появления шрифтов на вашем ПК, то шрифты, как и прочие программные продукты, продаются изготовителями. Основные производители шрифтов: Adobe, Bitstream, The International Typeface Corporation, Microsoft, Monotype, Letraset Online, Linotype, Type Market, ParaType.

Часто большие коллекции шрифтов поставляются вместе с некоторыми графическими, издательскими или офисными программами. Примером может служить Microsoft Office в состав поставки которого входит большой набор шрифтов. К сожалению, как правило, эти шрифты не являются кириллическими, и поэтому их использование в России ограничено.

Форматы шрифтовых файлов: растровые и векторные шрифты

Компьютерные шрифты делятся на два основных типа по способу построения символов: растровые и векторные. Разница та же, что и между точечными и векторными изображениями.

Растровый шрифт представляет собой набор точек, образующих символы (т.е. литеры описываются как совокупности точек). В связи с этим не существует эффективного способа изменять размеры шрифта и приходится для каждого кегля хранить отдельные наборы символов. Попытка масштабирования такого шрифта при ощутимом коэффициенте увеличения приводит к появлению так называемого лестничного (ступенчатого) эффекта, когда символы кажутся созданными из крупных блоков без сглаживания стыков.

В векторном шрифте каждый символ состоит из набора точек, соединенных линиями таким образом, что они образуют контур символа. Поэтому такие шрифты иногда называют контурные (масштабируемые) и описывают их с помощью каких-либо математических средств (векторов, дуг, сплайнов и т.п.).

Векторные шрифты могут легко масштабироваться путем изменения пропорций между точками, которые в свою очередь, изменяют длину линий, соединяющих эти точки. При увеличении размера векторные шрифты не теряют плавность линий.

Наиболее популярны векторные шрифты корпорации Adobe Systems, разработавшей стандарт Adobe Type 1 (или Post Script), и Microsoft Corporation, создавшей формат Microsoft Тruе Туре. Оба стандарта имеют свои достоинства, что привело к их параллельному сосуществованию.

Сравнение форматов True Type и Type 1

В стандартную поставку CorelDRAW входят шрифты двух типов - TrueType и Type1. Шрифт Microsoft True Type состоит из одного файла *.ttf. В Windows шрифты True Type размещаются в папке Windows\Fonts. Установить, удалить, просмотреть такой шрифт без особого труда сможет любой пользователь ОС Windows.

Шрифт Adobe Type 1 (Post Script) состоит из двух компонентов: растрового *.pfm (экранного) и векторного *.pfb (принтерного) файлов (либо из файлов *.pfb, *.afm и *.inf). С такими шрифтами обычно работают только профессионалы, а управлять ими удобнее при помощи специальной программы - Adobe Type Manager Delux (АТМ).

Шрифты в формате Type 1 (Post Script) строится на основе кривых третьего порядка, а шрифты True Type получают свой контур из кривых второго порядка. Использование кривых более высокого порядка и обуславливает основные преимущества PostScript шрифтов перед True Type. За счет большего числа степеней свободы PostScript-линия не имеет изломов в точках сопряжения фрагментов, тогда как для True Type больший или меньший перелом в точке стыковки двух сегментов является почти неизбежным. Иначе говоря, символы Post Script шрифта являются более гладкими, чем True Type, он не требует конвертации при печати на Post Script-устройствах что, как следствие, порождает меньше ошибок.

Из сказанного выше следует, что для полиграфических работ шрифты Adobe True Type 1 (или Post Script) - лучше. Для Internet - документов предпочтительнее использование Microsoft Тruе Type. С точки зрения непрофессионала использование True Type несколько проще (например, не требует установки специальных программ типа ATM), а сами шрифты более распространены и стоят дешевле Type 1. Кроме того, пользователю, конечным продуктом которого является распечатанное на "струйнике" письмо или личный сайт в Интернет не требуется супервысокое качество шрифтов.

Классификация и атрибуты шрифтов

Все компьютерные шрифты условно можно разделить на 4 группы:

  • шрифты с засечками (антиква - serif). Засечки, или серифы - горизонтальные элементы окончания основных (иногда соединительных) штрихов имеют самую разнообразную форму: прямоугольную, изогнутую, клювообразную и т.п. Эти шрифты воспринимаются глазом наиболее быстро, и поэтому часто используются для набора большого, объемного текста. Характерный шрифт из этой группы - Times. Шрифты с засечками также называют антиквенными, то есть античными. Впервые подобные элементы у букв применили еще римляне,
  • шрифты без засечек (гротески, рубленые или брусковые - sans serif). В шрифтах без засечек отсутствуют завершающие элементы на концах штрихов. Название sans-serif происходит от французского sans - без. На таких шрифтах рекомендуется обучать чтению. Типичный представитель этой группы шрифтов - шрифт Arial. Рубленые заголовочные шрифты обычно имеют более толстые, чем серифы, штрихи и хорошо смотрятся в крупном кегле. Шрифты без засечек, читаются медленнее антиквенных, однако заголовки, набранные этими шрифтами смотрятся более эффектно, кроме того, на устройствах с низкой разрешающей способностью (например - на мониторах) такой шрифт читается легче,
  • шрифты декоративные или свободного стиля (decorative), в том числе и рукописные (script). К этому классу относятся все остальные шрифты. К ним можно отнести рукописные, специальные, рекламные, художественные и прочие шрифты, которые нельзя отнести к первым двум группам. Декоративные шрифты имеют произвольный рисунок символов и применяются в основном как элементы дизайна. Чаще всего декоративные шрифты используют в заголовках. Использование подобных шрифтов в качестве основного текста является дизайнерской ошибкой, так как они неудобочитаемы,
  • особое место занимают так называемые символьные (symbol) шрифты, которые вместо букв содержат различные знаки, рисунки и т. д. и применяются, конечно, не для набора текста, а для создания графических объектов или формул.

Российская классификация по ГОСТ 3489-71 и 72 разделяет шрифты на 6 групп, однако фактически все гарнитуры снова можно представить в 4 основные, уже упомянутые, группы.

Совет

Чтобы из набора шрифтов просмотреть и выбрать для работы необходимые удобно использовать специальные программы - смотровики (менеджеры) шрифтов. Интерфейс одной из наиболее популярных программ этого типа The Font Thing показан на рис. 7.1.

Шрифтовой менеджер The Font Thing

увеличить изображение
Рис. 7.1. Шрифтовой менеджер The Font Thing

При рассмотрение не отдельных букв, а их совокупности (образующей текст), появляются новые термины.

Новый термин

Текст (от лат. textus ткань, соединение) - любая записанная посредством шрифта речь (литературное произведение, сочинение, документ).

Новый термин

Стиль текста - совокупность всех параметров оформления текста, присущих данному его отрезку.

Атрибуты стиля текста включают следующие понятия:

  • гарнитура шрифта,
  • начертание,
  • кегль,
  • интерлиньяж,
  • межбуквенный просвет,
  • междусловный пробел,
  • выключка,
  • отступ первой строки,
  • втяжка (отступы справа и слева),
  • межабзацные отбивки,
  • другие приемы оформления.

На рис. 7.2 проиллюстрированы основные термины, относящиеся к составляющим элементам любого из шрифтов.

Основные элементы текста и литер, составляющих шрифт

увеличить изображение
Рис. 7.2. Основные элементы текста и литер, составляющих шрифт
  • 1 - высота строчных букв,
  • 2 - высота прописных букв,
  • 3 - кегль,
  • 4 - интерлиньяж,
  • 5 - основной штрих,
  • 6 - соединительных штрих,
  • 7 - пуансон,
  • 8 - каплевидный элемент,
  • 9 - засечки,
  • 10 - базовая линия.

Рассмотрим ниже небольшой глоссарий терминов, имеющих отношение к шрифту и тексту, более подробно:

  • гарнитура шрифта (Type family) - совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Это как бы семья шрифтов, т.е. совокупность вариантов шрифта с общими стилевыми особенностями знаков, имеющее собственное наименование и отличающиеся различной насыщенностью, пропорциями, наклоном и стилем. Излагая ту же мысль другими словами можно сказать, что гарнитурой называется рисунок символов алфавита, разработанный дизайнером шрифта. Шрифты одной гарнитуры могут иметь различные начертания;
  • начертание (Type face) - комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов шрифта в пределах одной гарнитуры, но отличные насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков. Для каждого конкретного шрифта существует несколько вариантов начертания: светлое (light), суперсветлое (extra light), полужирное (demi bold), супержирное (extra bold), сжатое (compressed или condensed) и так далее. Наиболее распространенные начертания - Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic (курсив или наклонный). Иначе говоря, начертанием называют модификацию рисунка символов текста за счет изменения толщины штрихов и их наклона. Для каждой модификации художник должен разработать отдельный рисунок гарнитуры, поэтому число начертаний в различных гарнитурах отличается;
  • кегль (size) - высота символов текста в пунктах;
  • подчеркивание (underline), зачеркивание (strikethra) и надчеркивание (overscore). С помощью этих атрибутов описывается присутствие и характер линий, подчеркивающих, зачеркивающих или начеркивающих текст. Стандартными наборами линий, использующихся для этих целей, в CorelDRAW считаются тонкая одиночная линия (Single Thin), толстая одиночная линия (Single Thick) и двойная тонкая линия (Double Thin). Для каждого из наборов предусмотрена модификация, позволяющая подчеркивать только текст без пробелов (соответственно Single Thin Word. Single Thick Word и Double Thin Word);
  • при наборе математических, химических и других формул часто используются индексы. Индекс - это атрибут символа и он может быть задан, как и прочие атрибуты текста. Кнопки Superscript (верхний индекс) и Subscript (нижний индекс) изменяют кегль символа и перемещают его в положение соответствующего индекса;
  • при работе с текстом важную роль играет понятие абзаца. Абзац - часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки. От больших блоков, не расчлененных на абзацы, читательское восприятие притупляется. Выделяя значимые части текста, абзац выполняет роль своеобразного акцента, активно воздействующего на внимание человека. Обычно новый абзац текста начинается отступом первой строки, при котором перед первой буквой строки вставляется пробел определенной величины. Отступ первой строки (абзацный отступ) может быть положительным (в этом случае первая строка сдвигается вправо относительно всех остальных строк абзаца) или отрицательным (первая строка выходит влево за край основного текста, то есть все строки абзаца, начиная со второй, смещаются относительно первой строки вправо на некое фиксированное расстояние). Кроме того, абзац может вовсе не иметь абзацного отступа;
  • выключка (alignment - выравнивание) отражает расположение текста относительно вертикальных границ листа. Отметим, что выравнивание не имеет смысла для отдельных символов, так как это атрибут абзаца. Выравнивание может быть задано для каждого абзаца отдельно. Для того чтобы придать абзацу нужное выравнивание, текст нужно предварительно выделить. Этот атрибут может принимать одно из шести значений:
    • None (Отсутствует) - слова выравниваются по левой границе блока, но, задавая отрицательные значения смещения по горизонтали, можно вывести отдельные символы за нее влево;
    • Left (По левому краю) - слова выравниваются по левой границе блока, если при этом отдельные символы смещаются влево, то вместо их вывода за левую границу блока происходит смещение всей остальной строки вправо;
    • Center (По центру) - слова выравниваются так, чтобы середины всех строк блока совпадали с воображаемой вертикальной линией, расположенной посередине между его левой и правой границами;
    • Right (По правому краю) - слова выравниваются по правой границе блока, если при этом отдельные символы смещаются вправо, то вместо их вывода за правую границу блока происходит смещение всей остальной строки влево;
    • Full Justify (По ширине) - слова выравниваются так, чтобы первый символ первого слова каждой строки совмещался с левой границей блока, а последний символ последнего слова строки - с правой границей блока (исключение делается только для случая, когда в последней строке остается единственное слово (или перенесенная с предыдущей строки часть слова) - оно выравнивается по левому краю);
    • Force Justify (Полное по ширине) - то же, что по ширине, но без каких-либо исключений;
  • контрастность - один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Соотношение основных и соединительных штрихов:
    • для контрастных шрифтов равно 1/3,
    • для нормальных шрифтов соотношение основных и соединительных штрихов равно 1/2,
    • для малокотрастных шрифтов соотношение основных и соединительных штрихов равно 1/1.
  • интерлиньяж (Leading)- межстрочное расстояние (расстояние между базовыми линиями соседних строк). С его помощью вы можете уплотнять строчки текста по вертикали. Иногда это уменьшение позволяет, с одной стороны, уменьшить размер площади занимаемой данным абзацем текста, а с другой стороны, из-за этого уплотнения абзац выделяется на общем фоне так как смотреться более темным. Численно интерлиньяж равен расстоянию между базовыми линиями смежных строк текста. Интерлиньяж измеряется в пунктах По умолчанию эта величина указывается в CorelDRAW в процентах от высоты символов выбранного шрифта. Поскольку при разработке гарнитуры в высоту прописных символов текста включают и свободное пространство над ними, интерлиньяж 100 % означает, что расстояние между строками текста соответствует замыслу художника, разработавшего гарнитуру;
  • интервалы (space). В CorelDRAW имеется возможность принудительно изменять предусмотренные рисунком гарнитуры расстояния между смежными символами (Character) и между смежными словами (Word). Межсимвольное расстояние измеряется в процентах от ширины символа пробела использованного шрифта и по умолчанию равно нулю, то есть расстояния между символами в словах соответствуют предусмотренным в гарнитуре. Увеличение межсимволыюго расстояния раздвигает символы, уменьшение - сближает. Такая процедура называется трекингом. Межсловное расстояние также измеряется в процентах от ширины пробела для данного шрифта, оно по умолчанию равно 100 %. Следует помнить, что при выравнивании текста по обоим краям блока ширина пробела переменная и, естественно, не может точно соответствовать величине межсловного интервала.

Единицы измерения размеров шрифта

Кегль (size), то есть размер шрифта и интерлиньяж оценивают в пунктах. Один пункт равен 1/72 дюйма, то есть 0,352 мм. Ширина и высота колонок и полос выражаются в пиках (pica). Пика равна 12 пунктам, что чуть меньше 1/6 дюйма. Цицеро - единица, принятая в большинстве стран Европы. Она примерно равна пике (5,62 цицеро равны 1 дюйму). Другие единицы измерения размеров шрифта показаны ниже в таблице 7.1.

Таблица 7.1. Условные обозначения для различных единиц измерения шрифта
Наименование Обозначение Значение (Величина)
Дюймы In 2,54 мм
Пункты Pt 0,352 мм или 1/72 дюйма
Пики Pica 1/6 дюйма

Общие рекомендации при работе со шрифтами

При работе с текстом и шрифтами рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • в цветных публикациях назначайте фону и тексту контрастные цвета. Например, черные буквы на красном фоне читаются с большим трудом, так что такого сочетания следует, по возможности, избегать. Контрастность текста и фона легко проверить на монохромном изображении (конвертировав цветное изображение в градации серого);
  • избегайте раздражающего сочетания цветовых тонов для печати длинного текста. Так, сочетание желтого с красным очень эффектно для рекламной продукции с ярлыком "New!", но такое цветовое решение в большинстве других случаев неуместно;
  • общим правилом для работы является применение гарнитур с засечками для основного текста и рубленых или декоративных - для заголовков и других элементов;
  • нецелесообразно использовать в наборе детских книг шрифты, предназначенные для набора научных статей. Атрибуты стиля текста должны соответствовать его смысловому содержанию. Статья про Билла Гейтса, набранный старославянским шрифтом выглядит глупо;
  • для заголовков и подзаголовков применяйте более жирное начертание. Избегайте одинаковых гарнитур для заголовков и основного текста. С другой стороны, для заголовков и подзаголовков лучше использовать схожие гарнитуры; это же касается тех случаев, когда в основном тексте существует несколько гарнитур;
  • обратите внимание на длину строк. Не зря же газеты и журналы сверстаны обычно в две или более колонок. Для удобочитаемости обычного текста, оформленного кеглем 10, оптимальная длина строки примерно 85 мм;
  • для удобочитаемости текста важную роль играют поля. В классическом книгопечатанье поля занимают около 50% площади страницы.
< Лекция 6 || Лекция 7: 123 || Лекция 8 >