Опубликован: 30.03.2012 | Доступ: свободный | Студентов: 4782 / 1062 | Оценка: 4.13 / 3.87 | Длительность: 20:46:00
Специальности: Социолог
Лекция 1:

Введение в социологию

Лекция 1 || Лекция 2 >
Аннотация: В лекции рассказывается о предмете социологии, уровнях и отраслях социологии, взаимосвязи с другими науками, функциях и актуальных проблемах социологии в решении задач модернизации российского общества и решении глобальных проблем человечества.

Объект и предмет социологии

Описывая общую структуру социально-гуманитарного знания, можно выделить 4 уровня анализа: физический, психологический, социальный и интеллектуальный. Физический уровень представлен науками о природе (естественные дисциплины), психологический - педагогикой и психологией, социальный уровень – социологией, политологией, экономикой, интеллектуальный – философией, методологией, соционикой. Социология как наука о личности и обществе тесно связана с естественными дисциплинами, поскольку люди наполовину животные существа, а человеческие коллективы живут в природной среде. Социология находится между психологией и философией. У этих наук может быть общий объект, например, личность. Но если психология изучает внутренний мир, психику отдельного индивида, а философия – сущность и смысл жизни личности, то социология – социальные типы личности, поведение личности в конкретных группах и общностях. Если соционика изучает типы интеллекта, то социология изучает типы социального характера и социального поведения.

Общество представляет собой объект множества наук - социологии, истории, психологии, культурологии, политологии, экономической науки, соционики и других. В то же время каждая из этих наук изучает в этом объекте (обществе) отдельные его стороны, отдельные процессы, отношения, тенденции. Этим и отличаются они друг от друга. То, что они изучают в обществе, составляет их предмет.

Итак, предметом науки являются те свойства, процессы, связи, отношения, тенденции и закономерности объекта, которые изучаются при помощи свойственных данной науке методов. Отметим, что эти свойства, процессы и т.д. изучаются в качестве предмета только данной наукой. Если различные науки могут иметь один и тот же объект, то отличаются они своим предметом. Поэтому ответ на вопрос "что представляет собой эта наука" предполагает раскрытие предмета, а не объекта науки.

Предметом социологии на первых этапах ее становления считалось изучение общества в целом, во всех его проявлениях и взаимосвязях. Название "социология" принадлежит О. Конту. Буквальное название и определение предмета этой науки у родоначальника социологии практически совпадали. Также объект и предмет науки совпадали и у других социологов. Лишь в начале XX столетия социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин и другие стали выделять предмет данной науки.

Объектом социологии является общество и все его элементы, связи, отношения, а также та часть природы, которая меняется в результате взаимодействия с обществом. К объекту социологии относятся и личность, и информационная сфера, и экономика, и политический строй, и духовная жизнь общества. Объектом социологии являются также техника, используемые людьми земли, промышленность, технологии и т.п., поскольку все они также связаны с обществом.

Предметом социологии являются социальные отношения, процессы, тенденции и закономерности общества, его сфер (экономической, политической, личностной, духовной, интеллектуальной) и элементов (личности, слоев, общностей). В социологии понятие "социальное" – одна из характеристик общества, наряду с экономической, политической, личностной, духовной, интеллектуальной характеристикой общества.

Если общество является объектом социологии, то к ее предмету относится общество как социальная система Общество является также экономической, политической, информационной, интеллектуальной и духовной системой, но это уже не относится к предмету социологии. Так, типы интеллекта и информационно-энергетические процессы в обществе изучает соционика, духовную систему – культурология и т.д. Если объектом социологии является человек, то к ее предмету относится личность как социальная система, социальные типы личности. Объектом социологии являются экономическая, политическая, духовная, информационная сферы жизни общества, а предметом являются социальные отношения и процессы в этих сферах. Объектом социологии является труд, предметом же – распределение различных видов труда между различными социальными группами и личностями в зависимости от их квалификации и социального статуса, влияние занятия тем или иным видом труда на социальное положение личности или групп. Социология изучает взаимоотношения между личностью, общностями людей и обществом в целом во всех сферах - экономической, экологической, политической, духовной, информационной и т.д. Это могут быть межличностные, межгрупповые, классовые, этнические, профессиональные, территориальные, межпоколенные и другие отношения.

Специфика социальных законов

Сначала приведем несколько фактов:

  • в США 3 из 4 молодых людей занимаются одним или несколькими видами спорта. Вопрос: это результат свободного выбора?
  • в современном мире только 5 человек из 100 получают высшее образование. Вопрос: не связано ли это с фактами терроризма, экстремизма и проявлениями религиозного мракобесия?
  • если представить население планеты за модель в 1000 чел.,то в самых развитых частях Земли проживает всего лишь 165 чел.( 16,5%). Вопрос: лидерство Европы и США в мире уходит в прошлое, а на первый план выходит Юго-Восточная Азия?
  • почти 50% населения Земли не умеют ни читать, ни писать. Ваши комментарии.

Данные вопросы могут иметь неоднозначный ответ. Вместе с тем, социальные ученые имеют основания считать, что не только свободная воля, но и социум направляет наши действия и жизненный выбор. Даже на самые интимные поступки и личную жизнь человека влияет тип общества, в котором он живет. Статичные законы универсальны для всех народов. Социология вырабатывает глобальное мышление, которое позволяет нам лучше понять самих себя. Любопытно, что действие социальных законов более остро ощущают на себе социальные аутсайдеры, а в период финансового мирового кризиса миллионы людей вынуждены были мыслить социологически. Итоги выборов в Государственную Думу РФ 2011 г. также свидетельствуют об актуальности социального анализа действительности.

Так в чем же специфика социальных законов? В отличие от законов природы, они проявляются не однонаправленно, а как тенденции, которые являются результатом относительного перевеса одних социальных сил над другими. Одни социальные силы стремятся к стабилизации, к укреплению и сохранению привилегий, власти, другие – к переменам, перераспределению доходов, власти и собственности. Даже в самых передовых странах идет яростная борьба консерваторов и модернизаторов.

Общество делает нас, мы делаем общество. Социум перестраивается самими людьми, из которых он состоит. Люди могут узнать, что о них думают социологи и изменить свое поведение. Законы в обществе – результат деятельности людей и они могут меняться. Законы в природе неизменны. Когда мы слышим утверждения, что " у нас нет альтернативы", это манипуляция. Альтернатива в современном социуме есть всегда и это результат нашего свободного выбора. Но свободный выбор – не произвол и не своеволие, а точный учет типичного, закономерного в случайном. Иначе говоря, свободный выбор возможен только на базе знания универсальных и плюралистических социальных законов экономики, политики, социологии.

Закономерности в социологии носят статистический характер. Границей выступает так называемая точка "золотого сечения" - примерно 66% от 100% – такова идеальная модель соотношения массового, закономерного и случайного. Дискуссия на уровне эмпирических фактов имеет мало смысла. Типичность не абсолютна, а относительна. Поэтому в социологии за основу анализа берут комплекс показателей, которые связаны между собой (обобщенные показатели), теоретические концепции, которые проверены в социальной практике. Жесткий прогноз в обществе невозможен. Отдельные страны, организации, регионы, а еще более – малые группы и индивиды – могут быть исключением из общего правила. Итак, законы в обществе носят не абсолютный, а относительный, статистический характер. К тому же следует различать борьбу за поиск научной истины и политическую борьбу. В политике побеждает сила, а в науке – объективная, доказанная истина. Ученый и политик - две несовместимые профессии. Всегда нужно действовать по законам системы. Политическая система и научная социология – качественно специфичные социальные системы. Прогрессивные политики учитывают данные экономистов , социологов, но они не выходят за рамки своей профессиональной роли.

Исходя из вышеизложенного, ясно, что многознание исторических фактов не гарантирует понимания социальных закономерностей. Не случайно среди историков-эрудитов нередко можно встретить мифологическую трактовку социальной реальности. Выделим основные типы социального познания. 1.Мифологический тип - для него характерен поиск "козлов отпущения", обвинительный уклон в отношении отдельных наций и социальных групп, склонность к концепции заговора в объяснении социальных явлений. За мифологией всегда скрываются корыстные интересы конкретных группировок, оформленных в виде политической идеологии. Ключевой элемент данной идеологии – поиск врага, подлежащего ликвидации. В основе данных представлений лежат социальные стереотипы и идеологический миф, под который подгоняются факты реальной действительности. Гносеологический источник любой мифологии – информационный дефицит либо слабость логического мышления при высоком уровне информированности.

2. Рациональный тип социального познания – попытка системно объяснить социальные явления. Часто встречается среди преподавателей социальных , естественных и технических дисциплин. Вместо иллюзорности мифологических конструкций здесь мы видим опору на логику, социальную практику, стихийный социальный опыт. Такой подход максимально приближается к научной социологии.

3. Рефлективный тип социального познания – попытка конструирования логически правильной картины социальной действительности. Данный тип социальных представлений основан на высоком уровне гуманитарного образования, интеллектуальной активности и характерен для политической и идеологической элиты. Здесь обнаруживается тенденция к идеологизации представлений и высокий риск догматизации. На рефлективном типе познания базируются полярные мировоззрения – от прогрессивных до реакционных. Причина в том, что наиболее информированные люди используют в своих размышлениях как научно доказанные факты, так и идеологический материал. Поэтому не случайно много идеологически зашоренных людей среди деятелей искусства, публицистов, профессиональных идеологов, политтехнологов, пропагандистов, преподавателей гуманитарных дисциплин. Крайности сходятся: низкий уровень образования и обширная эрудиция могут привести к одному результату, если не используются проверенные факты и законы, добытые в русле социальных наук. Уместно привести образное сравнение. Исторические факты – это булыжники, а эрудиция – гора булыжников. Социальные законы – это здание, построенное из камней-фактов. Внедрить в социальную жизнь передовые формы социальной практики можно только при опоре на социологическое знание.

Структура социологической науки и ее связь с другими дисциплинами

Социология изучает не общество вообще - это предмет социальной философии. В отличие от абстрактного философского подхода, социология максимально конкретна: она эмпирически фиксирует и математически измеряет образцы социального поведения. Социология изучает современное общество, она есть обобщающая (генерализирующая) наука о социальных системах. В связи с этим мы вводим термин "социетальный", обозначающий процессы не в отдельных группах и институтах, а на уровне общества в целом. Социетальный – это сквозные явления и процессы, имеющие комплексный, интегративный характер. А из данного положения вытекает, что социология связана не только с философией, но и с другими дисциплинами, поскольку социетальное сообщество имеет одновременно и политическую, и психологическую, и духовную, и экономическую, и информационно-энергетическую характеристику. Социология – это общая социальная наука. Она выполняет по отношению к экономике, политологии, праву, культурологии, социальной психологии ту же функцию, которую общая биология выполняет по отношению к частным биологическим наукам типа зоологии, анатомии и др. Общая (теоретическая) социология составляет верхний этаж социально-научного знания.

Общество в целом изучает еще одна дисциплина – история. Граница с социологией проходит не только по линии прошлое/настоящее. История акцентирует внимание на познании уникальных, неповторимых и неповторяющихся событий. В историческом познании случайное превалирует. Социология интересуется типическими, повторяющимися явлениями. В социологическом анализе доминирует закономерное. Если история в хронологическом порядке фиксирует события, сохраняя их непрерывность (континуальность), то социология акцентирует внимание на дискретности и синхронности социальных явлений. В социальной реальности множество скачков и ответвлений, современность не всегда продолжает прошлое, а все чаще его отменяет. И, наконец, социология больше говорит об общем, а, скажем, психология или история – преимущественно о единичном. Следовательно, социология более методологичная наука, а ее законы нормативны по отношению к частным дисциплинам об обществе и человеке.

В структуре самой социологии, помимо теоретического, можно выделить эмпирический уровень. Функция эмпирической социологии – сбор социальных фактов. Теоретическая социология нужна для того, чтобы правильно понять и объяснить причины тех или иных событий, фактов, цифр и т.д. Методы теоретической социологии – моделирование, типология, классификация, аналогия, идеализация и др. Методы эмпирической социологии – наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. В зависимости от степени прагматичности, выделяют фундаментальную и прикладную социологию. Цель фундаментальной социологии – открытие законов социальной жизни. Цель прикладной социологии – решение практических проблем, связанных с управлением обществом и организациями. Названные уровни связаны между собой. Абстрактное теоретизирование может породить утопические проекты, если не изучать факты реальной жизни реальных людей в реальных условиях реальных групп.

В ходе своей эволюции социология делилась на различные отрасли.

Опираясь на теорию уровней познания и коммуникации, можно выделить политическую социологию, социологию личности, экономическую социологию, социологию общностей, социологию духовной жизни, информации и науки. Отрасли сегодня активно делятся на подотрасли. Так, в социологии духовной жизни развиваются социология религии, искусства, музыки и т.д. В социологии общностей возникли такие ветви как социология организаций, семьи, молодежи, этническая социология и др. Социология личности получила свое развитие в таких подотраслях как социология досуга, быта, спорта, коммуникации и др В результате интеграции с другими науками возникли такие дисциплины: социальная психология, социальный менеджмент, социальная информатика, социальная экология, соционическая социология и др.

Функции социологии

Первой и исходной для всех остальных функцией социологии является познавательно-информационная. Социология является средством самопознания общества.

Например, лишь благодаря опросам общество узнает, каково общественное мнение по тому или иному вопросу. Социология поставляет обществу информацию о состоянии и динамике социальных отношений, способствует более глубокому осмыслению людьми сути социальных проблем и пониманию путей их решения. В идеале социология должна быть простым зеркалом, отражающим социальные процессы таковыми, какие они есть на самом деле. В связи с этим острой проблемой социологической науки является приоритет профессиональной этики и стремления к истине над идеологическими соображениями.

Каждый из нас, не изучая социологию, в какой-то степени является социологом. Мы наблюдаем, как наше общество на наших глазах делится на новые слои. Мы также видим процессы, происходящие в национальных отношениях. Мы также объясняем для себя и другим причины обострения криминальной ситуации в стране. Однако мы являемся при этом социологами на житейском, обывательском уровне. Мы очень часто делаем непосредственные выводы из того, что сами каждый день наблюдаем. Всегда ли верны подобные выводы? Наверное, нет. Нельзя делать вывод об орбите Земли, непосредственно наблюдая за видимым нам движением Солнца. То же относится и к общественным явлениям.

Суть познавательной функции социологии заключается в том, что она, вооруженная методологией, методами и техникой исследования, на профессиональном, научно-специализированном уровне познает те социальные закономерности, тенденции, связи, постижение которых недоступно для непрофессионального, обыденного сознания. Как астроном пользуется телескопом, знает математические способы обработки информации, применяет моделирование и другие методы, так и социолог обладает своими профессиональными способами, технологией и инструментарием социального познания.

Для чего нужны знания о социальных закономерностях и тенденциях? Разумеется, не только ради удовлетворения собственного любопытства. Они нужны для того, чтобы мы могли воздействовать на социальные явления так, чтобы избежать больших социальных потерь, бедствий, потрясений, чтобы вовремя исправить допущенные ошибки, чтобы использовать накопленные знания в будущем при решении аналогичных социальных проблем. Это - критическая функция социологии.

Любые решения и мероприятия – экологические, технологические, экономические, политические и другие – должны, если они касаются интересов общества в целом, тех или иных групп и слоев, подвергаться социологической экспертизе. Такая экспертиза исходит из оценки социальной целесообразности и социальной эффективности решений и мероприятий. Многие благие начинания, смелые нововведения терпели крах по причине того, что они не учитывали интересы, потребности, способности тех или иных социальных групп. Более того, они приносили немало страданий и бедствий. Экономическая или политическая целесообразность не всегда тождественна социальной целесообразности. То, что экономически кажется выгодным, оказывается неэффективным в социальном плане (в конечном счете, и экономически неэффективным). Например, политика резкого сокращения количества вузов может привести к утрате социальной базы современного общества - интеллектуалов, а также к росту молодежной безработицы и преступности. Финансовая стабилизация ради самой экономики оказывается неэффективной, если не учитывать интересы креативного класса и других социальных групп.

Третьей функцией социологии, вытекающей из информационной и критической, является прогностическая. Знание того, в чем суть и причины тех или иных социальных изменений, позволяет с определенной долей вероятности ПРЕДВИДЕТЬ направленность и характер этих изменений в ближайшей или отдаленной перспективе.

Например, какова наибольшая вероятность становления социальной стратификации общества при сегодняшних изменениях отношений собственности, налоговой системы, инвестиционной политики, системы профессиональной подготовки и образования. К каким социальным последствиям в будущем приведет недостаточное финансирование науки. Какой социальный эффект мы получим от проникновения религии в систему образования. Как сложится лет через 10 судьба нынешнего молодого поколения, значительная часть которого не сможет найти работу священника или богослова.. Все эти и другие вопросы нельзя отнести к праздным. Мы должны сегодня попытаться влиять на завтрашний день, сводя к минимуму отрицательные тенденции и способствуя утверждению положительных тенденций. Сегодня, когда социальные изменения приобретают динамический характер, значение прогностической функции социологии многократно возрастает. Это объясняется принципиальным отличием научного предвидения от обыденного предсказания. Предсказания строятся на констатации в общественном сознании повторяющихся явлений, достаточно частого совпадения двух или нескольких фактов. Предсказания могут быть достаточно точными при условии, если изменения носят циклический (по замкнутому кругу) характер. Такие изменения были характерны лишь для традиционного общества. Сегодня, когда изменения носят в значительной степени динамический (по разорванному кругу) характер, необходимо понять более глубинные, внутренние связи и отношения. Для этого требуются научные методы познания - моделирование, формализация, типизация и другие. На познании СУЩНОСТИ социальных явлений и социальных ЗАКОНОВ строится научное предвидение.

Следует отметить, что социальные прогнозы (так же как экономические и политические) имеют силу обратного действия. Подобно инфляционному ожиданию, социальные прогнозы вызывают различные социальные ожидания (ожидания каких-либо социальных процессов, воспринимаемых как желательные или нежелательные). Эти ожидания, в свою очередь, в значительной степени влияют на общественное мнение и социальное поведение людей.

Прикладная (практическая) функция социологии реализуется в качестве использования социологического знания при решении различных задач, связанных с интересами общества, социальных групп и личности. Социологические знания применяются в социальной политике и социальном управлении на уровне общества, региона, города, предприятия. Управление социальными процессами осуществляется в форме социального планирования, составления социальных программ, социальных проектов.

Идеологическая функция социологии остается одной из заметных для общественного сознания функций. . Работы тех социологов, которые стремятся быть объективными и беспристрастными, испытывают, тем не менее, на себе и общественные настроения, и интересы тех или других социальных групп. Поэтому подходы социологов к тем или иным вопросам в какой-то степени идеологичны, т.е. находятся под влиянием интересов различных социальных групп или активно формируют мировоззрение различных социальных групп и общества в целом. Идеологии бывают разными – прогрессивными и регрессиивными. Можно обозначить шкалу из двух полюсов: идеология и объективная наука. Чем больше крен в сторону идеологии, тем меньше объективных выводов. Идеологизированность науки превращает ее в служанку отдельных групп, а интересы большинства других групп и человечества в целом - терпят ущерб.

Среди актуальных проблем социологической науки назовем следующие:

  • социологическая экспертиза решения социальных проблем групп и личности;
  • социологическая экспертиза экономической реформы и сбалансированности расходов бюджета;
  • социологическое обеспечение становления гражданского общества и социального правового государства;
  • социологическое обеспечение гармонизации национальных отношений;
  • социологическая экспертиза формирования новой, внерелигиозной духовности общества.

Краткие итоги

  1. Существуют 4 уровня социального познания: физический, психологический, социальный, интеллектуальный.
  2. Предмет социологии – социальные отношения между личностью, группами и обществом в целом.
  3. Специфика социальных законов – это законы- тенденции, имеющие не абсолютный, а относительный, статистический характер, в котором есть место для свободы воли и выбора у субъекта.
  4. Можно выделить четыре основных типа социального познания - мифологический, рациональный, рефлективный и научный (социологический)
  5. В структуре социологии выделяются уровни: эмпирический и теоретический, фундаментальный и прикладной. Эволюция этой науки привела к возникновению отраслей и подотраслей.
  6. Основные функции социологической науки: информационная, критическая, прогностическая, практическая, идеологическая

Набор для практики

Вопросы для самопроверки

  • На каком уровне познания функционирует социологическая наука?
  • Что является объектом социологической науки?
  • В чем вы видите предмет социологии?
  • Чем отличается социология от психологии?
  • Как связаны между собой социология и социальная философия?
  • Социология и история: общность и различия
  • Какую проблему вы считаете наиболее актуальной для современной российской социологии и почему?
Лекция 1 || Лекция 2 >
Юрий Филиппов
Юрий Филиппов
Указаны темы для курсовых, рефератов. Как сдавать?Сроки? Формат файла?
Александр Ефишев
Александр Ефишев