Опубликован: 27.07.2023 | Доступ: свободный | Студентов: 55 / 27 | Длительность: 07:32:00
Лекция 5:

Геопорталы

< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >

Введение

Активное развитие геоинформационных и телекоммуникационных технологий (в том числе Интернета), рост числа пользователей сетей, вычислительных мощностей ЭВМ, объемов доступных и востребованных данных приводят к постоянному расширению их практического применения [1 - 5]. Поэтому закономерным этапом развития геоинформационных систем становится их миграция в Интернет, где они существуют в виде картографических сервисов [6 - 10], геопорталов [11 - 15] и прочих картографических web-приложений. Ключевую роль в развитии интерактивных картографических web- приложений сыграло создание и совершенствование бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом "Open Source".

Понятие геопортала

Геопортал (от англ. geoportal - гео + портал) - веб-портал, отображающий и предоставляющий доступ к географической информации посредством веб-сервисов [16].

По территориальному охвату геопорталы делятся на глобальные (GoogleEarth), государственные (федеральные), региональные и муниципальные.

Ключ к пониманию сути геопортала лежит в понятии "портал", который определяется как "исходная точка выполнения тематического поиска в распределенной сети" и "сервер, предоставляющий прямой доступ пользователям к некоторому множеству серверов, включая установленные на них информационные ресурсы, а также Web-приложения, которые реализуют Web-сервисы, соответствующие назначению портала".

В проекции на проблематику ГИС и ИПД это означает доступ к распределенным сетевым ресурсам пространственных данных и сервисов (геосервисов), которые могут быть найдены на геопортале как исходной точке входа в сеть серверов.

Что обычно понимается под геопорталом в составе ИПД за рубежом, там, где они давно и успешно развиваются и множатся?

Напомним, что в английском языке термин "геопортал" употребляется в двух морфологических формах: "geoportal" и "geo-portal".

Википедия определяет геопортал как "веб-портал, используемый для поиска и доступа к географической (геопространственной) информации и связанные с этим сервисы (визуализации, редактирования, анализа и т. п.) в Интернете", при этом подчеркивается, что он является "важным и эффективным средством ГИС и ключевым элементом ИПД".

Понятие "геопортал" означает "точку входа в Интернет или Интранет с инструментами просмотра метаданных, поиска географической информации, ее визуализации, загрузки, распространения и, возможно, поиска геосервисов"..Директива INSPIRE, как уже отмечалось, определяет геопортал через набор его функций как сайт или его эквивалент, перечень функций которого, реализованных в виде Web-сервисов (геосервисов), включает поиск наборов данных, их визуализацию (геовизуализацию), загрузку и трансформирование, а также вызов других сервисов.

Этим можно было завершить краткое терминологическое введение в тему, если бы внимательный лексикограф не зафиксировал в своей электронной картотеке или базе данных другое значение слова "геопортал", уже не как научно-технического термина, а в качестве слова русского языка из актуальной лексики начала XXI в. Это геопортал в значении средства Web-картографирования (Интернет-картографирования) в расширенном его толковании как инструмента генерации геоизображений (геовизуализации), поскольку на практике речь идет о визуализации данных не только в картографической форме: к традиционным продуктам визуализации принадлежат карты, мозаики ортоизображений, их композиции (гибриды с картографическим изображением), трехмерные изображения на основе цифровых моделей рельефа. Как правило, эти средства предназначены для визуализации внутренних геоинформационных ресурсов обслуживающего сервера. Кроме традиционных визуализационных функций они могут предоставлять координаты интересующих объектов, возможность подсчета их площадей или периметров, прокладки маршрутов, печати карт. Однако в их задачи не входит поиск внутренних и тем более внешних распределенных ресурсов пространственных данных, а поиск в составе функций визуализаторов ограничен поиском "оффлайновых" объектов: домов и контор по их адресам, ближайших автозаправок и общественных туалетов, маршрутов передвижения и машин скорой помощи, наиболее близких к месту вызова к больному. Наличие функций ГИС, обеспечивающих такой поиск, ничего не меняет по существу: ищутся и находятся не информационные объекты, а объекты реального мира по их цифровым моделям [16 - 20].

Именно такими геопорталами, в большинстве своем с картами и планами городов, богат и продолжает богатеть Рунет. Эти системы исключительно информационно-справочного типа с недавних пор стали предметом обсуждения в рамках концепции "неогеографии", под которой понимается совокупность методов картографии и ГИС, а ее эталонами служат сервисы Google Earth и Google Maps.

Технологии создания интерактивных туристических интернет-карт

С технологических позиций в сфере создания геопорталов и интерактивных web-карт преобладает использование платных и закрытых программных продуктов, в том числе создаваемых на базе собранных в "пакет" открытых программных продуктов "Open Source"): NextGIS Web, ArcGIS Server, MapBox, GeoMixer, ORBISmap, GeoNode и др. При этом особое внимание приходится уделять программному обеспечению базы данных и сервисов сервера. Широко применяются и API сервисов Яндекса, Google, 2GIS, MapBox и др., накладывающие туристскую информацию на общесправочную. Разработчики обычно вынуждены сочетать несколько программных продуктов, отвечающих за реализацию базовых функциональных возможностей интерактивной web-карты. Например, для формирования интерфейса используются MapBender, OpenLayers, Geomajas и Leaflet, серверной составляющей - GeoServer, Mapserver, ArcSDE и QGIS Server, базы данных - MySQL и PostgreSQL/PostGIS. Все это приводит к относительно высокой сложности технологии [21 - 24] для рядового пользователя и к сильной зависимости от специалистов по программированию, высоким ценам на готовые решения из "коробки". Отдельного внимания заслуживает формирование архитектуры и содержательного наполнения туристских геопорталов, требующих как доступа к актуальным и качественным данным о туристской сфере, так и квалифицированной работы с ними. Все это, наряду с другими факторами, не дает технологии стать масштабируемой, финансово и интеллектуально доступной для субъектов туристской сферы.

В текущей ситуации в Российской Федерации наблюдается высокая заинтересованность субъектов туристской сферы, в том числе туристов, в актуальной, достоверной, систематизированной и полной по охвату пространственно локализованной информации о туристских объектах территории, которую можно получить в одном месте в сети Интернет.

Проектирование туристского геопортала состоит из 5 основных этапов [25 - 28].

Концептуальный: определение технических требований к туристскому геопорталу и разработка технического задания совместно с заказчиком; формирование творческого коллектива проекта и распределение функционала; проработка архитектуры геопортала; выявление и инвентаризация источников данных для геопортала [29 - 33].

Разработка программного обеспечения туристского геопортала: исследование рынка программных продуктов разработки интерактивных туристских web-карт и геопорталов; тестирование программных продуктов; выбор программных продуктов для разработки геопортала; подготовка макетов интерфейсов геопортала; создание рабочей программной оболочки туристского геопортала [34 - 37].

Создание геоинформационной базы данных туристского геопортала: сбор исходных данных из открытых источников, региональных и профильных ведомств, научных организаций и т.д., их обработка; геокодирование исходных данных по отдельным типам объектов туристской сферы; добавление геоинформационных слоев базы данных в программную оболочку геопортала путем программирования; формирование базы метаданных.

Методическое обеспечение: разработка методического обеспечения администрирования туристского геопортала; разработка документа, описывающего технологию создания интерактивных туристских web-карт и геопорталов для её последующего масштабирования.

Заключительный: тестирование работоспособности туристского геопортала и внесение корректировок, в случае выявления проблем; хостинг туристского геопортала и его открытие в публичный доступ; подготовка и сдача информационного отчета по проекту; сдача туристского геопортала заказчику.

< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >