Опубликован: 27.07.2023 | Доступ: свободный | Студентов: 55 / 28 | Длительность: 07:32:00
Лекция 1:

Информационный сервис

Лекция 1: 1234 || Лекция 2 >

Мы живем в век информации [1, 2]. Информация имеет решающее значение для всей нашей повседневной жизнедеятельности. Она порождается всеми видами человеческой деятельности и достижений. В создании информации участвуют как отдельные лица, так и организации.

Согласно тенденциям развития общества повсеместно происходит цифровизация всех сфер жизни человечества [3, 4, 5]. Цифровизация [6, 7, 8] предполагает развитие информационных систем и технологий, включая такие как: большие данные [9, 10], интернет вещей [11], цепочки блоков [12, 13, 14], искусственный интеллект. В качестве интерфейса между советующими информационными системами и человеком используются информационные сервисы [2, 21, 22]. В статье рассматривается сущность этого понятия и сферы его применения.

Что бы понять сущность термина информационный сервис необходимо согласно системному анализу рассмотреть сначала эти понятия в отдельности и определить синергетический эффект от сочетания этих понятий [23, 24, 25].

Информация - это одно из первичных понятий наряду с материей и идеей, поэтому существует ряд определений этого термина. По сути это рефлексия (средство взаимодействия) между идеей и материей, материей и материей, идеей и идеей. Информация проявляется на всех от микро- до макроуровня в виде [26, 27, 28].

Информация проявляется при передаче, хранении и обработке. По-видимому, информация существует как самостоятельная сущность, часть материи или идеи, но для ее проявления необходим субъект, который с ней манипулирует.

Существует ряд определений информации, которые определяют ее сведения, данные, знания. Часто это приводит к замкнутым петлям определений. Если принимать в качестве субъекта человека или электронно-вычислительные системы, то последовательность создания информации следующая: сигнал, данные, информация, знания. Данные получаются в результате обработки сигналов, поступающие на датчики (органы чувств или устройства ввода информации) субъекту. Эти данные обрабатываются, отсеиваются шумы и повторные данные. В результате этого появляется уникальные для данного субъекта данные, которые и называют информацией. Все факты, выводы, идеи и творческие произведения человеческого интеллекта и воображения, которые были переданы официально или неформально, в любой форме - это информация.

Знание - это информация, которая была понята и оценена в свете опыта и включеная в интеллектуальное понимание знающего предмета [29, 30, 31]. Другими словами, знание - это информация, полученная путем обучения или опыта. Иными словами, информация, апробированная на практике, является знанием.

Телекоммуникации - передача информации из одного физического места в другое с помощью электронных средств. Термин "телекоммуникация" относится как к аналоговой, так и к цифровой связи, включая голос и видео. Передача данных относится только для цифровой связи [32 - 35].

Понятия данные и информация часто взаимозаменяемы, но на самом деле они разные. Данные представляют собой наборы несвязанной информации или фактов и как таковые бесполезны пока они не будут должным образом оценены. После оценки, как только появляются значительные отношения между данными, и они показывают некоторую релевантность, они преобразуются в информацию. Теперь одни и те же данные можно использовать для разных целей. Таким образом, когда данные передают некоторую информацию, они полезны и считаются информацией.

Информация может оцениваться с позиций системного, функционального и процессуального подходов. Эти подходы рассматриваются в применении к управлению различными сферами народного хозяйства.

Понятие сервиса многогранно [36, 37]. Обычно его связывают с оказанием услуг. Услуги могут быть оказаны людьми, предприятиями, механизмами и инструментами. Информационные сервисы обычно связывают с программно-техническими комплексами, которые предоставляют информацию по запросам.

Потребность в информации

Информация имеет решающее значение для всей нашей деятельности. Нам это нужно для образования, исследований, занятости, развлечений, здравоохранения, решения проблем и обучения на протяжении всей жизни. Информация является жизненно важным ресурсом для социально-экономического развития страны.

Доступность последней научной, технической, опытно-конструкторской и коммерческой информации, дает стране экономическое, технологическое и политическое преимущество над другими странами.

Всем нужна информация для той или иной цели. Студентам нужна информация для дополнения своих учебников для учебы и для проектной работы. Учителям нужна информация для обучения и исследований. Специалистам (врачам, инженерам, юристам, консультантам и т.д.) нужна в информации для эффективной карьеры. Политикам нужна информация, чтобы сформулировать политику и планы по мере необходимости, а также принимать правильные решения. Исследователям (ученым, технологам, социальным ученым и т. д.) нужна информация, чтобы быть в курсе последних событий в своей области исследований, чтобы находить новые области исследований, чтобы избежать дублирования исследовательских усилий и решить любую проблему, с которой они столкнутся при проведении исследования. Исследователи самые обширные пользователи информации и знаний. Собственно говоря, большинство прежних библиотечных и информационных служб были разработаны с учетом ознакомлениям с их информационными требованиями.

Информационные ресурсы, информационный продукт и информационные сервисы

Под информационными ресурсами [8, 1] обычно понимается совокупность данных, информации, знаний.

Сегодня к информационным ресурсам можно отнести: средства массовой информации, электронные библиотеки, электронные базы данных, сайты Интернет, сервисы. Первоначально библиотеки были просто хранилищами знаний. Современные библиотеки предоставляют ряд сервисов по поиску информации. Библиотеки создают свои коллекции с учетом потребностей и целей организации, которой они служат. Исторически роль библиотеки в обеспечении доступности материалов считается одним из самых важных вкладов, когда-либо сделанных в человеческую культуру и технологии. В библиотеках хранятся материалы, которые позволяют идеям, знаниям и опыты передаваться из поколения в поколение.

Таким образом, под информационным сервисом будем понимать комплекс услуг по получению информации, хранению, обработки и дальнейшей выдачи по запросам [38].

В программной инженерии обычно сервисами называют программы предоставляющие услуги по обслуживанию электронных вычислительных машин (ЭВМ).

Интернет и Всемирная паутина представили новые и мощные способы поиска и обмена информацией. Интернет - это коллекция взаимосвязанных компьютерных сетей, доступ к которым с отдельного компьютера, дает пользователю возможность найти информацию, расположенную на любом компьютере, связанном с одной из сетей [39, 4]. Интернет объединяет миллионы компьютеров по всему миру, формируя сеть, в которой любой компьютер может общаться с любым другим компьютером, пока они подключены к Интернету. Информация, которая путешествует по Интернету, используя различные языки, называемые протоколами WWW или просто Web -это способ доступа к информации через среду Интернета. Интернет использует HTTP (протокол передачи гипертекста) для передачи данных. В Интернете также используются такие браузеры, как Internet Explorer или Netscape. Навигатор для доступа к веб-документам. HTTP определяет, как форматируются сообщения и переданы, и какие действия веб-серверы и браузеры должны предпринять в ответ к различным командам. Например, когда вы вводите URL-адрес (например, http://www.niscair.res.in/) в вашем браузере, это фактически отправляет команду в Интернет сервер, направляющий его на получение и передачу запрошенной веб-страницы.

Веб-страницы форматируются с помощью языка разметки, который называется HTML (Hyper Text Markup) - язык, который поддерживает ссылки на другие документы, а также графику, аудио или видео файлы. Сеть - это всего лишь один из способов распространения информации по Интернету.

Интернет и веб-технологии изменили способ общения людей, взаимодействовать, приобретать и делиться знаниями. Растущее число людей полагаются на Интернет для получения информации, в которой они нуждаются.

Сегодняшние пользователи полагаются на различные виды информации. Они ведут жизнь, насыщенную средствами массовой информации, и пользуются Интернетом больше, чем библиотеками. Они используют портативные устройства и получают доступ к информации из дома, работы, ресторанов, транспорта. Они могут найти все знания через Google или Yahoo. Википедия предоставляет бесплатно знания по каждой теме.

Библиотечные информационные сервисы

В настоящее время, когда средний пользователь перегружен огромным количеством информации очень важно, чтобы библиотеки систематически передавали знания и навыки поиска информации и организации информации для своих пользователей.

Цель информационных услуг состоит в том, чтобы обеспечить пользователя необходимой информацией. Библиотечный информационный сервис должен предвидеть и удовлетворять потребности пользователей. Необходимо поощрять осведомленность пользователей о потенциале информационных ресурсов для выполнения индивидуальной информационной потребности. Информационные сервисы должны предлагать услуги в соответствии с потребностями пользователей. Кроме того, информационные услуги могут быть разделены на две основные категории: обеспечение информационной потребности пользователей и осведомление пользователей о доступных информационных ресурсах и способах находить информацию, соответствующую заданным потребностям самостоятельно.

Информационные сервисы обычно пересекаются с услугами преподавания и обучения, потому что библиотекари часто обучают пользователей, предлагая информацию услуги пользователям. Информационные услуги включают в себя справочные сервисы и сервисы просмотра и поиска.

Иными словами, информационные услуги делятся на прямые и косвенные. Прямая услуга включает прямой поиск информации. Косвенные услуги включают действия по подготовке и разработке каталога, библиографии и все другие инструменты, обеспечивающие доступ к коллекциям библиотек.

Библиотечные информационные сервисы можно разбить на три уровня:

  • первый уровень, на котором технологии, источники и услуги интегрированы в цифровой библиотеке и у пользователя есть доступный портал для поддержки их информационных потребностей;
  • второй уровень, на котором библиотекарь обучает пользователя использованию цифровых библиотек, отвечает на часто задаваемые вопросы, онлайн-справки, подготовка пользователей для самостоятельного поиска информации;
  • третий уровень на какой библиотекарь (или чат-бот) ждет вопросов пользователей, которые могут быть через телефон, электронную почту, какой-либо интерактивный инструмент и т. д.
Лекция 1: 1234 || Лекция 2 >