Самоорганизация: синергетический подход
5.1. Естественнонаучные начала менеджмента и синергетики
На заре интеллектуального развития человечества научные знания носили целостный, интегрированный характер. Носители этих знаний одновременно были и философами, и математиками, и физиками, и экономистами, и врачами, и т. д. По мере усложнения научной картины мира происходила дифференциация наук, появились физика, химия, математика, экономическая теория и другие науки. Затем внутри каждой науки происходило то, что в физике называют вторичным квантованием: выделялись специфические разделы, усиливалась специализация знаний. Такая дифференциация привела, с одной стороны, к грандиозным открытиям на глубинных уровнях познания, а с другой - к тому, что ученые даже в родственных отраслях перестали понимать друг друга.
В результате утрачивается целостность, системность научного восприятия действительности. Ученые с универсальным мировоззрением становятся достоянием истории. Таким мировоззрением обладали А. Богданов, В. Вернардский, П. Флоренский, Н. Вавилов и другие выдающиеся мыслители прошлого века. Система научных знаний стала напоминать расширяющуюся вселенную, в которой галактики (отдельные науки) разбегаются друг от друга. В частности, естественнонаучные знания все более отделялись от гуманитарных и наоборот (знаменитая проблема "физиков" и "лириков").
На этом фоне неизбежно должна была возникнуть востребованность в интеграционных процессах как внутри одной области знаний, так и между различными науками (поиск единой теории поля в физике, появление так называемой системной медицины, корпоративизация в экономике и т. д. ). Такие интеграционные процессы носят объективный характер, они отражают естественную системность нашей действительности и системность процесса познания. Именно в смежных областях между "разбегающимися" знаниями чаще всего удается получить выдающиеся результаты.
Кризис менеджмента по своему значению и масштабам сопоставим с кризисом в естествознании в конце XIX в. Кризис менеджмента (и в этом прослеживается отчетливая аналогия с естествознанием) в конечном счете заключается в переходе от детерминизма к виртуальности, от детерминированного порядка как основы организации к гармонии, основанной на неопределенности ("детерминированный хаос"), в переходе от представлений об управлении по принципу "объект - субъект управления" к принципам самоорганизации. Природа, частью которой являются социально-экономические системы, обладает имманентной организацией, самодостаточной в своей целостности.
Классическая картина мира в естествознании ассоциируется с классическим менеджментом, для которого характерны такие понятия, как цель, организация, структура, внешняя среда, конкуренция. Признаки нового менеджмента - совокупность самоорганизующихся бизнес-процессов и бизнес-систем в виртуальном бизнес-пространстве, что напоминает "квантовый бульон" в квантово-механической модели вакуума.
Приоритет в фундаментальных исследованиях хаоса и порядка в природе принадлежит естествознанию, откуда черпают идеи ученые, пытающиеся осмыслить организационные процессы в социально-экономических системах.
Согласно соотношению неопределенностей В. Гейзенберга в основе упорядоченного устройства природы лежит неопределенность координаты и импульса. Обращаясь к основам новой, формирующейся теории менеджмента, мы видим, что бизнес-система как инструмент предпринимательской деятельности создается не в результате внешних усилий по преодолению беспорядка (хаоса) как исходного состояния организационного процесса, а как естественный процесс самоорганизации, для которого понятие "цель" становится второстепенным, а понятие "структура" перестает быть актуальным. Процессы самоорганизации не могут зарождаться в условиях детерминированной структурной определенности. Значение неопределенности в различных интерпретациях отмечали многие ученые-экономисты. Так, Й. Шумпетер, исследуя сущность предпринимательства, отмечал связь между предпринимательством и так называемой детерминированной неопределенностью.
Рассматривая аналогии между естествознанием и менеджментом, трудно удержаться от персональных сравнений. Хорошо известно, что классическую картину мира связывают с И. Ньютоном. Современную физическую картину мира создавали А. Эйнштейн, Н. Бор, Э. Шредингер, В. Гейзенберг и другие великие ученые.
Самым ярким представителем и основоположником классического менеджмента, несомненно, является Ф. Тейлор. Плеяду ученых, формировавших идеи нового менеджмента, возглавляет наш выдающийся соотечественник А. Богданов. За ним следуют Н. Винер, С. Бир, И. Пригожин, Г. Хакен и другие ученые.
С определенной степенью условности Тейлора можно считать Ньютоном в менеджменте, тогда Богданов - это Эйнштейн в теории организации. Следующая пара: Гейзенберг - Хакен и т. д. Подобные аналогии независимо друг от друга устанавливают и другие авторы. Так, М. Савельев использует понятие "кризис ньютонианской парадигмы в экономической и управленческой науке".
Об А. Богданове заслуженно много написано и нашими и зарубежными исследователями. При этом отмечается, что он, по сути, первый сформулировал принцип относительности в теории организации, которая образует основу теоретического фундамента менеджмента. Выделяя три типа систем - организованные, дезорганизованные и нейтральные - он утверждал, что такая типология зависит от контекста и наблюдателя.
Здесь уместно привести высказывание ученого о том, что вся деятельность человека есть организационная деятельность и что организационная деятельность человека всего лишь повторяет то, что уже существует в природе как естественная данность. В этом смысле человек представляется учеником "великого учителя - природы".
Основываясь на идеях Богданова, сегодня мы говорим об интеграционных процессах в отношении наук, составляющих теоретический фундамент менеджмента: кибернетики, теории организации, теории систем, синергетики. Физики в свою очередь работают над созданием единой теории поля, призванной объединить гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия. В понятийный аппарат теории менеджмента прочно вошли многие понятия из естественных наук: нелинейность, неравновесность, полярность, когерентность, сингулярность, градиент, флуктуации, кластер, энтропия, турбулентность и многие другие.
Особое внимание идеям и принципам естествознания уделяется при обосновании синергетических процессов в организации. Основатель синергетики Г. Хакен является ученым-физиком. Понятие "энтропия" было введено выдающимся физиком Р. Клаузиусом при исследовании термодинамических процессов. Математические выражения для оценки энтропии были использованы К. Шенноном для определения количества информации, при этом он связывал информацию со степенью неопределенности (!) состояния системы. Сейчас понятие энтропии широко используется и в теории менеджмента. Природу синергетического эффекта в организации следует искать, видимо, в резонансных взаимодействиях, хорошо исследованных в физике.
При рассмотрении родственных аналогий между естествознанием и менеджментом, конечно, следует учитывать, что речь все-таки идет о разных уровнях исследования окружающей действительности. Однако стратификация уровней исследования предполагает существование некой изначальной целостности и является всего лишь методологическим приемом исследования.
Самым существенным отличием теоретической базы менеджмента, в том числе экономической теории, от естественных наук является отсутствие фундаментальных констант, таких, как скорость света, постоянная Планка. Сегодня некоторые ученые-экономисты предпринимают попытки ввести и обосновать такие константы. Например, уже упоминавшийся М. Савельев утверждает, что им выведена первая фундаментальная экономическая константа - "константа капитализации". Анализ выводов М. Савельева не входит в наши задачи, в данном случае они интересны как иллюстрация все возрастающего внимания к трансдисциплинарным исследованиям, включая такие, казалось бы, удаленные друг от друга области, как менеджмент и естествознание.
По нашему мнению, вопрос о принципиальной возможности существования подобных фундаментальных констант остается открытым. Однако научные поиски, которые независимо от того, будут ли найдены и обоснованы эти константы, могут дать новые неожиданные результаты в разных направлениях экономической теории и менеджмента.
Знаменательным явлением, связывающим естествознание и менеджмент (и управление в широком смысле), стала синергетика. Синергетика характеризуется принципиально новым видением мира и новым пониманием процессов развития по сравнению с тем преобладающим способом видения, который господствовал в классической науке - науке И. Ньютона и П. Лапласа: случайность исключалась как нечто внешнее и несущественное, процессы в мире представлялись обратимыми во времени, предсказуемыми на неограниченно долгий период; эволюция считалась процессом, лишенным отклонений, возвратов и побочных явлений.
В классической науке XIX в. господствовало убеждение, что материи изначально присущи тенденция к разрушению всякой упорядоченности, стремление к исходному равновесию (в энергетическом смысле это и означало хаос). Такой взгляд сформировался под воздействием представлений равновесной термодинамики, науки, занимающейся процессами взаимопревращения различных видов энергии. Установлено, что взаимное превращение тепла и работы неравнозначно. Если работа может полностью превратиться в тепло трением или другими способами, то тепло полностью превратить в работу принципиально невозможно. Следовательно, во взаимопереходах одних видов энергии в другие существует заложенная самой природой направленность. Знаменитое второе начало (закон) термодинамики в формулировке немецкого физика Р. Клаузиуса звучит так: теплота не переходит самопроизвольно от холодного тела к более горячему.
В термодинамику было введено понятие "энтропия", под которой понимается мера беспорядка системы. Более точная формулировка второго начала термодинамики приняла такой вид: при самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает.
Максимальная энтропия означает полное термодинамическое равновесие, что эквивалентно хаосу (чем больше степень энтропии в системе, тем меньше степень порядка).
Единственным "укором" термодинамике служила дарвиновская теория эволюции, согласно которой процесс развития растительного и животного мира характеризуется непрерывным усложнением, нарастанием высоты организации и порядка. Живая природа стремится прочь от термодинамического равновесия и хаоса. Так обнаружилась "нестыковка" законов развития живой и неживой природы. Стало ясно, что для сохранения непротиворечивости общей картины мира необходимо постулировать наличие у материи в целом не только разрушительной, но и созидательной тенденции. Материя способна осуществлять работу и против термодинамического равновесия, самоорганизовываться и самоусложняться.
Постулат о способности материи к саморазвитию был введен в философию в античные времена, тогда как его необходимость в фундаментальных естественных науках (физике, химии) стала осознаваться лишь в последнее время. Таким образом, сформировались предпосылки для возникновения теории самоорганизации.
Понятие "самоорганизация" находится в центре современных представлений об эволюционных процессах. И. Пригожин одним из первых установил, что системы, предоставленные сами себе, могут уменьшать энтропию вопреки всем ранее известным представлениям.
Теперь все шире признается, что самоорганизация - фундаментальный процесс природы. Установлено, что существуют взаимосвязанные и взаимообусловленные материальные объекты с равновесной и неравновесной структурной организацией вещества. Одни из них образуются в ходе процесса, стремящегося к равновесию, другие - в ходе процесса, стремящегося к неравновесию. Главной особенностью процесса самоорганизации является его антиэнтропийная направленность.
Термин "самоорганизация" стал применяться для обозначения естественных антиэнтропийных процессов упорядочения, имеющих иную природу, чем процесс равновесной организации (например, кристаллизации), хотя долгое время считалось, что нарушения второго закона термодинамики возможны лишь при сознательном вмешательстве человека.
Приставка "само" подчеркивает как имманентные причины явления, так и существование различий в природе неравновесного и равновесного упорядочения, связанных с их активной или пассивной ролью в становлении соответствующего порядка (самоорганизация - активное упорядочивание).
Различать самоорганизацию и организацию при анализе сложных явлений можно только на основе различий их сущности. Самоорганизация предполагает изменение состояния естественным образом, организация - соответственно, искусственным.
В идеях И. Пригожина, развитых Г. Хакеном в синергетику, рассматривается так называемая когерентная самоорганизация. Ее механизм связан с кооперативным взаимодействием множества однородных компонентов, приводящим к синхронизации внутренних процессов и их когерентному поведению. Этот механизм Г. Хакен назвал синергетическим (от греч. synergia - совместное действие). Термин "синергетика" ученый ввел для обозначения междисциплинарного направления, предоставляющего благодаря результатам исследований в области теории лазеров и неравновесных фазовых переходов идейную основу для плодотворного сотрудничества исследователей в различных областях. Синергетика, по Хакену, занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей и сложным образом взаимодействующих между собой. У Г. Хакена в этом отношении были предшественники: Ч. Шеррингтон, называвший синергетическим согласованное действие нервной системы при управлении мышечными движениями; Улам, говоривший о синергии как форме непрерывного сотрудничества между компьютером и оператором; И. Забуский, пришедший к выводу о необходимости единого синтетического подхода к нелинейным математическим и физическим задачам. Но все это были лишь частные примеры синергетических процессов.
Некоторые авторитетные авторы высказываются о синергетике как о новой научной парадигме. Под парадигмой в философии понимают определенную совокупность общепринятых в научном сообществе идей и методов (образцов) научного исследования. Синергетику как новую парадигму можно кратко охарактеризовать тремя ключевыми идеями: нелинейность, самоорганизация, открытые системы.
В отношении самоорганизации Г. Хакен писал: "Полезно иметь какое-нибудь подходящее определение самоорганизации. Мы называем систему самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную и функциональную структуру. Под специфическим воздействием мы понимаем такое, которое навязывает системе структуру или функционирование. В случае же самоорганизации система испытывает неспецифическое воздействие. Например, жидкость, подогреваемая снизу, совершенно равномерно обретает в результате самоорганизации макроструктуру, образуя шестиугольные ячейки".
В настоящее время общепризнанным можно считать представление о самоорганизации как о спонтанном переходе открытой неравновесной системы от менее сложных и упорядоченных форм организации к более сложным.
С точки зрения теории динамического хаоса феномен самоорганизации можно рассматривать как рождение структуры из хаоса структур. Система, в которой стохастичность траекторий есть следствие внутренних взаимодействий, а не случайных внешних воздействий, называется динамическим хаосом - движения частиц рассматриваются как случайные.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что синергетика - научное направление, изучающее процессы образования и коллективных взаимодействий объектов (элементов, подсистем):
- происходящие в открытых системах в неравновесных условиях;
- сопровождающиеся интенсивным обменом веществом и энергией подсистемами с системой и системами с окружающей средой;
- характеризуемые самопроизвольностью (отсутствием жесткой детерминации извне) поведения объектов (подсистем), сочетающейся с их взаимосодействием;
- имеющие результатом упорядочение, самоорганизацию, уменьшение энтропии, а также эволюцию систем.