Санкт-Петербургский государственный университет
Опубликован: 17.08.2014 | Доступ: свободный | Студентов: 1910 / 861 | Длительность: 09:10:00
Лекция 6:

Электронная коммерция

< Лекция 5 || Лекция 6: 123
Аннотация: Использование виртуального пространства в бизнесе.

6.1. Электронная коммерция

Электронная коммерция, по сути, появилась раньше своего термина - в 60-е годы, в эпоху Mainframe-based приложений. Одними из первых таких приложений были сервисные компьютерные программы для транспорта - заказ билетов, обмен данными между различными транспортными службами, подготовка и согласование маршрутов движения судов и самолетов.

Бурный рост сетей Internet в 90-е годы, связанный с появлением Web-технологий, заставил многих представителей бизнеса обратить пристальное внимание на его возможности. Появился новый тип бизнеса - розничная торговля через Internet. В 1997 году появился стандарт "Open Buying on the Internet" (OBI). В нём излагались принципы, которым должно соответствовать программное обеспечение для электронной коммерции, поддерживающее открытые Internet-стандарты. Стандарт OBI затрагивает большой класс вопросов стандартизации всех форм взаимодействия между организациями, вовлеченных в полный цикл "поставки-продажи-покупки" ("Supply-Selling-Buying").

Электронная коммерция (e-commerce) вовлекает все больше продавцов и покупателей. Обороты онлайновой торговли исчисляются к настоящему времени миллиардами долларов. Лидером электронной торговли является Amazon.com.

Электронная коммерция обладает рядом несомненных преимуществ, из которых можно выделить следующие:

  • бОльшая открытость компании по отношению к клиентам, взаимодействие с клиентами направлено на установление долгосрочных взаимоотношений (Customer Relation-ship Management - CRM);
  • значительное увеличение оперативности получения информации для принятия решений - особенно в сложных торговых сделках с участием нескольких компаний;
  • значительное сокращение цикла маркетинга и продаж, появление возможности пред- и послепродажной поддержки продукта - в особой степени это относится к программному обеспечению (представление подробной информации о продуктах и услугах, документация, поставка новых версий и т. д.);
  • электронная оплата сделок с использованием электронных платежных систем;
  • возможность организации виртуальных предприятий - группы отдельных специалистов или даже компаний для ведения совместной коммерческой деятельности;
  • осуществление бизнес-процессов, совместно управляемых компанией и ее торговыми партнерами;
  • значительное снижение затрат, связанных с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций;
  • возможность создавать альтернативные каналы продаж, например, через электронный магазин на корпоративном портале;
  • в случае необходимости факты и частота совершения торговых операций могут быть объективно измерены провайдером и подтверждены независимыми аудиторами, например, по анализу lоg-файлов;
  • распространение права собственности на продаваемые или покупаемые нематериальные активы, например, пакеты информации в электронном виде;
  • на рынке имеется достаточно много недорогих программных пакетов для осуществления коммерческой деятельности в Internet.

К недостаткам можно отнести необходимость приобретения специализированных программно-аппаратных средств (если их нет в компании), осуществления повышенных мер безопасности информации, необходимость работы через Internet-посредников (провайдеров), возможность потери критически важной для бизнеса информации.

Направления электронной коммерции

Рис. 6.1. Направления электронной коммерции

Согласно стандарту OBI электронной коммерцией считалось взаимодействие между бизнес-организациями посредством электронных технологий и Internet. Сейчас это только один из секторов рынка электронной коммерции, который называется "бизнес-бизнес" (Business-to-Business). Электронную коммерцию в настоящее время принято разделять на ряд направлений ( рис. 6.1), основными из котрых считаются:

  • "бизнес-бизнес" (Business-to-Business - В2В);
  • "бизнес-потребитель" (Business-to-Customer или Business-to-Client - В2С);
  • "потребитель-бизнес" (Consumer-to-Business - C2B);
  • "потребитель-потребитель" (Consumer-to-Consumer - С2С).

Рассматриваются также взаимоотношения бизнеса и потребителей с государственными и иными регулирующими органами: "бизнес - государственные органы" (Business-to-Government - В2G), "потребитель - государственные органы" (Consumer-to-Government - С2G).

Можно выстраивать более сложные цепочки, как, например, "производитель электронного товара/услуги для государственного органа по социальному заказу - деятельность Internet-провайдера - государственный орган - потребитель" (Business-to-Business-to-Government-to-Consumer - В2В2G2С) и т. д.

Сектор B2B ранее определяли как межкорпоративное взаимодействие в системе "предприятие-предприятие" с использованием стандартов электронного обмена данными для осуществления передачи деловой информации.

Изначально этим термином обозначались процессы купли-продажи товаров и услуг между предприятиями в режиме On-Line. В настоящее время B2B понимается как любой процесс взаимодействия между предприятиями или подразделениями одного предприятия для решения бизнес-задач, который может быть реализован с применением информационных технологий и через Internet. Полем деятельности участников этого сектора являются виртуальные B2B-площадки ( рис. 6.2).

Такие площадки принято делить на 3 типа в зависимости от того, кем она создается:

  • поставщиками или продавцами (Supplier-driven или Seller-driven);
  • покупателями (Buyer-driven);
  • третьей стороной (Third-party-driven).

Возникновение тех или иных видов торговых площадок зависит от степени влияния покупателей и продавцов в данной области экономики.

Виртуальные B2B-площадки

Рис. 6.2. Виртуальные B2B-площадки

Площадки Supplier-driven. Крупные продавцы играют активную роль в формировании торговых площадок. Это происходит по разным причинам. Одни компании хотят привлечь как можно больше оптовых покупателей, другие - снизить затраты на продажи, третьи - иметь возможность объединиться с партнерами и диктовать свои условия на рынке.

Например, несколько крупных американских компаний, выпускающих медицинские товары - Jоhnson & Johnson, GE Medical Systems, Baxter International, Abbott Laboratories и Medtronic - предприняли усилия для создания общей Интернет-площадки Global Health Care Exchange () в области здравоохранения для того, чтобы не платить комиссионные владельцам площадок, на которых они раньше работали. В России такие площадки организуются в сырьевой и обрабатывающей промышленности, в тяжелом машиностроении, в сельскохозяйственной отрасли, предприятиями энергетики, производителями продуктов питания.

Площадки Buyer-driven. Одна или несколько крупных компаний создают свою торговую площадку для привлечения компаний-поставщиков. Концепция таких торговых площадок возникла в связи с потребностями крупных компаний в оптимизации процесса закупок, расширении торговых контактов и сети поставок по оптовым ценам. В качестве примера можно взять автомобильную промышленность в США, где GM, Ford и Daimler Chrysler объединились для создания глобальной онлайновой торговой площадки, или здравоохранение, где Tenant Healthcare объединила усилия с Ventro для создания Internet-площадки, ориентированной на потребности рынка медицинских товаров.

Площадки Third-party-driven. Такие площадки создаются, обслуживаются и управляются третьей стороной для того, чтобы свести вместе покупателей и продавцов. Обычно такие площадки создаются теми, кто хорошо ориентируется в том или ином секторе бизнеса, и служат для получения дохода в виде процента от совершенных сделок. Примерами таких площадок могут быть электронные биржи и аукционы (B2B Exchange/Auction).

При формировании площадок В2В необходимо учитывать ряд важных аспектов:

  • доступность для новых участников;
  • поддержка признанных стандартов разработки (EDI, Web-формы, XML-приложения);
  • масштабируемость используемых платформ;
  • возможность управления информацией и применения аналитических методов обработки;
  • возможность интеграции инструментов электронной коммерции;
  • обеспечение информационной безопасности.

В зависимости от конкретного типа площадки делают акцент на те или иные характеристики и разрабатывают соответствующие инструменты для поставщиков либо для потребителей.

Сектор B2C - форма электронной коммерции, целью которой являются прямые продажи для потребителя. Такая форма торговли эффективна для устранения географической удаленности между крупными городами и регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. B2C позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что естественно приводит к росту прибыли.

К системам B2C относятся:

  • Web-витрины (Front Office) торговых компаний для привлечения возможных покупателей к продуктам данных компаний;
  • Internet-магазины, которые занимаются только продажей товаров и содержат необходимую инфраструктуру (Back Office) для производства продаж и управление электронной торговлей через Internet;
  • торговые Internet-компании, в которых система электронных продаж (Back Office) полностью интегрирована со всеми торговыми бизнес-процессами.

Для полноценного функционирования Internet-магазина необходимы следующие обязательные компоненты:

  • Web-сервер, производящий разграничение доступа и распределяющий запросы;
  • сервер приложений, управляющий бизнес-логикой и реализующий необходимую совокупность процессов;
  • БД и СУБД для сбора, хранения, обработки и управления данными;
  • система электронных платежей, включающая электронную цифровую подпись.

Структура управления Internet-магазином реализуется, как правило, в виде трёхзвенной архитектуры "клиент - сервер приложений - сервер базы данных". Для интеграции Internet-магазина с бизнес-процессами основной компании может быть установлен шлюз-конвертор для передачи данных от магазина в бухгалтерскую систему и систему документационного обеспечения компании.

Сектор C2B. Во-первых, C2B - это форма электронной коммерции, которая предоставляет потребителю возможность самостоятельно устанавливать цену на различные товары и услуги, предлагаемые компаниями. Таким способом формируется спрос, который, однако, не означает, что совершится продажа по запрошенной цене. Продавец, пользуясь статистическими данными текущего спроса, принимает окончательное решение, и после этого товар "выпускается" в продажу по усредненной цене. Во-вторых, C2B - совокупность методов, инструментов и технологий для выполнения онлайновых транзакций между потре-бителями (физическими лицами или небольшими объединениями частных предпринимателей) и предприятиями. Примером являются сайты бизнес-консультантов, юристов, промоутеров, профитеров (специалистов по оптимизации деятельности предприятий), аудиторов, рекламных агентов и других специалистов, способных оказывать услуги предприятиям.

Сектор C2С. Форма электронной торговли, суть которой состоит в организации купли-продажи товаров и услуг между потребителями. В этом случае персональный сайт физического лица или специализированный сайт, имеющий раздел бесплатных объявлений, выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. Сделка может быть совершена как непосредственно через Интернет, если обе стороны имеют платежные инструменты, так и наличными деньгами при согласовании всех вопросов с применением Интернет. В качестве примера можно привести ресурс http://www.molotok.ru - один из ведущих российских аукционов, где каждый желающий может что-либо продать или купить.

И, наконец, в заключение отметим, сумма всех четырех секторов электронной коммерции <B2B + B2C + C2B + C2C> является её обобщенным социальным ресурсом. Электронный бизнес в настоящее время насчитывает много разновидностей, определяемых конкретными задачами бизнеса и применяемыми информационными технологиями. Это - торговые Internet-системы, Internet-биржи и аукционы, электронные платежи, кредитные и дебетовые системы, электронные чеки и деньги, Internet-страхование, аренда Web-сервисов, подбор персонала, лингвистические услуги и многое другое. В зависимости от сфокусированности контента ресурс <B2B + B2C + C2B + C2C> реализует соответствующий аспект электронного бизнеса переходного периода - от постиндустриального к информационному обществу.

Мобильная коммерция (m-Commerce). Это перевод электронной коммерции в мобильные формы. Мобильная коммерция делает пользователя еще более независимым, не привязывая его к стационарному компьютеру или серверу. Она предоставляет все возможности e-Commerce, при наличии у пользователя мобильных устройств для получения и передачи информации, выхода в Интернет, совершения транзакций.

Основу мобильной коммерции составляют протоколы WAP и GPRS, позволяющие выходить в Сеть, "скачивать" информацию, просматривать ее на мини-дисплее и совершать многочисленные операции электронной коммерции. Мобильная коммерция развивается очень быстрыми темпами. Например, всем известный мобильный телефон с функцией WAP или собственным микробраузером становится сейчас еще и средством идентификации владельца, выполняет функции банковской кредитной карты, позволяет выходить в мировую сеть, делать заказы билетов, производить коммерческие операции и т. д.

< Лекция 5 || Лекция 6: 123