Компания IBM
Опубликован: 10.06.2008 | Доступ: свободный | Студентов: 734 / 56 | Оценка: 4.18 / 4.00 | Длительность: 26:27:00
Специальности: Системный архитектор
Лекция 12:

Устранение неполадок

Аннотация: В этой лекции кратко рассказывается о диагностике и разрешении проблем с WebSphere MQ. Ниже даются подробные инструкции по разрешению наиболее распространенных проблем, возникающих при создании, администрировании и использовании среды WebSphere MQ. Для эффективного устранения неполадок, не описанных в информационных ресурсах, приводятся советы по подготовке сведений для обращения в службу IBM Service

В этой лекции обсуждаются следующие темы:

  • Базовая информация, предоставляемая WebSphere MQ
  • Разрешение известных проблем
  • Общие проблемы при построении инфраструктуры
  • Общие проблемы при использовании инфраструктуры
  • Сбор сведений для обращения в службу поддержки

12.1. Базовая информация, предоставляемая MQ

Приведенные ниже источники информации помогут устранить проблемы с WebSphere MQ следующего рода:

  • неудачное завершение управляющей команды WebSphere MQ;
  • неудачное завершение операции WebSphere MQ Explorer;
  • неудачное завершение программы-примера WebSphere MQ;
  • невозможность подключения приложения к WebSphere MQ;
  • невозможность отправки или получения сообщений приложением;
  • невозможность взаимодействия между менеджерами очередей;
  • неудачное завершение попыток программного выполнения различных действий над WebSphere MQ.

12.1.1. Сообщения AMQXXXX

Сообщения, отображаемые администратору инфраструктуры WebSphere MQ в ответ на выполняемые им действия, а также при различных событиях, помечаются идентификаторами вида AMQXXXX.

К их числу относятся сообщения об успешном и неудачном завершении действий, выполняемых в WebSphere MQ Explorer, а также управляющих команд WebSphere MQ и команд MQSC. Также выводятся сведения о работе менеджера очередей, которые заносятся в его журнал ошибок.

Идентификаторы этих сообщений состоят из подстроки AMQ и четырех цифр; допустимы идентификаторы из диапазона AMQ4000–AMQ9999.

Для любого сообщения WebSphere MQ можно получить дополнительную информацию (более подробное разъяснение обстоятельств генерации сообщения и рекомендуемые ответные действия).

Методы получения дополнительной информации следующие:

  • поиск идентификатора сообщения в руководстве WebSphere MQ Messages, GC34-6601;
  • исполнение команды mqrc с идентификатором сообщения в качестве параметра на машине с WebSphere MQ, например:
    mqrc AMQ4002

12.1.2. Коды причины

При неудачном или неполном завершении любого программного действия над WebSphere MQ приложению возвращается код, называемый кодом причины ( reason code ).

Этот код идентифицирует причину неудачного или неполного завершения действия, что позволяет предусмотреть эти обстоятельства при разработке приложения и отреагировать на них должным образом. Например, если приложение, ожидающее поступления сообщений в очередь в течение нескольких секунд, так и не дождется прибытия сообщений, оно должно получить код этого события.

Если некоторое действие завершается неудачей неожиданно для приложения, при диагностике прежде всего следует изучить код причины.

Коды причины представляют собой четырехзначные десятичные числа, которым соответствуют описательные имена. Вывести значение кода и описание, соответствующее коду, можно при помощи команды mqrc.

Параметром этой команды является десятичное значение кода, либо его шестнадцатеричное представление, предваренное знаками 0x, либо имя кода. В ответ на ввод одного из представлений кода команда возвращает остальные представления.

Подробнее об отдельных кодах причины см. в руководстве WebSphere MQ Messages, GC34-6601.

Получение кодов причин при использовании MQI и объектно-ориентированных API

Коды причин возвращаются непосредственно в ответ на действия над менеджерами очередей, выполняемые при помощи MQI API и других API, основанных на объектной модели WebSphere MQ. Описание кодов причин, возвращаемых при вызове функций MQI, приведено в WebSphere MQ Application Programming Reference, SC34-6596.

Получение кодов причины при использовании стандартных API, таких как JMS

При использовании стандартных API, например JMS, коды причины WebSphere MQ не описаны в стандартах на данные API. Однако код причины WebSphere MQ может содержаться в стандартном описании сбоя, предоставляемом приложению. Например, при использовании JMS API для взаимодействия с WebSphere MQ в описании Java-исключений могут содержаться коды причины WebSphere MQ.

12.1.3. Журналы ошибок менеджеров очередей

Журнал ошибок менеджера очередей - основной источник информации о работе менеджера очередей.

Если кода причины или сообщения AMQXXXX недостаточно, чтобы понять причины неудачного завершения программной операции или попытки административного действия, следует изучить журналы ошибок менеджера очередей. Впрочем, эти журналы содержат сведения не только о сбоях.

Журналы ошибок менеджера очередей предоставляют весьма полезную информацию о том, как он функционирует. Администраторам WebSphere MQ рекомендуется регулярно изучать журналы менеджеров очередей, подобно тому как системным администраторам рекомендуется анализировать журналы ОС.

12.1.4. Системные журналы ошибок WebSphere MQ

Некоторые операции по взаимодействию с инфраструктурой WebSphere MQ не сводятся к взаимодействию с отдельными менеджерами очередей. Например, когда попытка приложения подключиться к менеджеру очередей в режиме клиента оканчивается неудачей, с точки зрения этого приложения информация об этом сбое не связана с менеджером очередей.

Эта информация записывается в системном журнале ошибок WebSphere MQ, который рекомендуется анализировать наряду с журналами отдельных менеджеров очередей при диагностике проблем с клиентскими подключениями к менеджерам очередей.

Журналы ведутся как клиентами, так и серверами WebSphere MQ.

12.1.5. Расположение журналов ошибок

Журналы ошибок располагаются в следующих каталогах.

  • В Windows:
    • журналы ошибок менеджеров очередей: C:\Program Files\IBM\WebSphere MQ\Qmgrs\Имя_менеджера_очередей\errors
    • системные журналы ошибок WebSphere MQ: C:\Program Files\IBM\WebSphere MQ\errors
    • системные журналы ошибок при установке только клиента WebSphere MQ: c:\Program Files\IBM\WebSphere MQ Client\errors
    • системные журналы ошибок менеджеров очередей: C:\Program Files\IBM\WebSphere MQ\Qmgrs\@SYSTEM\errors
  • В UNIX:
    • журналы ошибок менеджеров очередей: /var/mqm/qmgrs/Имя_менеджера_очередей/errors
    • системные журналы ошибок WebSphere MQ: /var/mqm/errors
    • системные журналы ошибок менеджеров очередей: /var/mqm/qmgrs/@SYSTEM/errors
  • В iSeries:
    • журналы ошибок менеджеров очередей: /QIBM/UserData/mqm/Имя_менеджера_очередей/errors
    • системные журналы ошибок WebSphere MQ: /QIBM/UserData/mqm/errors
    • системные журналы ошибок менеджеров очередей: /QIBM/UserData/mqm/&SYSTEM/errors

Подробнее об этих журналах см. в "разделе 5.3.15" .

12.1.6. Технология FFST

При возникновении в менеджере очередей WebSphere MQ неожиданных событий, которые могут повлиять на его работоспособность, генерируется отчет FFST (firstfailure support technology).

Часть сведений из отчета FFST опытный администратор WebSphere MQ может прочитать непосредственно, остальная информация описывает состояние внутренних механизмов WebSphere MQ на момент сбоя. Эти сведения весьма полезны представителям службы IBM Service для диагностики сбоев WebSphere MQ.

Желательно хранить FFST-файлы в течение некоторого времени, поскольку полный набор таких файлов существенно облегчит диагностику неполадок представителям службы IBM Service. FFST-файлы создаются незадолго до проявления первых симптомов проблемы, и потому они могут быть полезны при анализе ее причин. FFST-отчеты генерируются не только при сбоях WebSphere MQ, но и при других неожиданных событиях. Регулярно проверяйте наличие FFST-файлов.

12.1.7. Документация по WebSphere MQ

В документации по WebSphere MQ содержится справочная информация об администрировании WebSphere MQ и разработке приложений, использующих инфраструктуру WebSphere MQ.

Обзор содержимого документации см. ниже в разделе "Публикации на смежные темы", а также в руководстве WebSphere MQ Bibliography and Glossary, SC34-6603.

Документация по WebSphere MQ V6.0 также доступна в виде библиотеки Information Center, поддерживающей удобный поиск (поставляется на носителе с WebSphere MQ), см. также Web-страницу: http://publib.boulder.ibm.com/infocenter/wmqv6/v6r0/index.jsp

12.2. Устранение известных неполадок

WebSphere MQ - устоявшийся программный продукт с солидным контингентом пользователей. Весьма вероятно, что проблемы, с которыми вы столкнулись при построении инфраструктуры WebSphere MQ или при попытке выполнения административных действий либо программных операций, уже возникали у других пользователей.

Возможно, эта проблема устраняется модификацией WebSphere MQ посредством APAR, изменением конфигурации инфраструктуры WebSphere MQ либо кода использующего ее приложения, а также путем изменений других аппаратных и программных компонентов инфраструктуры.

12.2.1. Сайт поддержки WebSphere MQ

Вся информация IBM по технической поддержке WebSphere MQ доступна через центральный Web-сайт: http://www.ibm.com/software/integration/wmq/support/

На этом сайте имеется документация по WebSphere MQ, база с поисковым интерфейсом, содержащая информацию о всех ранее устраненных неполадках в WebSphere MQ, также возможна загрузка пакетов SupportPacs для WebSphere MQ и исправлений для WebSphere MQ.

12.2.2. Установка исправлений и обновлений

IBM регулярно выпускает пакеты исправлений для WebSphere MQ. Важно постоянно устанавливать эти пакеты на всех экземплярах WebSphere MQ в составе инфраструктуры WebSphere MQ.

Регулярная установка исправлений даже при отсутствии соответствующих проблем защищает инфраструктуру WebSphere MQ от сбоев из-за возникновения известных неполадок.

Примечание. Любые изменения инфраструктуры и приложений, а также исправления, рекомендуется сначала испытывать в тестовой среде и лишь потом развертывать в производственной среде. То же верно для исправлений WebSphere MQ.

Подробнее о доступных обновлениях и исправлениях для WebSphere MQ см. на Web-странице технической поддержки WebSphere MQ.

Перед установкой исправления изучите его документ readme. В нем содержится описание проблемы, которое оно устраняет, а также история неполадок, которые устраняются исправлениями, ранее выпущенными для данной версии WebSphere MQ.

В readme также могут содержаться дополнения к документации WebSphere MQ и особые сведения, которые могут касаться работы WebSphere MQ в вашей среде.

Примечание. Определить текущую версию WebSphere MQ и состояние установленных исправлений в Windows и UNIX можно при помощи управляющей команды dspmqver. Команда возвращает информацию вида Version.Release.Modification.Fixpack. На iSeries для той же цели используют команду CALL QMQM/DSPMQVER.

12.2.3. "Молнии"

При выпуске каждого обновления или важного промежуточного исправления, дополняющего пакет исправлений, всем пользователям, зарегистрированным на сайте технической поддержки IBM, рассылаются уведомления-"молнии" (flashes). Каждому администратору WebSphere MQ рекомендуется подписаться на эти уведомления. Для этого зарегистрируйтесь на сайте технической поддержки IBM и добавьте WebSphere MQ в список продуктов на своей персональной странице.

12.2.4. Поиск APAR и Technote

Среди прочего доступна база знаний с решениями распространенных проблем, советами и инструкциями. Документ этой базы называется "technote" (техническая записка).

Поисковый интерфейс на сайте поддержки WebSphere MQ обеспечивает поиск в базах APAR и Technotes.

12.2.5. Дополнительные источники информации

В Интернете доступно множество источников сведений о WebSphere MQ, включая группы новостей, форумы и даже специализированные Web-сайты.

На Web-сайте IBM developerWorks \text{\textregistered} можно найти ссылки на множество подобных ресурсов, подробнее см. на Web-странице: http://www.ibm.com/developerworks/websphere/community

12.2.6. Модуль Healthcheck для WebSphere MQ Explorer

Подключаемый модуль Healthcheck для WebSphere MQ Explorer расширяет возможности WebSphere MQ Explorer. Этот модуль анализирует конфигурацию всех менеджеров очередей, подключенных к WebSphere MQ Explorer, в поисках потенциальных проблем.

Модуль WebSphere MQ Explorer Healthcheck поставляется в составе пакета SupportPac MH01, доступного по адресу http://www.ibm.com/support/docview.wss?rs=171&uid=swg24010096