Опубликован: 19.10.2006 | Доступ: свободный | Студентов: 10106 / 2385 | Оценка: 4.14 / 3.85 | Длительность: 08:05:00
Лекция 9:

Наследование и замыкание

< Лекция 8 || Лекция 9: 12 || Лекция 10 >
Аннотация: Метод наследования. Полезные (и опасные) свойства замыкания.

В "Основы объектно-ориентированного программирования" были рассмотрены основы объектно-ориентированного программирования в JavaScript. В данной лекции эта тема будет продолжена рассмотрением методов наследования, а также полезных (и опасных) свойств замыкания.

Наследование

В "Основы объектно-ориентированного программирования" была создана функция 'Cat':

function Cat(name){
  this.name = name;
}
Cat.prototype = {
  species:  'Cat',
  talk:     function(){ alert('Meow!'); },
  callOver: function(){ alert(this.name+' ignores you'); },
  pet:      function(){ alert('Pet!'); }
}

Теперь можно создать любое количество котов, но как быть, если мы захотим создать объект другого типа, например, собаку? В этом случае понадобится создать совершенно новую функцию, со своими собственными прототипами. Если два объекта используют одни и те же функции (например, можно было бы добавить функции sleep (спать), eat (есть), и play (играть)), то в результате мы бы имели чрезмерное дублирование кода. Решением является концепция наследования.

По сути наследование позволяет определить объекты "предки" и "потомки". Потомок наследует все свойства своего предка. Можно было создать, например, функцию Animal, Pet или Mammal. Обе функции Cat и Dog обладали бы многими свойствами функции предка Animal, и нам пришлось бы писать этот код один раз.

Проблема в том, что JavaScript не имеет в действительности встроенного механизма наследования, поэтому эту функциональность необходимо создавать самостоятельно. Для этого существует несколько различных способов. Один из них состоит в использовании функции call. Эта функция позволяет вызывать одну функцию из контекста другой, т.е. мы можем определить, как действует ключевое слово this. С помощью call можно написать класс Animal (Животное), а затем вызвать его из класса Cat или Dog.

function Animal(name){
  this.name = name;

  this.species = 'Animal';
  this.sleep   = function(){ alert(this.name+' спит: Хрррр'); }
}
function Cat(name){
  Animal.call(this, name);

  this.talk = function(){ alert('Мяу!'); }
}
function Dog(name){
  Animal.call(this, name);

  this.talk = function(){ alert('Гав!'); }
}

var sam = new Cat('Sam');
var joe = new Dog('Joe');
sam.sleep(); // Sam спит: Хрррр
joe.sleep(); // Joe спит: Хрррр

sam.talk();  // Мяу!
joe.talk();  // Гав!

Хотя это работает, мы немного ограничены в своих возможностях. Например, прототипирование не действует при использовании этого метода: все прототипы, заданные на Animal, не будут переноситься в функции Cat или Dog. Как мы знаем из "Основы объектно-ориентированного программирования" , определенные внутренне с помощью " this." функции создают новый экземпляр всякий раз при создании новой копии предка. В этом случае всякий раз при создании функции Animal, Cat или Dog появляется новая копия функций species и sleep. Как можно догадаться, это не самый эффективный способ.

Лучшим подходом является прототипирование всего родительского класса на классе-потомке. Это предоставляет доступ ко всем свойствам и методам класса предка:

function Animal(name){
  this.name = name;
}
Animal.prototype = {
  species: 'Animal',
  sleep  : function(){ alert(this.name+' спит: Хрррр'); }
}

function Cat(name){
  Animal.apply(this, arguments);
}
Cat.prototype         = new Animal;
Cat.prototype.species = 'Cat';
Cat.prototype.talk    = function(){ alert('Мяу!'); }

function Dog(name){
  Animal.apply(this, arguments);
}
Dog.prototype         = new Animal;
Dog.prototype.talk    = function(){ alert('Гав!'); }

var sam = new Cat('Sam');
var joe = new Dog('Joe');

sam.sleep(); // Sam спит : Хрррр
joe.sleep(); // Joe спит: Хрррр

alert(sam.species); // Cat
alert(joe.species); // Animal - для Dog функция species не определена

Можно продолжить это дальше и создать отдельные функции для различных пород собак или кошек и т.д.

< Лекция 8 || Лекция 9: 12 || Лекция 10 >
Елена Сапегова
Елена Сапегова

После прохождения теоретической части пришло письмо об окончании теоретической части курса, будет ли практическая часть?

Рустам Рахимов
Рустам Рахимов

Пол часа искал в интеренете, как что работает. Такое чувство что автор пишет для людей которые уже знают js, или просто хвастается своими знаниями. Конструкция формы непонятна. И можно было бы в кратце написать, что такое событие которое используют. Сорершенно не понятно как работает форма, и как брать из нее значение. 

function Complete() {

    var x = "Имя: " + document.tutform.firstname.value;

alert(x);

} - Так брать значение из формы tutform, firstname-получаем значение из имени. 

<INPUT TYPE="button" VALUE="Готово" onClick="Complete();"> - Нужно к кнопке прописать событие, при нажатие на кнопку готово, чтобы возвращалось значение с помощью функции. А так ничего не работает, и смысла учить нету, если не знать почему не работает.