Опубликован: 01.11.2006 | Доступ: свободный | Студентов: 4794 / 473 | Оценка: 4.17 / 4.02 | Длительность: 19:22:00
Специальности: Художник
Лекция 6:

Обработка и верстка иллюстраций

Аннотация: В этой лекции уделяется внимание обработке иллюстраций - этапам сканирования, работе с фоторепродукционной камерой и получению изображений, готовых к верстке вместе с текстовым материалом, а также применению НИС или других электронных систем верстки.

В разделе 3, посвященном подготовке иллюстраций, мы познакомились с предварительной подборкой оригиналов и оценкой их пригодности для воспроизведения.

В этом разделе мы перейдем к обработке иллюстраций – этапам сканирования, работе с фоторепродукционной камерой и получению изображений, готовых к верстке вместе с текстовым материалом; в случае применения НИС или других электронных систем верстки задача состоит в получении законченных файлов или фотоформ, готовых для создания печатных форм.

Как для цветных, так и для одноцветных иллюстраций имеется ряд возможностей наилучшего их размещения в тексте. Эти возможности определяются способом, используемым для работы с книгой в целом – например, применяемой наборной системой. Можно ли воспользоваться программой верстки, способной работать с иллюстрациями, и если да, как это лучше делать? Можно ли получать растровые иллюстрации вместе с текстом с помощью одного и того же устройства вывода, или же нужно искать альтернативное решение?

Прежде всего, мы рассмотрим наиболее важные обстоятельства, влияющие на выбор того или иного способа, а затем перейдем к характерным для каждого случая операциям.

6.1. Выбор процесса с учетом конечного результата

Здесь мы рассмотрим характерные особенности процесса обработки изображений, постоянно имея в виду конечный результат.

6.1.1. Выбор технологической схемы

Выбор основного образа действий для работы с иллюстративным материалом будет зависеть от того, будут ли иллюстрации заверстаны в текст и далее будут обрабатываться как единый массив, или же планируется отдельная обработка иллюстраций с последующим ручным монтажом.

В первом случае иллюстрации могут быть переданы в программу верстки и либо создаваться внутри нее (как, например, графические рисунки в НИС), либо изображение будет сканироваться и затем передаваться в программу верстки.

Обработка одноцветных иллюстраций

Одноцветные иллюстрации можно разделить на штриховые и полутоновые; к каждой группе применяются свои методы обработки. Штриховые изображения обычно целиком строятся из сплошных черных линий (или точек, или пунктиров) без полутонов. Типичными примерами являются технические диаграммы, архитектурные планы, рисунки, выполненные тушью или чернилами, графики и объемные диаграммы. Полутоновые иллюстрации имеют гамму оттенков. Типичными примерами являются черно-белые фотографии, карандашные рисунки со светотенью, рисунки, созданные с помощью аэрографа.

Одноцветные штриховые иллюстрации. Графика, помещенная внутри основного текста, может обрабатываться различными способами.

Если работа ведется с использованием НИС, лучше всего создавать рисунки непосредственно в программе верстки. При этом иллюстрации можно не подвергать отдельной обработке, поскольку они генерируются как часть оригинал макета.

Если для текстового материала используется НИС, а графические рисунки подготовлены отдельно, есть возможность выбора: либо рисунки сканируются и затем помещаются в текст при электронной верстке, либо в оригинал-макете предусматривается место для иллюстраций, снятых с оригинала в нужном масштабе и вставляемых затем в текст.

Трудно сказать, что лучше, но предварительное сканирование и вставка изображений в окончательные файлы обходится обычно дешевле. Есть ряд преимуществ хранения рисунков в том же файле, что и основной текст, особенно в том случае, если ожидается значительный объем правки, дополнительные издания книги, или если материал будет повторно использоваться в дальнейшем.

Для получения профессионального качества изображений штриховые рисунки должны быть отсканированы с минимальным разрешением 600dpi, а при обработке изображений издательствами, использующими качественные сканирующие устройства, разрешение составляет не менее 1000dpi для большинства графических рисунков. Разрешение на выводе тоже должно быть принято во внимание. Разрешение менее 600dpi не подходит для большинства графических рисунков; 600dpi – приемлемо, но наилучшие результаты дает разрешение 1000dpi и выше (т.е. разрешение, свойственное фотонаборным устройствам). Более подробно об этом будет сказано в разделе 6.2.

Оригинал может оказаться не пригоден для сканирования из-за своих размеров, хрупкости, ценности, затрудненности его обработки или по другим причинам. Наилучший способ обработки таких изображений, если на выходе предполагается получение бумажного оригинал-макета, это – съемка оригинала и вставка точно отмасштабированных изображений на фотобумаге в предусмотренные на макете пустые места. Если верстка выполняется с выводом на пленку, иллюстрации также должны быть выведены на пленку.

В разделе 6.2.1 мы рассмотрим технические особенности операции ручного монтажа иллюстраций.

Одноцветные полутоновые иллюстрации. Полутоновые оригиналы также могут обрабатываться настольными издательскими системами или системами предварительной обработки наборных машин вместе с основным текстом. Они могут быть обработаны и отдельно либо с помощью автономного сканера, либо с помощью фотокамеры с получением фотоотпечатков для последующего монтажа.

В случае использования НИС, полутоновые оригиналы иллюстраций могут быть сканированы, изображения обработаны и загружены в одну из программ верстки, после чего выведены в виде отпечатков. Но для некоторых книг качество монопередачи может оказаться недостаточным для последующего воспроизведения, поэтому в этом случае необходимо осуществить предварительный вывод и оценить полученные результаты, и лишь потом принимать окончательное решение об использовании данного способа.

Интегрированная верстка иллюстраций вместе с текстом удобна при наличии мощных систем верстки, способных к тонкой обработке сканированных полутоновых изображений.

Если же иллюстрации будут обрабатываться независимо, каковы преимущества сканирования по сравнению с фотосъемкой?

Сканирование черно-белых изображений обходится несколько дороже, чем черно-белая фотография, но в руках достаточно опытного оператора сканирование может дать несравненно лучшие результаты, нежели фотокамера. Компьютерная обработка изображений позволяет регулировать контрастность, ретушировать изображения, маскировать отдельные элементы и использовать еще множество специальных эффектов.

В следующем разделе мы рассмотрим эти возможности.

Цветные иллюстрации

Цветные оригиналы иллюстраций, как говорилось в разделе 3, могут представлять собой изображения в проходящем свете на фотопленке или в отраженном свете, т.е. фотографии, рисунки красками или другие цветные изображения.

Воспроизведение цветных штриховых иллюстраций. Подготовленные вручную линейные штриховые оригиналы (с четко обозначенными границами цветов) могут быть представлены либо в виде "изображений с разделением цветов", либо в виде "многоцветных изображений с заданием границ цветовых областей" (раздел 4). Ручное цветоделение состоит из базового рисунка с несколькими готовыми для съемки фотокамерой слоями-покрытиями с согласованным размещением цветных элементов. Если изображение было подготовлено в НИС, для его вывода могут непосредственно использоваться отдельные пленки.

Подготовленные вручную многоцветные изображения с заданием границ цветовых областей содержат большинство элементов на базовом рисунке, а инструкции по разделению и обработке цветов содержатся на отдельном слое.

В любом случае определяющим при выборе наилучшего метода обработки является способ представления изображения.

Традиционным (но уже несколько устаревшим) способом работы с цветным штриховым изображением является съемка с последующим монтажом и доводкой вручную. Как мы увидим в следующем разделе, некоторые составляющие процесса могут быть в большей или меньшей степени автоматизированы, но основная часть работы выполняется вручную, а сканеры здесь практически не применяются.

Многие НИС позволяют работать со штриховыми изображениями с разделением цветов. С их помощью могут быть созданы фотоформы с цветоделением, а также получены различные оттенки в соответствии со схемой цветосмешения при заданных параметрах, установленных в системе Pantone.

Воспроизведение цветных полутоновых иллюстраций.

Любое цветное полутоновое изображение, предназначенное для четырехцветной печати, должно быть подвергнуто цветоделению на четыре составляющих цвета (краски): голубой, пурпурный, желтый и черный.

Хотя процесс получения цветоделенных фотоформ может быть выполнен и с помощью сканера, и с помощью фотокамеры, на сегодняшний день реально применяется только сканирование. При этом облегчается как планирование сюжетов расположения в ходе интегрированной верстки, так и обработка иллюстраций.

При интегрированном размещении иллюстраций требуется либо применение мощной НИС и профессионального программного пакета, способного управлять цветоделением пленок на выходе, либо использование электронной системы верстки страниц в цвете.

Наиболее совершенные системы электронной верстки предлагают широкие возможности по ретушированию, обрезке, а также применению специальных эффектов и отдельной подготовке фрагментов. Но для большинства книг такая система набора может оказаться излишне дорогостоящей. Здесь чаще используется более привычный подход: отсканированные изображения вручную комбинируют с фотоформами, содержащими текст, непосредственно перед операцией получения окончательных фотоформ.

Камила Джепарова
Камила Джепарова
Анна Терентьева
Анна Терентьева