Опубликован: 07.04.2008 | Доступ: свободный | Студентов: 11854 / 2850 | Оценка: 4.44 / 4.10 | Длительность: 20:15:00
Специальности: Программист, Преподаватель
Лекция 2:

Переменные

< Лекция 1 || Лекция 2: 123 || Лекция 3 >
Аннотация: Из этой лекции вы узнаете, что такое переменная, и какие типы переменных бывают. Также познакомитесь с типом "Строка". Затем мы затронем стили программирования, познакомимся с комментариями и напишем две программы.

В любом языке программирования приходится использовать переменные. При загрузке программы, компьютер вначале считывает все необходимые данные в оперативную память, после чего уже имеет возможность работать с ними. Переменнаяэто ячейка оперативной памяти, которая может хранить данные какого-то одного типа. Переменная похожа на ячейку в MS Excel, там тоже в ячейке можно указать нужный формат данных. Если переменная имеет тип данных "строка", то в нее нельзя записать число. А в переменную с типом "целое число" нельзя записать вещественное число. В языках программирования вещественным называют число, у которого есть запятая, после которой имеются цифры, хотя бы нули:

125,00
348,24

Каждая переменная имеет уникальное имя. Для компьютера имя переменной – это адрес ячейки памяти, где хранятся данные. Присваиванием имен (идентификаторов) переменным занимается программист. Имена переменным в Delphi даются по определенным правилам:

  1. Имя переменной может содержать любое количество английских букв, цифр и знака подчеркивания, другие символы недопустимы.
  2. Первым символом обязательно должна быть буква или знак "_" (подчеркивание).
  3. В Delphi нет разницы, какие буквы вы даете переменным – большие или маленькие. То есть, myperem, MyPerem, MYPEREM – это одна и та же переменная.
Совет: Переменную можно назвать одной буквой. Однако уже через месяц или раньше вам очень трудно будет вспомнить, зачем вы делали переменную F, и какие данные в ней хранятся. Поэтому старайтесь давать переменным осмысленные имена и сочетайте большие буквы с маленькими для разделения на слова. Хорошие примеры – MinZarplata или Glav_Param.

Типы переменных

Каждая переменная имеет свой тип. Тип переменной обязательно нужно указывать, потому что разные типы переменных занимают разный размер, и компьютеру нужно знать, сколько байт в оперативной памяти требуется отвести под указанную переменную. Создание переменной состоит из двух этапов:

  1. Объявление переменной (указываем имя и тип переменной ). Переменная объявляется в специальном разделе var (позже мы познакомимся с этим разделом).
  2. Присвоение переменной какого-то значения.

Объявление переменной выглядит так:

var
   Peremennaya1 : Real;
   Peremennaya2, Peremennaya3 : Integer;

Как видно из примера, вначале указывается имя переменной, затем, после двоеточия указывается тип переменной. Если нужно объявить несколько переменных одного типа, их имена разделяются запятыми. В приведенном примере мы объявили одну вещественную переменную типа Real и две целые переменные типа Integer.

Присваивать значение переменным можно неоднократно. Переменная потому и называется так, что ее значение в процессе работы программы может меняться. Оператор присвоения значения выглядит так:

:=

Примеры присвоения значений переменным:

A := 10; 
B := 20.35; 
C := 'Это строка'; 
D := True; 
A := 3+5-1;

Механизм присвоения значения работает следующим образом: вначале рассчитывается значение в правой части команды, то есть, после знака " := ". Затем результат этого значения записывается в переменную. В последней строке примера мы использовали выражение "3+5-1". Вначале получается результат, в нашем случае он равен 7. Затем этот результат записывается в переменную.

В дальнейшем, имя переменной можно использовать в различных выражениях, например:

A1 := 3;
A2 := A1 + 7;
A1 := A1 + 1;

В первой строке мы записали в переменную число 3. Вторая строка содержит выражение, результатом которого будет число 10. А вот третья строка интересней. Как вы полагаете, что будет записано в переменную A1? Если ваш ответ 4, вы совершенно правы: вначале рассчитывается результат правой части команды, где в переменной A1 еще старое значение, затем он записывается в эту же переменную, изменяя ее значение.

В таблице 2.1 перечислены основные типы переменных:

Таблица 2.1.
Название типа Описание Пояснения
Integer Целое число Переменная может содержать только целые числа, как со знаком, так и без знака.
Real Вещественное число Переменная может принимать в качестве значения целые и дробные числа, со знаком и без знака.
String Строка Переменная может хранить любые символы и наборы символов. В переменную String можно записать до 2 Гб символов.
Boolean Логический тип Булева переменная, может быть либо False (Ложь), либо True (Истина).

На самом деле, типов переменных значительно больше, и по мере усложнения программ мы будем изучать эти типы. В таблице представлены только основные типы.

< Лекция 1 || Лекция 2: 123 || Лекция 3 >
Виктор Пелих
Виктор Пелих

Здравствуйте.
Прохожу курс "Введение в программирование на Delphi"
Добрался до Лекции 29: Введение в базы данных.

Установлена RAD Studio 11.3, у которой отсутствует вкладка BDE и, соответственно, компонент Table,  который обеспечивает доступ к таблице средствами механизма BDE.
Поиск в интернете подсказал 
BDE Installer for RAD Studio, Delphi, C++Builder 10.3 Rio
Подскажите, имеется ли ещё возможность использовать механизм BDE в Delphi11 и если такая возможность есть, как подключить BDE к Delphi11?
С уважением...

 

Федор Антонов
Федор Антонов

Здравствуйте!

Записался на ваш курс, но не понимаю как произвести оплату.

Надо ли писать заявление и, если да, то куда отправлять?

как я получу диплом о профессиональной переподготовке?