Модели поведения, восприятия и мышления
: Информация
Опубликована: 04.10.2012 | Уровень: для всех | Стоимость: 490.00 руб. | Длительность: 14 дней
В курсе с общих позиций рассматривается широкий круг вопросов, касающихся проблем моделирования поведения, восприятия и мышления.
Наряду с общими вопросами рассматриваются модели целенаправленного поведения, восприятия с "пониманием" и активных нейронных механизмов мозга, а также качественные модели репродуктивного и творческого мышления. В основе этих моделей лежит "принцип устойчивого неравновесия", принцип maxT и системные принципы целостности, целенаправленности и активности. Описывается также применение принципов целостности, целенаправленности и активности в системах распознавания рукописных текстов Графит, FineReader-рукопись и FormReader.
План занятий
Занятие | Заголовок << | Дата изучения |
---|---|---|
- | ||
Лекция 1 | Введение
Мышление - это одна из многих интереснейших загадок мира. В данной лекции мы коснемся научных проблем в этой области и дадим предварительное определение мышления.
| - |
Лекция 2 | О работах в области моделирования мышления
В данной лекции мы попробуем сделать краткий обзор направлений работ, имеющих отношение к моделированию мышления, дать общие оценки тому, что сделано, и перспективам дальнейшего продвижения в направлении понимания и моделирования мышления.
| - |
Лекция 3 | Существующие предпосылки к инженерному пониманию поведения и мышления
Итак, мы хотим понять, что такое мышление, оценить возможность его моделирования и найти подходы к моделированию. От чего можно отталкиваться?
В предыдущей лекции я в основном критиковал кибернетику, бионику и направление исследований, называющееся Искусственный интеллект (ИИ). В науке принято считать плохим тоном отрицание всего, что было сделано ранее. Хорошим тоном считается говорить, что предшествующие результаты были полезны и послужили отправной точкой для дальнейшего развития. В нашем случае так и есть.
| - |
Тест 136 минут | - | |
Лекция 4 | Формальная модель поведения
В данной лекции описывается внутренняя и внешняя работа живого организма, принципы оптимальности в физике и биологии, и принцип максимизации времени пребывания системы внутри условной области существования - maxT. А также рассматриваются аспекты схемы формирования и использования эмоций в процессе поведения и восприятия.
| - |
Тест 227 минут | - | |
Лекция 5 | Распознавание образов
Мы хотим прийти к пониманию феномена мышления, идя от задач поведения и восприятия, т. е. от задач, для решения которых возник и эволюционно развивался мозг.
В предыдущих лекциях мы говорили о поведении. Теперь посмотрим, что дает для понимания феномена мышления задача восприятия, распознование образов.
| - |
Лекция 6 | Особенности живого восприятия и программы распознавания
Мы рассмотрим некоторые принципы "интеллектуального" восприятия, конкретизирующиеся на примере решения задачи автоматического чтения рукописных символов. Практическая ориентация не привела, как это часто бывает, к упрощению и выхолащиванию проблемы восприятия. Наоборот, для получения работоспособного решения потребовалось введение "интеллектуальных" составляющих, ориентированных на распознавание "с пониманием".
| - |
Тест 336 минут | - | |
Лекция 7 | Нейронные модели механизмов мозга
В данной лекции рассматривается логика работы классического перцептрона и противоположная ей - логика работы признакового нейронного распознавателя.
| - |
Тест 436 минут | - | |
Лекция 8 | Нейронные модели механизмов мозга (Продолжение)
В этой лекции будет говориться еще о некоторых вариантах нейронных сетевых моделей. Среди этих вариантов есть как запрограммированные, так и умозрительные гипотетические. Объединяют все эти варианты общие многократно уже упоминавшиеся свойства - неустойчивость, активность и синергичность. Также речь пойдет о принципиальных нерешенных проблемах, связанных с моделированием нейронных механизмов мозга. В последнее время в отношении перспектив нейронных моделей в научно-популярной и даже в научной литературе часто встречаются оптимистические прогнозы. Такие прогнозы не представляются обоснованными. Сразу необходимо отметить, что нерешенных и даже еще не решаемых принципиальных проблем много больше, чем решенных. Более того, полностью и до конца решенных проблем попросту нет. В частности, в отношении А-сетей есть лишь гипотетические представления об общих принципах, а также намечающиеся отдельные пути, причем не столько пути решения, сколько пути исследования.
Оглавление
| - |
Тест 536 минут | - | |
Лекция 9 | Организация
Как для решения задач поведения, так и для решения задач восприятия в мозге строится целостная семантическая модель проблемной среды, отображающая существующие в среде объекты, ситуации и процессы, организацию объектов и взаимосвязей
между ними. В данной лекции харрактеризуются общие принципы организации существующих живых и неживых целостных систем (объектов) и рассматривается поведение активных динамических систем и условия их устойчивости.
| - |
Тест 636 минут | - | |
Лекция 10 | Информация
Для существования активных открытых динамических систем с накапливающейся неустойчивостью (в частности живых организмов) нужна среда. Для организации эффективного управления (поведения) в среде необходимо знание среды. Соответствующая информация определенным образом должна структурироваться и отображаться в формирующейся в мозге модели среды. Как мы уже говорили, специфическая сложная и многоплановая информация о среде особенно требуется, если в процессе управления (поведения) необходимо решать многоэкстремальные задачи. В связи с этим остановимся на вопросах, связанных с понятием "информация".
| - |
Тест 718 минут | - | |
Лекция 11 | Виды мышления и гипотезы о некоторых механизмах мышления и творчества
В данной лекции рассматриваются процессы перцептивного, когнитивного (познавательного) и практического (поведенческого) мышления, а также гипотетические представления о механизмах мышления и творчества человека. Также рассматриваются общие предположения о том, как может интерпретироваться мышление вообще и в частности на уровне модели нейронных механизмов мозга.
| - |
Тест 836 минут | - | |
5 часов | - |