Опубликован: 05.03.2005 | Уровень: специалист | Доступ: платный
Лекция 8:

Автоматизация тестирования

< Лекция 7 || Лекция 8: 12 || Лекция 9 >
Аннотация: Рассматривается структура тестового набора для автоматического прогона. Обсуждается структура инструментальной системы автоматизации тестирования. Сравниваются издержки и эффективность различных методов тестирования.

Автоматизация тестирования

Использование различных подходов к тестированию определяется их эффективностью применительно к условиям, определяемым промышленным проектом. В реальных случаях работа группы тестирования планируется так, чтобы разработка тестов начиналась с момента согласования требований к программному продукту (выпуск Requirement Book, содержащей высокоуровневые требования к продукту) и продолжалась параллельно с разработкой дизайна и кода продукта. В результате, к началу системного тестирования создаются тестовые наборы, содержащие тысячи тестов. Большой набор тестов обеспечивает всестороннюю проверку функциональности продукта и гарантирует качество продукта, но пропуск такого количества тестов на этапе системного тестирования представляет проблему. Ее решение лежит в области автоматизации тестирования, т.е. в автоматизации разработки.

Структура программы P теста
Загрузка теста (X,Y*)
Запуск тестируемого модуля
Cравнение полученных результатов Y c эталонными Y*

Структура тестируемого комплекса
ModF <-  МоdF1
         МоdF2
         МоdF3 <- МоdF31
                  МоdF32 	
Структура тестирующего модуля 
Mod  TestModF:	
Mod TestМодF1
Mоd TestМодF2
Mоd TestМодF3
P TestМодF

Mоd  TestModF1:      	
P TestМодF1

Mоd  TestModF2:	
P TestМодF2

Mоd  TestModF3:	
Mod TestМодF31
Mоd TestМодF32
P TestМодF3

В этом примере приведены структура теста, структура тестируемого комплекса и структура тестирующего модуля. Особенностью структуры каждого из тестирующих модулей Mi является запуск тестирующей программы Pi после того как каждый из модулей Mij, входящих в контекст модуля Mi, оттестирован. В этом случае запуск тестирующего модуля обеспечивает рекурсивный спуск к программам тестирования модулей нижнего уровня, а затем исполняет тестирование вышележащих уровней в условиях оттестированности нижележащих. Тестовые наборы подобной структуры ориентированы на автоматическое управление пропуском тестового набора в тестовом цикле. Важным преимуществом подобной организации является возможность регулирования нижнего уровня, до которого следует доходить в цикле тестирования. В этом случае контекст редуцированных в конкретном тестовом цикле модулей помечается как базовый, не подлежащий тестированию. Например, если контекст модуля ModF3: (ModF31, ModF32) – помечен как базовый, то в результате рекурсивный спуск затронет лишь модули ModF1, ModF2, ModF3 и вышележащий модуль ModF. Описанный способ организации тестовых наборов с успехом применяется в системах автоматизации тестирования.

Собственно использование эффективной системы автоматизации тестирования сокращает до минимума (например, до одной ночи) время пропуска тестов, без которого невозможно подтвердить факт роста качества (уменьшения числа оставшихся ошибок) продукта. Системное тестирование осуществляется в рамках циклов тестирования (периодов пропуска разработанного тестового набора над build разрабатываемого приложения). Перед каждым циклом фиксируется разработанный или исправленный build, на который заносятся обнаруженные в результате тестового прогона ошибки. Затем ошибки исправляются, и на очередной цикл тестирования предъявляется новый build. Окончание тестирования совпадает с экспериментально подтвержденным заключением о достигнутом уровне качества относительно выбранного критерия тестирования или о снижении плотности не обнаруженных ошибок до некоторой заранее оговоренной величины. Возможность ограничить цикл тестирования пределом в одни сутки или несколько часов поддерживается исключительно за счет средств автоматизации тестирования.

Структура инструментальной системы автоматизации тестирования

Рис. 8.1. Структура инструментальной системы автоматизации тестирования

На рис. 8.1 представлена обобщенная структура системы автоматизации тестирования, в которой создается и сохраняется следующая информация:

  • Набор тестов, достаточный для покрытия тестируемого приложения в соответствии с выбранным критерием тестирования – как результат ручной или автоматической разработки (генерации) тестовых наборов и драйвер/монитор пропуска тестового набора.
  • Результаты прогона тестового набора, зафиксированные в Log-файле. Log-файл содержит трассы ("протоколы"), представляющие собой реализованные при тестовом прогоне последовательности некоторых событий (значений отдельных переменных или их совокупностей) и точки реализации этих событий на графе программы. В составе трасс могут присутствовать последовательности явно и неявно заданных меток, задающих пути реализации трасс на управляющем графе программы, совокупности значений переменных на этих метках, величины промежуточных результатов, достигнутых на некоторых метках и т.п.
  • Статистика тестового цикла, содержащая: 1) результаты пропуска каждого теста из тестового набора и их сравнения с эталонными величинами; 2) факты, послужившие основанием для принятия решения о продолжении или окончании тестирования; 3) критерий покрытия и степень его удовлетворения, достигнутая в цикле тестирования.

Результатом анализа каждого прогона является список проблем, в виде ошибок и дефектов, который заносится в базу развития проекта. Далее происходит работа над ошибками, где каждая поднятая проблема идентифицируется, относится к соответствующему модулю и разработчику, приоритезируется и отслеживается, что обеспечивает гарантию ее решения (исправления или отнесения к списку известных проблем, решение которых по тем или иным причинам откладывается) в последующих build. Исправленный и собранный для тестирования build поступает на следующий цикл тестирования, и цикл повторяется, пока нужное качество программного комплекса не будет достигнуто. В этом итерационном процессе средства автоматизации тестирования обеспечивают быстрый контроль результатов исправления ошибок и проверку уровня качества, достигнутого в продукте. Некачественный продукт зрелая организация не производит.

< Лекция 7 || Лекция 8: 12 || Лекция 9 >
Федор Антонов
Федор Антонов

Здравствуйте!

Записался на ваш курс, но не понимаю как произвести оплату.

Надо ли писать заявление и, если да, то куда отправлять?

как я получу диплом о профессиональной переподготовке?

Сергей Чурбанов
Сергей Чурбанов
Валерий Слиж
Валерий Слиж
Беларусь
Андрей Морозов
Андрей Морозов
Россия, Минск