Сейчас изучаю самостоятельно курс Олега Лаврушина Деньги, Кредит, Банки. Пройдено 80 % материала. (Лекция 22) На 3 странице курса происходят технические проблемы. Есть ли ограничения по срокам изучения курса? Можно ли это устронить? Хотела бы завершить курс полностью. Очень объемный и интересный материал. Прекрасно изложен. |
Система денежно-кредитного регулирования и ее элементы
23.1. Цели, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования
Денежно-кредитное регулирование - это осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота.
Основные цели денежно-кредитного регулирования
На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:
- поддержание стабильности цен;
- достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);
- обеспечение экономического роста;
- обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;
- поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;
- обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.
Первая цель денежно-кредитного регулирования - поддержание стабильности цен - в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.
Уменьшение инфляционных процессов способствует улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долгосрочного экономического роста.
Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:
- уменьшение макроэкономических рисков;
- расширение внутреннего кредита;
- концентрация капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.
В силу отсутствия у современных центральных банков законодательно установленных функций по реализации второй и третьей из названных выше целей задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три цели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка.
Реализуя государственные и общественные интересы в области управления денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства.
Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать:
- удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота;
- защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;
- уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение качества оказываемых услуг;
- создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проинфляционных) процессов в денежном обороте;
- формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;
- развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений;
- расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;
- совершенствование системы безналичных расчетов.
Объекты регулирования
Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты, регулирования.
В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:
- спрос на деньги и предложение денег;
- объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;
- скорость оборота денег;
- объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;
- коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;
- объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;
- курс национальной денежной единицы.
Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показателей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регулирования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.
Большое значение в настоящее время имеет оценка спроса на деньги и предложения денег. Другие из перечисленных показателей в значительной мере отражают наличие постоянных связей между отдельными частями денежного оборота. Более детальная их характеристика изложена в других главах учебника.
Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составляют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со стороны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.
Для этого необходимо:
- создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков; формирование соответствующих показателей денежного оборота, снижение рисков для инвестиций участников денежного оборота;
- проведение мероприятий по снижению издержек участников денежного оборота и расходованию полученных в результате экономии средств на возврат займов;
- достижение определенной динамики денежного оборота для потребителей (пользователей) банковских услуг.
Показатели денежной программы не являются жестко заданными. В зависимости от развития внутренней и внешней экономической ситуации они могут быть скорректированы для достижения цели по уровню инфляции.
Установление срока действия денежных параметров должно дополняться в условиях нестабильной рыночной экономики определением внешних факторов, изменение которых должно приводить к обязательному автоматическому перерасчету прогнозов.
Механизм реализации денежной программы
Механизм реализации денежной программы как элемент денежной системы включает следующие элементы:
- стратегическое планирование и прогнозирование (определение направлений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом);
- экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения.
При выявлении расхождений между фактическими и прогнозными данными денежных параметров устанавливаются причины их возникновения, а сами расхождения должны также регулироваться. Например, в целях регулирования валютных рисков коммерческим банкам устанавливаются лимиты по ведению открытых валютных позиций. Для регулирования кредитных рисков и нейтрализации их негативных последствий в банковской системе создаются резервы на возможные потери по ссудам. При регулировании рыночных рисков банковской системы рассчитывают размер этих рисков для их включения в денежную программу.
Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота. Например, публичность утверждения государственного бюджета предполагает фиксацию определенных денежных параметров с целью организации контроля за динамикой денежной массы, находящейся в обороте. Это необходимо для достижения доверия со стороны потребителей банковских услуг, а также для достижения баланса интересов в процессе регулирования хозяйственного оборота в целом.
Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным фактором денежно-кредитного регулирования.
Собственники денежных ресурсов, каковыми являются министерство финансов или центральный банк, согласно законодательству располагают всеми необходимыми полномочиями для проведения преобразований, результатом которых должно стать снижение риска инвестирования и повышение кредитоспособности страны.
Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита.
Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно, все остальные величины - относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.
Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:
- дальнейшим ростом экономики;
- снижением инфляции и инфляционных ожиданий;
- ростом доверия к банковской системе.
Со стороны агентов экономической деятельности спрос на деньги представлен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов являются кассовые остатки, т. е. принадлежащие хозяйственному агенту как собственнику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на деньги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.
В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денежного оборота, формируется спрос на деньги.
Первый (основной) вид потребности в деньгах, т. е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того или иного участника денежного оборота. Для индивида - это запас денег для покупок до следующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег предназначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осуществления прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег - это валютные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на расчеты по внешнеэкономической деятельности.
Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволяет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для снижения рисков в условиях неопределенности и сглаживания неизбежных кассовых разрывов.
Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа - кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериальных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты.
Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов, состав и степень влияния которых подвержены значительным и зачастую труднопрогнозируемым изменениям. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повышения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдерживающим снижение скорости обращения денег, является сохранение в структуре денежной массы высокой доли наличных денег.
Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов. При этом вытеснение из оборота различных форм денежных суррогатов сказывается на скорости обращения денег и способствует дальнейшему насыщению экономики деньгами.
Замедление экономического развития и снижение спроса на деньги со стороны экономических агентов не исключают негативных инфляционных последствий роста денежной массы в условиях сохранения или дальнейшего улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, и для сбалансированности предложения денег и спроса на них требуются значительные усилия. Денежное предложение должно быть сбалансировано с экономически обоснованным спросом на деньги.
Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:
- денежной базой центрального банка;
- ставкой процента на денежном рынке;
- нормой обязательного резервирования.
Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффективности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечивается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящимися в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.
Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значительной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соотношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.
На предложение денег также оказывают влияние:
- розничный товарооборот;
- поступления налогов и сборов от населения;
- поступления по банковским вкладам;
- поступления от реализации ценных бумаг;
- золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государственного бюджета);
- состояние сальдо платежного баланса страны;
- состояние баланса центрального банка.
Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но банковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью:
- организации более экономичного, устойчивого денежного оборота;
- проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота;
- сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа.
В зависимости от уровня развития экономики страны, национальных особенностей и финансовых возможностей обеспечение устойчивого денежного оборота осуществляется жестко централизованной системой специализированных подразделений центрального банка или банковской системой в целом. На них возлагаются функции по налаживанию хорошо функционирующего денежного оборота.
В экономически развитых странах значительное место в организации денежного оборота занимает формирование национального финансового рынка с развитой инфраструктурой и соответствующими механизмами функционирования. Поэтому большое внимание уделяется проведению операций в различных сегментах финансового рынка для обеспечения равных возможностей участникам денежного рынка.
В развивающихся странах существенная роль принадлежит формированию национальной денежной системы, что регламентируется законами прямого действия. Тем самым четко ограничивается вероятность появления денежных суррогатов, а также лимитируются проинфляционные возможности наличной денежной эмиссии.
Центральные банки влияют на предложение денег посредством:
- эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою способность контролировать денежную массу;
- рефинансирования банков, когда центральный банк как "банк банков" путем выдачи кредита поддерживает в определенных рамках деятельность коммерческих банков;
- операций на открытом денежном рынке, когда центральный банк осуществляет на нем куплю и продажу ценных бумаг и (или) куплю-продажу валюты в форме движения валюты за границу и из-за границы в виде компенсационных затрат.
Благодаря проведению перечисленных операций формируются механизм денежно-кредитного регулирования и потенциал его использования.