Планирование развития региональной логистической системы
11.1. Стратегический анализ региональной логистической системы
В основе стратегического планирования региональных логистических систем находится долгосрочное планирование ( рис. 11.1). Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному в конце 60-х годов XX в. Основное отличие стратегического планирования заключается в том, что пространство деятельности экономической системы становится более обширным, а долгосрочные цели развития перестают быть простым отражением условий текущей деятельности и оказываются результатом анализа решений во внешней и внутренней среде системы.
увеличить изображение
Рис. 11.1. Взаимосвязь стратегического, тактического и оперативного планирования
Основными причинами, вызвавшими применение стратегического планирования в логистике в 90-е годы XX в., были: глобализация бизнеса, использование мировых источников сырья и рабочей силы, слияние и объединение компаний в синдикаты, ассоциации и альянсы, усиление конкуренции.
К этому времени для стратегического планирования уже было создано много различных экономико-математических методов, но формальные методы планирования показали свою ограниченность в новых условиях мировой экономики. Это произошло по крайней мере по двум причинам:
- усиления неопределенности деловой среды - возросло количество изменений в хозяйственной жизни, что уменьшило их предсказуемость;
- повышения значимости человеческого фактора - обезличенные методы стратегического планирования вступили в противоречие с новыми теориями управления.
Смысловое содержание понятия "стратегическое планирование" с течением времени менялось. До 60-х годов основным в стратегическом планировании был анализ внутренних возможностей логистической системы. Анализировалась структура стоимости услуг (продукции) и формировались стратегии по ее снижению.
В середине 60-х годов стратегия обслуживания потребителей стала постепенно заменять стоимостную стратегию. Лучший сервис обычно увеличивает стоимость, но еще больше повышает прибыль через реакцию потребителя на логистический сервис. Улучшение обслуживания через быструю и надежную поставку продукции стало приносить больше дохода.
В начале 70-х годов большая часть стратегий была связана с применением компьютерных технологий в логистических операциях. Логистические стратегии стали увязываться вместе с другими видами стратегий в единую интегрированную систему стратегического планирования, стали создаваться базы данных и международные коммуникационные системы передачи информации.
В конце 80-х годов большее внимание уделялось росту внешних корпоративных возможностей, при этом исследовалась структура рынка, на котором действовала логистическая система и вырабатывались стратегии по вхождению и сохранению позиций на данном рынке
Сейчас главным в стратегическом планировании логистических систем является создание для нее новых бизнес-возможностей, чтобы можно было "выжить" в конкурентной борьбе. Из-за глобализации бизнеса логистические системы стремятся найти партнеров для создания союзов и альянсов. Поток продукции управляется цепью отдельных, но хорошо скоординированных фирм, специализирующихся на определенной части потока продукции. При формировании стратегий учитываются мировые рынки сырья и сбыта и такие факторы, как международные транспортные системы, информационные системы, международный маркетинг.
Заметим, что иногда стратегическое планирование противопоставляется долгосрочному планированию вследствие отождествления последнего с экстраполяционным подходом к определению перспектив развития. Стратегическое планирование отличается от долгосрочного тем, что в нем реализован активный поиск альтернативных вариантов, выбор лучшего из них, построение на этой основе стратегий развития экономической системы и формирование специального механизма их реализации ( рис. 11.2).
Стратегическое планирование - это адаптивный процесс, когда регулярно осуществляется корректировка сформированных планов, пересмотр системы мероприятий по их выполнению и оценка происходящих изменений. Наиболее характерными особенностями стратегического планирования являются: низкий уровень дифференциации (общий план), слабая детализация, разработка решений на основе приблизительной информации прогнозного характера, слабая структурированность проблем; замена экстраполяции развернутым стратегическим анализом, связывающим между собой перспективы и цели для выражения стратегии. Значимым для стратегического планирования является изменение поведения конкурентов, рост требований потребителей к определенным видам продукции и услуг, введение новых стандартов и др.
Стратегическое планирование логистической системы региона состоит из ряда взаимосвязанных этапов ( рис. 11.3). Сначала проводится исследование внешней и внутренней среды, потом определяются основные ориентиры развития логистической системы. Затем в рамках стратегического анализа сравниваются результаты первого и второго этапов, определяются возможные варианты стратегий. После этого выбирают один из вариантов и формулируют собственную стратегию. На последнем этапе подготавливается окончательный стратегический план.
Стратегический план - это общий документ, определяющий совокупность всех планов экономики региона и отвечающий на следующие вопросы: каковы общие условия установки и роль системы; какая стратегия нужна для перехода из существующего состояния в новое, отвечающее изменениям во внешней среде и обеспечивающее конкурентоспособность в будущем; насколько реалистична общая стратегия экономической системы на фоне других планов и программ; какое место хотела бы занимать система в сложной социально-экономической обстановке окружающей среды, частью которой она является.
Продолжительность периода планирования зависит от масштабов деятельности логистической системы и характера стратегических целей.
Завершается стратегическое планирование процессом бюджетирования - переводом программы и финансового плана на детализированный годовой бюджет; в нем конкретизируются задачи, лимиты затрат, прогнозы финансово-экономические показателей.
Анализ среды - это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности логистической системы в достижении ею целей. Процесс анализа начинается с определения основных элементов внутренней и внешней среды системы. После того, как эти элементы определены, выделяются те из них, которые являются для системы наиболее важными (критические точки). Затем собирается информация о критических точках.
У каждой системы имеется комплекс критических точек. Он зависит от размеров самой системы, характера ее деятельности, выбранных ею целей, географических, исторических и прочих особенностей. Размеры системы неоднозначно влияют на факторы внешней среды. С одной стороны, крупная система имеет возможность большего контроля над окружающей средой, чем небольшая, и способна в определенной степени нейтрализовать воздействие внешней среды на свою деятельность. С другой стороны, крупные системы менее подвижны и гибки, чем небольшие, и поэтому должны хорошо ориентироваться в окружающей среде, чтобы заблаговременно приспособиться к будущим изменениям. Крупные системы несут большую социальную ответственность перед внутренними участниками, потребителями, обществом в целом.
Цели деятельности системы определяют специфику критических точек среды: информацию о критических точках можно получить следующими способами:
- сканирование среды - поиск объективно существующей информации;
- мониторинг среды - отслеживание текущей, вновь появляющейся информации;
- прогнозирование среды - изучение будущего состоянии среды.
Получение информации для реализации стратегического планирования осуществляется с разной частотой:
- нерегулярно, когда исследуются особые ситуации. Эффективно применять в условиях продолжающегося кризиса среды. Анализируется прошлое, чтобы найти события, подобные данным;
- регулярно, когда результаты периодических исследований применяются для принятия рабочих решений. Здесь также преобладает ретроспективный момент, хотя проявляется некоторое внимание к будущему;
- непрерывно, когда исследование значимых элементов среды системы является устойчивым компонентом процесса планирования. В этом случае большее внимание уделяется будущему и активно используются методы прогнозирования.
Источники информации могут иметь разнообразный характер (и даже нелегальный), но примерно 90% нужной информации можно извлечь из легальных источников. Их многообразие представлено на рис. 11.4.
Сбором нужной информации обычно занимается служба планирования. Но этот процесс координируется высшим звеном управления; он может параллельно собирать и анализировать информацию, так как обладает возможностью вхождения в различные информационные каналы.
Оценка информации является заключительным этапом анализа среды. Итоги оценки используются в качестве основы для стратегического анализа и определения возможных вариантов стратегии. Основной целью оценки информации является выяснение отрицательных и положительных воздействий среды на будущую деятельность логистической системы. В процессе оценки акцент может сместиться от тривиального понимания состояния среды к тому, как данное состояние среды может повлиять на систему.
Особенности развития региональной логистической системы связаны с наличием общехозяйственной специализации, экономическими, природно-климатическими, экономико-географическими особенностями. Основным фактором, определяющим характер отличий, складывающихся в региональных логистических системах, является ресурсный потенциал территории. Ресурсы определяют специализацию, настоящее и будущее развитие. Следующим приоритетным фактором является степень деловой активности в регионе и наличие развитой транспортной инфраструктуры. Разные региональные логистические системы имеют много общего, так как удовлетворяют в основном внутрирегиональные потребности (потребности населения и производственные потребности).
Направления развития обусловлены также и его целями. Априори непросто определить, какие цели будут общими, а какие приведут к различиям. Однако часть целей, например, социальные и экологические, может формироваться в разных региональных экономических системах.
Стратегическое планирование логистической системы региона должно происходить в соответствии с общими принципами регионального экономического планирования: приоритетность; заинтересованность; комплексность; эластичность; пропорциональность; альтернативность; преемственность; сбалансированность; эффективность; системность; иерархичность; обеспеченность; реальность; конкретизация; сочетаемость; формализуемость. Но эти принципы имеют особенности при разработке планов развития регионов и отдельных элементов регионального хозяйственного комплекса (в частности, системы транспортного обслуживания региона (СТОР)). СТОР - это совокупность элементов транспортной инфраструктуры, т.е. той подсистемы, которая удовлетворяет потребности в перемещении грузов и пассажиров в регионе. Особенности развития СТОР связаны с общехозяйственной специализацией региона, экономическими, историческими и природно-климатическими условиями.
Достижение целей функционирования и развития СТОР не должно противоречить или создавать проблемы для осуществления общих целей социально-экономической системы региона. Более того, необходимо учитывать и двоякую роль системы транспортного обслуживания региона в развитии всей социально-экономической системы региона. С одной стороны, она удовлетворяет внутрирегиональные и межрегиональные потребности населения и производственные потребности других экономических систем, отраслей и отдельных потребителей; с другой стороны, для обеспечения функционирования транспортной системы необходима транспортная инфраструктура и материально-техническая база, создаваемые отраслями экономики.
Может быть рекомендована следующая схема стратегического планирования транспортной системы региона ( рис. 11.5).
увеличить изображение
Рис. 11.5. Схема стратегического планирования системы транспортного обслуживания региона
Первым этапом стратегического планирования транспортной системы региона является определение целей (целевых ориентиров) ее функционирования и развития. Основными целями могут быть: обслуживание различных субъектов экономики (оказание транспортных услуг предприятиям и организациям нетранспортных отраслей); оказание транспортных услуг населению (перевозка грузов и пассажиров); развитие экономических связей с другими регионами страны и зарубежьем (межрегиональные и международные перевозки).
Определение целей целесообразно проводить на базе системного анализа. Его исходным этапом является целеполагание. Число уровней (количество ветвей "дерева целей") и качественные характеристики определяются экспертными методами (метод Дельфи, метод "мозговой атаки", анкетирование). Приоритетные направления (ветви) в "дереве целей" можно выявлять методом анализа иерархий (МАИ), методами ПАТТЕРН и Черчмена - Акоффа.
После определения целей необходимо провести стратегический анализ среды транспортной системы региона. Диагностика внутренней среды должна раскрыть сильные и слабые стороны (SWOT-анализ) системы. Моделирование транспортной системы региона обычно базируется на корреляционно-регрессионном многофакторном анализе, который позволяет не только отобрать основные факторы, влияющие на состояние системы и сформировать модель, но и количественно оценить влияние факторов на моделируемые показатели, создать "портрет" системы в перспективе.
В ходе анализа внешней среды одновременно формируется прогноз угроз и возможностей с ее стороны (SWOT-анализ, изменения в институциональной сфере, объемы промышленного производства, уровень цен и тарифов и т.д.). После этого разрабатываются варианты стратегий развития системы транспортного обслуживания региона. На этих этапах возможна корректировка целевых установок, так как анализ среды может изменить приоритеты развития.
На этапе реализации выбранной стратегии создается механизм развития транспортной системы региона. Прежде всего это организационная структура, субъекты реализации стратегии, механизм мотивации; источники (финансовые, материальные, информационные). И на этом этапе стратегия может корректироваться.
На заключительном этапе - при стратегическом контроле - стратегия сравнивается с целевыми ориентирами транспортной системы. В случае достижения устанавливаются "новые" цели.
Заметим, что стратегическое планирование связано с решениями, последствия которых трудно исправить и тем более отменить. И все-таки планирование увеличивает шансы экономических систем на успех уже хотя бы потому, что побуждает органы управления ими постоянно анализировать среду и реагировать на изменения.