Опубликован: 25.05.2016 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 6:

Методы и приемы труда

< Лекция 5 || Лекция 6: 12 || Лекция 7 >

6.1. Методы и приемы труда: общие положения

Содержание трудового процесса во многом определяется технологией, которая устанавливает последовательность трудовых приемов. Однако высокие результаты труда отдельных работников, большая или меньшая экономия материальных и трудовых затрат являются не только следствием их личных способностей, но и результатом применяемых приемов и методов труда.

По данным исследований, затраты времени на выполнение одинаковых приемов труда у различных рабочих нередко существенно отличаются: иногда отношение затрачиваемого времени доходит до 5 : 1. При этом у 20-30% рабочих затраты времени на приемы превышают нормативные. Причиной такого явления в первую очередь являются различные методы и приемы труда, применяемые рабочими для выполнения одной и той же работы. Поэтому рационализация приемов и методов труда, обучение рабочих этим методам являются весомым фактором повышения производительности труда.

Метод труда - способ осуществления работником производственного задания, характеризующийся структурой трудового процесса, т. е. входящими в процесс видами работ, операциями, комплексами приемов, приемами, трудовыми действиями и движениями, их последовательностью и взаимосвязью.

Рациональными называются такие приемы и методы, которые характеризуются наименьшими затратами времени, физическими и психическими (нервными) усилиями и затратами энергии. Следствием применения таких методов и приемов являются повышение работоспособности и производительности труда, высокое качество работы, лучшее использование оборудования, оснастки, материалов, энергии.

Содержание трудового процесса как объекта разработки рациональных методов труда может быть разным. В одном случае это ограниченный комплекс действий, составляющий лишь один прием; в другом - комплекс приемов определенной операции; в третьем - более крупный элемент трудового процесса или несколько операций, осуществляемых одним рабочим или бригадой над определенным объектом. Поэтому в одном случае в результате рационализации могут быть устранены лишние движения и установлен комплекс наиболее рациональных движений, и таким образом снижена трудоемкость выполнения работы; в другом - достигнута экономия в результате улучшения общей структуры баланса рабочего времени по категориям затрат, устранения непроизводительных видов работ, более выгодного сочетания ручной и машинной работы, синхронизации труда нескольких исполнителей и т. д.

В любом случае рационализация методов и приемов труда представляет собой систему, при которой каждая операция или работа тщательно анализируется с целью упразднения лишних операций, устранения лишних движений, действий и приемов. Проектируется оптимальная последовательность выполнения операций с учетом совмещения во времени работы различных органов тела работающего.

Эта система включает совершенствование организации рабочих мест, условий труда, а также обучение рабочих запроектированному методу работы.

6.2. Принципы экономии движений

К рационализации приемов и методов труда нельзя подходить с заранее принятыми решениями. Каждая операция или работа имеет свои особенности, требующие в каждом конкретном случае поиска оригинальных решений. Однако все методы труда имеют некоторые сходные черты, общие для всех видов работ. Это обстоятельство позволило выработать основные принципы экономии движений. Рассмотрим их.

Естественность движений. Естественные движения легки и лучше всего соответствуют особенностям человеческого тела. Любая работа должна выполняться возможно меньшим числом простых и коротких движений, которые должны быть плавными, закругленными, с рациональным использованием активных и пассивных сил. Это легко понять, рассматривая строение человеческого тела. Так, рука движется по дуге с центром в локте или плече. Нога поворачивается от колена или бедра. При повороте корпуса плечи описывают дугу. Учет этих особенностей обеспечивается рациональным расположением органов управления оборудованием, предметов и средств труда на рабочем месте, использованием обратных движений после перемещения предметов, соблюдением постоянства расположения предметов труда и инструментов. Предметы постоянного пользования должны располагаться в пределах оптимальной рабочей зоны по возможности на уровне рук рабочего. Предметы, которые рабочий берет правой рукой, следует располагать справа, а левой - слева.

Одновременность движения различных органов тела. Заключается в необходимости обеспечения одновременности участия в трудовом процессе обеих рук рабочего, параллельного действия различных органов, например рук и ног. Если одна рука работает, другая не должна бездействовать. Необходимо, не только чтобы обе руки выполняли полезную работу, но и совместить их работу во времени. Это достигается, если обе руки выполняют однородную работу. В тех случаях, когда невозможно двумя руками выполнить однородную работу с одним предметом, необходимо загрузить обе руки различной работой. Такой подход не только приведет к сокращению затрат времени, но и позволит снизить утомление за счет облегчения двигательных реакций, включения в действие более сильных групп мышц и разгрузки других. Кроме того, одновременность движений обеих рук снижает статические усилия для поддержания равновесия корпуса.

Симметричность движений. Психофизиологическими исследованиями установлено, что более удобными и менее утомительными являются симметричные движения рук в стороны от середины корпуса, выполняемые одновременно; движения рук от себя и к себе по рабочему столу в одном направлении; плавные движения по круговой или эллиптической траектории. Каждое из них должно заканчиваться в положении, удобном для начала следующего движения, и плавно переходить в него. Эти достигается не только совмещением движения различных органов рабочего во времени, что сокращает общее время выполнения операции, но и обеспечением равновесия корпуса, что облегчает выполнение работы.

Ритмичность и автоматизм движений. Заключается в продуманной, хорошо освоенной, привычной последовательности приемов и движений, что сказывается на снижении утомления. Последнее движение по выполнению операции должно легко переходить в первое движение следующей операции, точно так же как должна увязываться последовательность движений внутри операции. Ненужные изменения в направлении движения нарушают ритм работы.

Ритмичность работы вырабатывает у работающих навыки выполнения движений. С развитием этих навыков возникает автоматизм движений, вследствие чего значительно уменьшаются умственная утомляемость и напряжение. Поэтому проектирование рациональной последовательности выполнения движений необходимо совмещать с проектированием рациональной внутренней планировки рабочего места, обеспечивающей постоянство расположения материалов, инструментов, приспособлений.

Все перечисленные принципы взаимосвязаны. Их нельзя рассматривать независимо друг от друга. Соблюдение рассмотренных принципов в комплексе составляет основное условие высокой эффективности работы по проектированию трудовых процессов. Очень важным дополнением является наличие благоприятных санитарно-гигиенических, психофизиологических и эстетических условий на рабочем месте, соблюдение оптимальных режимов труда и отдыха. Однако следует иметь в виду, что в различных условиях производства эти принципы имеют неодинаковое значение для совершенствования трудовых процессов. Так, на ручных работах на первый план выступают принципы естественности движений, ритмичности, простоты. По мере механизации и автоматизации производственных процессов при проектировании приемов и методов труда возрастают роль и значение необходимости обеспечения оптимальной загрузки во времени рабочих и оборудования.

< Лекция 5 || Лекция 6: 12 || Лекция 7 >
Елена Грудистова
Елена Грудистова

Я сейчас изучала лекцию 9, содержащую 2 пункта. В пункте 9.2 всего два (2) предложения, т.е. он наверняка "оборван". А в тесте 9 вопросы были в основном по этому пункту. Я отвечала наугад. Курс «Организация, нормирование и оплата труда».

Наталья Сатарова
Наталья Сатарова
Дмитрий Горский
Дмитрий Горский
Россия, Ростов-на-Дону, РГЭУ РИНХ, 2006
Лариса Завьялова
Лариса Завьялова
Россия, Мурманская область