Опубликован: 24.09.2008 | Уровень: специалист | Доступ: платный | ВУЗ: Московский физико-технический институт
Лекция 4:

Методы определения требований в программной инженерии

< Лекция 3 || Лекция 4: 1234 || Лекция 5 >
Аннотация: Приведены методы и инженерия требований к системе. Рассмотрен процесс сбора, накопления и спецификации требований. Дана классификация требований и характеристика функциональных и нефункциональных требований.

Каждая программная система представляет собой определенный преобразователь данных и вывод результатов этого преобразования. Для построения ПС к ней формируются требования, которые определяют функции и разные виды обработки данных при выполнении функций. Эти требования являются предметом практического соглашения между заказчиком и разработчиком системы [3.1].

Основные разделы разработки требований

увеличить изображение
Рис. 3.1. Основные разделы разработки требований

В общем случае под требованиями к ПС понимают свойства, которыми должна обладать система для адекватного выполнения предписанных ей функций. Примерами таких функций могут быть бизнес-функции, документооборот, управление данными и структурой информации, необходимой для принятия системных решений и др. В ядре знаний SWEBOK изложены основные концепции и особенности инженерии требований и приведены на рис. 3.1.

Основные инструменты инженерии требований - UML и RUP, согласно которым требования определяются и уточняются с помощью вариантов использования use case, которые преобразуются к проектным решениям и к архитектуре системы.

Далее рассмотрим общие, практические и объектно-ориентированные подходы к разработке требований к системе, учитывая приведенные разделы на рис. 3.1.

3.1. Общие подходы к определению требований

Определение требований - это нетривиальная задача и проводится, как правило, путем обсуждения взглядов заказчика на систему с будущими ее разработчиками. Заказчик предъявляет свои потребности к автоматизации функций и задач системы и формулирует их в виде разных видов требований, классификация которых приводится ниже.

3.1.1. Классификация требований

До настоящего времени отсутствуют общепринятые определения терминов, которыми пользуются для описания: требований пользователя, требований к ПО, функциональных требований, системных требований, технологических требований и требований к продукту. В разных источниках понятие требований определяются исходя из разных взглядов на то, что по ним создается.

Согласно ряду публикаций формирование требований к ПО рассматривается как некоторая деловая игра, во время которой выявляются интересы заинтересованных в разработке ПО лиц, правила реализации этих интересов в конкретном ПО. При этом высказываются разного рода претензии и ограничения на свойства и способы обеспечения требований для получения конечного результата - программного продукта. Кроме того, нет формализованных методов сбора и описания требований, а также отсутствует общепринятое определение самого понятия - требование. Приведем некоторые из них [3.1-3.3].

Требования - это утверждения о функциях и ограничениях системы.

Требования - это свойства, которыми должен обладать продукт, чтобы представлять какую-то ценность для пользователей.

Требования - это спецификация того, что и как должно быть реализовано.

Согласно международному глоссарию по терминологии требования включают описание:

  1. условий или возможностей, необходимых пользователю для решения поставленных проблем или достижения целей;
  2. функций и ограничений, которыми должна обладать система или системные компоненты, чтобы выполнить договор заказчика на разработку системы;
  3. положений и регламента используемых стандартов, отображаемых в спецификациях или других формальных документах на систему;
  4. документированное представление условий, возможностей ограничений среды на проектирование системы.

Требования к продукту охватывают условия пользователей на внешнее поведение системы и разработчиков на некоторые параметры системы. Термин пользователи относится ко всем лицам, заинтересованным в создании системы.

Требования к ПО состоят из требований пользователей, функциональных, системных и нефункциональных требований.

Требования пользователей (user requirements) основываются на целях и задачах, которые пользователям позволит решать будущая система. К способам представления этого вида требований относятся варианты использования, сценарии, прецеденты, таблицы "событие-отклик" и т.п.

Системные требования (system requirements) определяют внешние условия для выполнения системных функций и ограничений на создаваемый продукт, а также требования к описанию подсистем (функциональных, программно-аппаратных). Системные требования накладывают ограничения на архитектуру системы, средства ее представления и функционирования. Для описания системных требований используются специальные шаблоны и формы, помогающие описывать входные и выходные данные и автоматизировать трассировку требований.

Требования к атрибутам качества (quality attributes) представляют собой некоторые ограничения к свойствам функций или к системе, важных для пользователей или разработчиков. Например, переносимость, целостность и устойчивость к сбоям системы.

Функциональные требования - это перечень функций или сервисов, которые должна выполнять система, а также ограничений на

данные и поведение системы. Спецификация функциональных требований (software requirements specification) включает в себя описание функций, которые не должны быть противоречивыми и взаимоисключающими.

Нефункциональные требования определяют условия и среду выполнения функций (например, защита и доступ к БД, секретность и др.), они непосредственно не связаны с функциями, а отражают пользовательские потребности к выполнению функций. Они характеризуют принципы взаимодействия со средами или другими системами, а также учитывают время работы, защиту данных, а также стандарты качества для достижения отдельных показателей или атрибутов качества. Эти требования отражают потребности заказчиков системы, т.е. тех, кто финансирует проект, покупает систему или проводит ее маркетинг.

Нефункциональные требования могут иметь числовое представление (время ожидания ответа, количество обслуживаемых клиентов, объем БД и др.), а также содержать значения показателей надежности системы, период смены версий системы и др. Для большинства современных многопользовательских ПС требования включают условия и ограничения типа:

  • конфиденциальность, безопасность и защиту данных;
  • отказоустойчивость;
  • одновременность доступа к системе пользователей;
  • время ожидания ответа при обращении к системе (производительность);
  • состав выполняемых функций системы (запуск, скорость реакции и др.);
  • стандартные положения к формулировке требований.

Для каждой системы формулируются нефункциональные требования, относящиеся к защите данных, несанкционированному доступу, к регистрации событий системы (резервное копирование, восстановление БД, аудит отказов и др.). Эти требования на этапе анализа и проектирования структуры системы определяются и формализуются аналитиками. В случае обеспечения безопасности системы определяются категории пользователей системы, которые имеют право доступа к тем или иным данным и компонентам.

При этом используется система мер по регистрации пользователей, их идентификация, аутентификация и др. Защита данных реализуется в соответствии с регламентированным доступом к данным (например, к таблицам, файлам, БД). Если же требуется ограничить

доступа к данным (например, к отдельным записям, полям в таблице), то в системе предусматриваются специальные средства (например, мандатная защита).

Для восстановления и хранения резервных копий БД, архивов баз данных анализируются возможности СУБД и способы обеспечения требуемого уровня бесперебойной работы системы, а также правил доступа неавторизованных пользователей и мер борьбы с разными угрозами, которые поступают извне от пользователей, не имеющих прав доступа к некоторым данным или ко всем данным системы.

К выходному продукту предъявляются нефункциональные требования:

  • к применению (качество пользовательского интерфейса, учебные курсы и др.);
  • к производительности (пропускная способность, время реакции и др.);
  • к надежности выполнения (ошибки, интенсивность отказов и др.);
  • к интерфейсным внешним атрибутам, с которыми взаимодействует система.

Процесс описания функциональных и нефункциональных требований, а также требований к характеристикам качества с учетом стандарта ISO/IEC 9126-94 уточняется при разработке архитектуры системы. При спецификации требований важной является проблема стандартизации терминологии для нескольких классов ПрО (например, информационные технологии, системы реального времени и др.). Имея стандартизированный понятийный базис для большинства ПрО, можно достигнуть единого с заказчиком понимания терминов, которые используются при описании концептуальной модели и спецификации требований к системе.

В спецификациях требований используются терминологические дескрипторы и общепринятые термины, принятые для структуры ПО и функций, названий показателей качества, документации, алгоритмов и структур данных.

С помощью спецификаций системных и нефункциональных требований задаются принципы взаимодействия проектируемой системы с другими средами, платформами и общесистемным обеспечением (БД, СУБД, сеть и др.).

Документ со спецификациями требований завершается на этапе проектирования архитектуры и согласуется с заказчиком и разработчиком. В дальнейшем этот документ используется в качестве руководства к действиям при выполнении задач на этапах ЖЦ разработки программного продукта. При выявлении на этих этапах несогласованных требований, проводится их уточнение и соответственно изменение процесса разработки системы.

< Лекция 3 || Лекция 4: 1234 || Лекция 5 >
Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте,при покупке печатной формы сертификата,будут ли выданы обе печатные сторны?

Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте, прошел курс МБА Управление ИТ-проектами и направил документы на получение диплома почтой. Подскажите, сроки получения оного в бумажной форме?

: