Дискретный анализ
: Информация
Опубликована: 05.04.2011 | Уровень: для всех | Стоимость: 490.00 руб. | Длительность: 14 дней
Дискретный анализ содержит материал, излагаемый в первом семестре курса дискретного анализа: комбинаторика, элементы алгебры логики, начальные сведения теории графов. В курс включены как основополагающие понятия и результаты перечисленных разделов, так и материал повышенной трудности, часто в лекциях не излагаемый. Курс предназначен для изучения студентами соответствующих разделов программы основ дискретного анализа.
Математическая экспансия - вторжение математики в новые, ранее ею не контролируемые территории - привела к использованию математических методов представителями как естественнонаучных, так и гуманитарных областей знания. Все это сделало понимание путей использования математического аппарата важнейшим элементом общей культуры, а владение терминами «математическая структура» и «математическая модель» - необходимыми атрибутами образованного человека.
Именно поэтому в курс включены три основных раздела дискретного анализа: алгебра логики, комбинаторика, теория графов.
Дисциплина является необходимым языковым и методологическим основанием для формирования принципов и методов дискретного мышления. Дисциплина направлена на развитие навыков формализации и организации понятий, необходимых при изучении информатики и математического моделирования и при решении теоретических и прикладных задач. Дискретные математические объекты, теория и методы построения математических и прикладных дискретных моделей лежат в основе профессиональных навыков и умений грамотного специалиста в области прикладной информатики и составляют необходимую часть ремесла грамотного исследователя, аналитика, практика, формирует их профессиональную культуру.
Цель: Познакомить студента с основными определениями, задачами и методами этих разделов, подготовить каждого студента к пониманию смысла и к овладению техникой выполнения дискретных математических операций настолько же, насколько изучающие математический анализ подготовлены к применению непрерывных операций (типа дифференцирования и интегрирования).
План занятий
Занятие | Заголовок << | Дата изучения |
---|---|---|
- | ||
Лекция 1 | Функции алгебры логики
Предмет алгебры логики. Элементарные высказывания. Элементарные логические операции (дизъюнкция, конъюнкция, импликация, эквивалентность, булева сумма, штрих, стрелка). Коммутативность, ассоциативность, дистрибутивность операций.Основные соотношения.
Оглавление
| - |
Лекция 2 | Выразимость произвольной функции алгебры логики с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции и отрицания. Полнота, замкнутые классы
Разложение произвольной функции алгебры логики в дизъюнктивную форму по одной и всем переменным. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма. Совершенная конъюнктивная нормальная форма. Полнота систем функций алгебры логики и замкнутые классы.
| - |
Лекция 3 | Замкнутые классы (окончание). Основная лемма критерия полноты
Замкнутые классы линейных, самодвойственных и монотонных функций (L, S, M). Лемма о несамодвойственной функции. Лемма о немонотонной функции. Основная лемма критерия полноты (начало).
Оглавление | - |
Тест 11 час 9 минут | - | |
Лекция 4 | Критерий полноты
Лемма о нелинейной функции. Критерий полноты. Предполные классы функций алгебры логики. Следствия из критерия полноты. Представление о результатах Поста.
| - |
Лекция 5 | Комбинаторика. Задачи о числе функции и размещений
Предмет комбинаторики. Основные задачи комбинаторики. Два принципа комбинаторики (принцип произведения, принцип суммы). Число произвольных и инъективных отображений конечных множеств. Количество слов длины n в алфавите из m символов. Числа Стирлинга первого рода.
| - |
Тест 21 час 6 минут | - | |
Лекция 6 | Упорядоченные размещения и монотонные слова
Число упорядоченных размещений n различных объектов по m различным ящикам. Число монотонных слов длины n в алфавите m символов. Задача Муавра.
| - |
Лекция 7 | Сочетания и биномиальные коэффициенты
Определение сочетаний. Число сочетаний. Производящие функции. Бином и биномиальные коэффициенты. Важнейшие соотношения для биномиальных коэффициентов. Полиномиальные коэффициенты.
| - |
Тест 31 час 6 минут | - | |
Лекция 8 | Разбиения
Разбиения множества на классы. Число разбиений (числа Стирлинга второго рода). Число сюръективных отображений (число размещений n различных объектов по m неразличным ящикам). Основные комбинаторные соотношения для чисел Стирлинга второго рода.
Оглавление
| - |
Лекция 9 | Принцип включений – исключений
Формула включений – исключений. Задача о числе беспорядков. Количество сюръективных отображений.
| - |
Лекция 10 | Системы представителей множеств
Определение системы различных представителей. Критерий наличия системы различных представителей для заданной системы множеств. Алгоритм построения системы.
Оглавление | - |
Тест 41 час 6 минут | - | |
Лекция 11 | Графы, основные определения
Предмет теории графов. Определение ориентированного и неориентированного графа. Кратные ребра и петли. Простые графы. Степени вершин. Изоморфизм графов. Машинное представление графов. Пути и циклы.
| - |
Лекция 12 | Связность графов. Деревья
Часть графа. Подграф. Связные графы. Компоненты связности. Максимальное число ребер в простом графе с заданным количеством вершин и компонент связности. Количество деревьев на заданном множестве вершин.
| - |
Тест 51 час 6 минут | - | |
Лекция 13 | Эйлеровы пути и циклы
Окончание доказательства о числе деревьев.. Задача о кенингсбергских мостах. Эйлеровы пути и циклы. Критерий существования эйлеровых путей в графе. Алгоритм построения эйлерова цикла.
| - |
Лекция 14 | Гамильтоновы пути и циклы
Игра "Кругосветное путешествие" У. Гамильтона. Гамильтоновы пути и циклы. Путь, имеющий тип цикла. Условие, при котором простой путь имеет тип цикла. Простой путь. Максимальный простой путь , имеющий тип цикла. Достаточные условия существования гамильтоновых путей и циклов.
| - |
Лекция 15 | Нахождение кратчайших путей в графе
Ориентированные графы с весами ребер. Сложность задач о нахождении кратчайших путей от источника до всех остальных вершин (граф без циклов отрицательной длины, граф с неотрицательными весами ребер, граф без циклов). Алгоритм нахождения кратчайших путей для второй задачи.
Оглавление
| - |
Тест 654 минуты | - | |
5 часов | - |