Опубликован: 28.11.2007 | Уровень: специалист | Доступ: платный | ВУЗ: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Лекция 14:

Тестирование пользовательского интерфейса

Аннотация: Лекция посвящена тестированию пользовательского интерфейса. Определяются задачи и цели данного вида тестирования, определяются методы функционального тестирования пользовательского интерфейса, вводятся основные понятия тестирования удобства использования (usability) интерфейсов. Цель данной лекции: дать представление о процессе тестирования пользовательского интерфейса, его задачах, целях и основных методах

24.1. Задачи и цели тестирования пользовательского интерфейса

Часть программной системы, обеспечивающая работу интерфейса с пользователем - один из наиболее нетривиальных объектов для верификации. Нетривиальность заключается в двояком восприятии термина "пользовательский интерфейс".

С одной стороны, пользовательский интерфейс - часть программной системы. Соответственно, на пользовательский интерфейс пишутся функциональные и низкоуровневые требования, по которым затем составляются тест-требования и тест-планы. При этом, как правило, требования определяют реакцию системы на каждый ввод пользователя (при помощи клавиатуры, мыши или иного устройства ввода) и вид информационных сообщений системы, выводимых на экран, печатающее устройство или иное устройство вывода. При верификации таких требований речь идет о проверке функциональной полноты пользовательского интерфейса - насколько реализованные функции соответствуют требованиям, корректно ли выводится информация на экран.

С другой стороны, пользовательский интерфейс - "лицо" системы, и от его продуманности зависит эффективность работы пользователя с системой. Факторы, влияющие на эффективность работы, слабо поддаются формализации в виде конкретных требований к отдельным элементам, однако должны быть учтены в виде общих рекомендаций и принципов построения пользовательского интерфейса программной системы. Проверка интерфейса на эффективность человеко-машинного взаимодействия получила название проверки удобства использования ( usability verification ; в русскоязычной литературе в качестве перевода термина usability часто используют слово "практичность").

В данной лекции будут рассмотрены общие вопросы как функционального тестирования пользовательских интерфейсов, так и тестирования удобства использования.

24.2. Функциональное тестирование пользовательских интерфейсов

Функциональное тестирование пользовательского интерфейса состоит из пяти фаз:

  • анализ требований к пользовательскому интерфейсу;
  • разработка тест-требований и тест-планов для проверки пользовательского интерфейса;
  • выполнение тестовых примеров и сбор информации о выполнении тестов;
  • определение полноты покрытия пользовательского интерфейса требованиями;
  • составление отчетов о проблемах в случае несовпадения поведения системы и требований либо в случае отсутствия требований на отдельные интерфейсные элементы.

Все эти фазы точно такие же, как и в случае тестирования любого другого компонента программной системы. Отличия заключаются в трактовке некоторых терминов в применении к пользовательскому интерфейсу и в особенностях автоматизированного сбора информации на каждой фазе.

Так, тест-планы для проверки пользовательского интерфейса, как правило, представляют собой сценарии, описывающие действия пользователя при работе с системой. Сценарии могут быть записаны либо на естественном языке, либо на формальном языке какой-либо системы автоматизации пользовательского интерфейса. Выполнение тестов при этом производится либо оператором в ручном режиме, либо системой, которая эмулирует поведение оператора.

При сборе информации о выполнении тестовых примеров обычно применяются технологии анализа выводимых на экран форм и их элементов (в случае графического интерфейса) или выводимого на экран текста (в случае текстового), а не проверка значений тех или иных переменных, устанавливаемых программной системой.

Под полнотой покрытия пользовательского интерфейса понимается то, что в результате выполнения всех тестовых примеров каждый интерфейсный элемент был использован хотя бы один раз во всех доступных режимах.

Отчеты о проблемах в пользовательском интерфейсе могут включать в себя как описания несоответствий требований и реального поведения системы, так и описания проблем в требованиях к пользовательскому интерфейсу. Основной источник проблем в этих требованиях - их тестонепригодность, вызванная расплывчатостью формулировок и неконкретностью.

24.2.1. Проверка требований к пользовательскому интерфейсу

24.2.1.1. Типы требований к пользовательскому интерфейсу

Требования к пользовательскому интерфейсу могут быть разбиты на две группы:

  • требования к внешнему виду пользовательского интерфейса и формам взаимодействия с пользователем;
  • требования по доступу к внутренней функциональности системы при помощи пользовательского интерфейса.

Другими словами, первая группа требований описывает взаимодействие подсистемы интерфейса с пользователем, а вторая - с внутренней логикой системы.

К первой группе можно отнести следующие типы требований.

  • Требования к размещению элементов управления на экранных формах

    Данные требования могут определять общие принципы размещения элементов пользовательского интерфейса или требования к размещению конкретных элементов. Например, общие требования по размещению элементов на графической экранной форме могут выглядеть следующим образом:

    Каждое окно приложения должно быть разбито на три части: строка меню, рабочая область и статусная строка. Строка меню должна быть горизонтальной и прижатой к верхней части окна, статусная строка должна быть горизонтальной и прижатой к нижней части окна, рабочая область должна находиться между строкой меню и статусной строкой и занимать всю оставшуюся площадь окна.

    При тестировании данного требования достаточно определить, что в каждом окне системы действительно присутствуют три части, которые расположены и прижаты согласно требованиям даже при изменении размеров окна, его сворачивании/разворачивании, перемещении по экрану, при перекрытии его другими окнами.

    Примером требований по размещению конкретного элемента может служить следующее:

    Кнопка "Начать передачу" должна находиться непосредственно под строкой меню в левой части рабочей области окна.

    При тестировании такого требования также необходимо определить, сохраняется ли расположение элемента при изменении размера окна, а также при использовании элемента (в данном случае - при нажатии).

  • Требования к содержанию и оформлению выводимых сообщений

    Требования к содержанию и оформлению выводимых сообщений определяют текст сообщений, выводимых системой, его шрифтовое и цветовое оформление. Также часто в таких требованиях определяется, в каких случаях выводится то или иное сообщение.

    Так, например, для тестирования требования

    Сообщение "Невозможно открыть файл" должно выводиться в статусную строку прижатым к левому краю, красным цветом, полужирным шрифтом в случае недоступности открываемого файла по чтению.

    необходимо проверить, что при возникновении указанной ситуации сообщение действительно выводится согласно требованиям.

    Однако в случае тестирования требования вида

    Сообщения об ошибках должны выводиться в статусную строку прижатыми к левому краю красным цветом полужирным шрифтом.

    необходимо проверять форматы всех возможных сообщений об ошибках программы во всех возможных ошибочных ситуациях. Таким образом, очевидно, что при тестировании пользовательского интерфейса не всегда можно однозначно определить количество тестовых примеров, которые понадобятся для тестирования требования. Эта проблема вызвана тем, что требования к пользовательскому интерфейсу зачастую кажутся слишком очевидными для их точной формулировки. Эта неконкретность требований и вызывает большое количество тестов для каждого требования.

  • Требования к форматам ввода

    Данная группа требований определяет, в каком виде информация поступает от пользователя в систему. При этом кроме собственно требований, определяющих корректный формат, к этой группе относятся требования, определяющие реакцию системы на некорректный ввод. Для проверки таких требований необходимо проверять как корректный ввод, так и некорректный. Желательно при этом разбивать различные варианты ввода на классы эквивалентности (как минимум на два - корректные и некорректные).

    Ко второй группе относятся следующие типы требований.

  • Требования к реакции системы на ввод пользователя

    Данный тип требований определяет связь внутренней логики системы и интерфейсных элементов. Например,

    При нажатии кнопки "Сброс" значение таймера синхронизации передачи должно сбрасываться в 0.

    Для проверки такого требования в тестовом примере должно быть сымитировано нажатие на кнопку "Сброс", после чего должна проводиться проверка значения таймера. Однако некоторые требования определяют в качестве реакции системы не то, как меняется ее внутреннее состояние, а реакцию пользовательского интерфейса. Например, в требовании

    При нажатии кнопки "Отложенный сброс" должно выводиться окно "Ввод значения времени для отложенного сброса".

    в качестве реакции на использование одного интерфейсного элемента определяется появление другого интерфейсного элемента. Такие требования проверяются при помощи имитации ввода пользователя и анализа появляющихся интерфейсных элементов.

  • Требования к времени отклика на команды пользователя

    В качестве отдельного типа требований можно выделить требования к времени отклика системы на различные пользовательские операции. Это связано с тем, что подсознательно пользователь воспринимает операции продолжительностью более 1 секунды как длительные. Если в этот момент система не сообщает пользователю о том, что она выполняет какую-либо операцию, пользователь начнет считать, что система зависла или работает в неверном режиме. В связи с этим либо каждое предельное время отклика должно быть указано в требованиях и пользовательской документации, либо во время длительных операций должны выводиться информационные сообщения (например, индикатор прогресса). Значения предельного времени и равномерность увеличения значений индикатора прогресса должны проверяться соответствующими тестами.

24.2.1.2. Тестопригодность требований к пользовательскому интерфейсу

Некоторые требования к пользовательскому интерфейсу могут оказаться тестонепригодными, либо их тестирование будет значительно затруднено. К таким требованиям в первую очередь относятся требования, описывающие субъективные характеристики интерфейса, которые не могут быть точно определены или измерены при выполнении тестовых примеров. При анализе требований к пользовательскому интерфейсу необходимо четко представлять, какой элемент интерфейса и каким образом будет проверяться, какая его характеристика будет измеряться в ходе тестирования.

Примером тестонепригодного требования может служить классическое требование

Пользовательский интерфейс должен быть интуитивно понятным.

Без определения четких критериев интуитивной понятности проверка такого требования невозможна. При этом необходимо понимать, что критерий в данном случае может быть двух видов: детерминированным или вероятностным. Примером детерминированного критерия может быть дополнение к требованию вида

Под интуитивной понятностью интерфейса понимается доступность любой функции системы при помощи не более чем 5 щелчков мыши по интерфейсным элементам.

Требование с таким уточнением поддается как ручному, так и автоматизированному тестированию, более того, результат такого тестирования не будет зависеть от субъективного мнения тестировщика (понятия об интуитивной понятности у всех разные).

Примером вероятностного критерия может служить следующее дополнение:

Под интуитивной понятностью интерфейса понимается, что пользователь обращается к руководству пользователя не чаще, чем раз в пять минут на этапе обучения и не чаще, чем раз в 2 часа на этапе активного использования системы. Значения должны быть получены на репрезентативной выборке пользователей не менее 1000 человек.

Проверка требования с таким дополнением не является задачей классической верификации и относится уже скорее к проверке удобства применения пользовательского интерфейса. Однако здесь также вводится четкий критерий, при использовании которого результаты тестирования могут быть воспроизведены.

Илья Макаренко
Илья Макаренко

Добрый день.

Вопрос №1

Какова стоимость получения диплома о мини-МБА по данному курсу? Или ориентироваться на указанную на сайте?

Вопрос №2

Возможно ли начать обучение без потери результатов, не отправив документы на зачисление, а отправку выполнить позже?

Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте, какова полная сумма предоставленной услуги с печатью документа и отправкой по почте?

Татьяна Россада
Татьяна Россада
Украина, Киев, КНУ имени Тараса Шевченка, 2009
Алексей Соболев
Алексей Соболев
Россия