Опубликован: 27.08.2007 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 10:

Творческая фотография

Аннотация: В обыденной жизни мы фотографируем себя, своих близких, домашних животных - все, что попадается нам на глаза и кажется достойным внимания. Но при этом многие из нас даже не подозревают о том, что бытовая съемка тоже часть творческой фотографии.

Цель лекции - дать базовые знания в области творческой фотографии, рассказать об особенностях жанровой фотографии и о технических приемах работы в различных жанрах.

Любой обладатель цифрового фотоаппарата рано или поздно приходит к творчеству. Это неизбежно, поскольку по природе своей человек экспериментатор, исследователь. Не попробовать себя в жанровой фотографии, ограничившись лишь бытовой съемкой, все равно, что сесть за руль современного автомобиля и не прикоснуться к педали газа. Более того, даже эпизодически снимающие люди в той или иной степени занимаются творчеством. Все мы фотографируя близких стараемся выделить их лица, добиться выразительности снимка, а не просто бездумно нажимаем на кнопку, полагаясь на автоматику камеры. Снимая интересный пейзаж, архитектурные памятники, мы подсознательно (или сознательно) стараемся уместить в поле кадра как можно больше информации, выстроить композицию снимка таким образом, чтобы он выглядел настоящей картиной, а не просто изображением деревьев или стен здания.

Поговорим о жанровой фотографии, об особенностях каждого жанра и об основных приемах творческой съемки. Это поможет каждому из нас отыскать себя в искусстве фотографии. Даже если особых художественных высот нам достичь не удастся, занятия творчеством самым положительным образом скажутся на нашей повседневной жизни и на восприятии мира в целом. Неоднократно замечено, что самыми благодарными, самыми увлеченными зрителями фотовыставок и художественных галерей становятся фотолюбители. Творческая фотография позволит нам по иному взглянуть на привычные вещи и увидеть в них то, что раньше мы не замечали. Видоискатель цифровой камеры - то самое окно в мир, которое позволяет сосредоточиться на частностях и оценить общее. Крошечный окуляр видоискателя фотоаппарата раздвинет рамки привычного мира. Хотя… это всего лишь прямоугольная рамка за миниатюрным стеклом или небольшой электронный дисплей. Не более того, но и не менее…

Бытовая съемка. Мы называем бытовую съемку жанром творческой фотографии, хотя, по большому счету, она таковым не является. Дело в том, что это самый популярный вид любительской фотосъемки, существующий на стыке жанров. В нем сочетаются элементы пейзажной, архитектурной, портрет фотографии, натюрморта и других жанров. Мы выделяем бытовую съемку (и, добавим, некоторые другие виды фотографирования, о которых поговорим ниже) в самостоятельный жанр, поскольку в нем ярко проявляются многие важные элементы творческой фотографии, без освоения которых хороших результатов добиться невозможно.

Что определяет успех снимка, помимо, разумеется, технического качества (некачественный в техническом отношении снимок какой-либо оценке в художественном плане не поддается, поэтому прежде всего фотолюбитель должен освоить технику фотосъемки)? Смысловое наполнение фотографии. В основе каждого снимка, если он претендует на некую художественность, должна быть идея. А раскрыть замысел фотографа поможет продуманный сюжет.

Проиллюстрируем эти простые истины практическим примером. Все мы очень часто фотографируем детей. И большей частью детские портреты статичны и малоинтересны. Между тем, дети едва ли ни самый благоприятный объект съемки. Они всегда динамичны, подвижны, непосредственны. Они не боятся камеры и ведут себя естественно. Попробуйте придумать простой сюжет - например, ребенок увлеченно строит из кубиков дом. Сюжет можно назвать "Будущий строитель". Если поймать напряжение ребенка во время этой игры, его сосредоточенность, акцентировать внимание зрителя на насупленном лице, получится очень интересный снимок, который понравится не только родителям ребенка.

Выстраивание сюжета вовсе не означает написание сценария, как при съемке фильма. Но технология здесь схожая - небольшой сценарий нужно держать в голове. Что ребенок сделает в следующую минуту, что он делает вообще и каковы при этом его мысли. Зритель должен получить возможность домыслить возможный ход событий и предвидеть события, которые предшествовали моменту срабатывания затвора камеры. Именно в этом случае снимок обретет некую художественную ценность, а мы сможем говорить о временной перспективе - как о составляющей художественной работы.

Бытовая съемка понятие сниженное, щадящее по отношению к фотографу. В этом жанре мы используем камеру только как регистратор событий. Но положение меняется, когда мы начинаем оценивать будущий снимок как жанровую фотографию. Красивый вид из окна автомобиля - это и есть пейзаж. И снимать его надо именно как пейзаж, а не просто случайный, не выстроенный композиционно вид. Это относится к любому виду бытовой съемки…

Галина Лебедева
Галина Лебедева
Россия
Федор Подгурский
Федор Подгурский
Россия, Анапа, РГСУ, 2009