Проектирование, ориентированное на пользователей. Пользовательский опыт
Задачи лабораторной работы
- провести интервьюирование предполагаемых пользователей и выявить их цели
- разработать персонажей;
- продумать сценарии взаимодействия персонажей с продуктом, выработать требования к продукту.
Введение
Согласно аннотации, целью курса является прохождение пути от идеи до ее воплощения в работающем приложении. В связи с этим для начала необходимо определиться с той самой идеей, которую будем воплощать. Чтобы не сбивать читателя с толку и ничего не навязывать, наш пример будет приведен в конце лабораторной работы.
Исследование пользовательского опыта предполагает получение ответов на следующие вопросы, которые возникают при описании и проектировании цифрового продукта:
- Кем являются мои пользователи?
- Чего пытаются достичь мои пользователи?
- Что мои пользователи думают о своих целях сами?
- Какого рода опыт будет для моих пользователей привлекательным и полезным?
- Как должен себя вести мой продукт?
- Как должен выглядеть мой продукт?
- Как пользователи будут взаимодействовать с моим продуктом?
- Как наиболее эффективно реализовать функции моего продукта?
- Как начинающие пользователи будут знакомиться с моим продуктом?
- Каким образом мой продукт сможет придать технологии привлекательный облик и сделать ее понятной и управляемой?
- Как мой продукт может решить проблемы пользователей?
- Как мой продукт поможет в достижении целей тем пользователям, которые редко работают с продуктом или имеют мало опыта?
- Каким образом мой продукт сможет удовлетворить запросы опытных пользователей, которым нужна функциональная мощь и глубина проработки?
Проведение нескольких интервью
Предположим, что уже сформировалась идея приложения, на разработку которого хочется потратить силы и время.
До проведения интервью необходимо выполнить следующие действия:
- Выделить категории людей, которые могут использовать данный продукт, основываясь на информации, полученной от заинтересованных лиц и ЭПО, а также в результате обзора литературы;
- Определить сходства и различия в их потребностях и поведении;
- Выявить шаблоны поведения и типы рабочей обстановки, которые необходимо изучить.
В процессе выполнения вышеперечисленных действий можно сформулировать гипотезу о персонажах, а на ее основе определить кандидатов для интервью. При этом крайне важно отобрать в нужной степени разнородную группу пользователей и типов пользователей.
При отборе кандидатов для интервью можно опираться на следующие факторы:
-
Роли пользователей включают общие наборы задач и информационных потребностей, связанные с отдельными классами пользователей.
В технических и бизнес-контекстах роли зачастую примерно соответствуют описаниям должностных обязанностей, так что получить в первом приближении перечень типов пользователей, которых необходимо интервьюировать несложно, достаточно понять, какие должности могут занимать пользователи системы.
В случае с потребительскими цифровыми продуктами, пользователи не имеют конкретных описаний должностей, и использование ролей для отбора кандидатов на интервьюирование может оказаться бессмысленной затеей.
- Поведенческие переменные помогают различать виды пользователей на основе их потребностей и поведения. Комбинации значений поведенческих переменных часто задают в первом приближении типы пользователей. Для определения поведенческих переменных обычно приходится сначала собрать данные о пользователях.
- Демографические переменные задают распределение целевой аудитории по половозрастному и географическому составу, а также по уровню дохода. Участники интервью должны как можно шире распределяться по этим демографическим спектрам, чтобы в получившейся выборке респондентов оказались представлены все важные шаблоны поведения.
- Различия рабочей среды включают такие параметры, как отрасль промышленности, географическое положение, культурные особенности тех организаций, где работают пользователи, оказывают большое влияние на культурные шаблоны.
Рекомендации для проведения интервьюирования:
- Проводите интервью там, где происходит взаимодействие пользователя с продуктом.
- Используйте наблюдение деятельности пользователя одновременно с обсуждением ее структуры и тонкостей.
- Избегайте жесткого следования предопределенным наборам вопросов, лучше незаментно направлять ход беседы в поисках данных, имеющих отношение к вопросам проектирования.
- Сначала концентрируйтесь на целях пользователя и лишь потом на задачах, которые будет решать разрабатываемое приложение.5. Не делайте из пользователя проектировщика.
- Избегайте дискуссий по технологическим вопросам.
- Поощряйте пользователей рассказывать истории, иллюстрирующие его работу, просите показывать и рассказывать.
- Избегайте наводящих вопросов.
Может оказаться, что существуют типы пользователей, не выявленные в самом начале, тогда потребуются дополнительные интервью.
В приложении 1 предложены заслуживающие внимания вопросы для интервью.