Введение
Применение аутсорсинга на Западе началось в конце 80-х годов в сфере информационных технологий, но к настоящему времени практика вывода непрофильных активов распространилась уже достаточно широко, охватив практически все отрасли экономики. По свидетельству журнала Fortune, как минимум 90% современных западных предприятий уже передали на аутсорсинг хотя бы одну функцию своего производства. А такие предприятия, как Toyota, Honda, Chrysler делегируют сторонним организациям порядка 70% бизнес-процессов, которые ранее они выполняли самостоятельно. Традиционными для передачи на аутсорсинг являются:
- бизнес-процессы, тесно связанные с производством, но являющиеся обеспечительными (энергетическое хозяйство, производство оснастки, организация транспортного обеспечения, ремонтных и других вспомогательных работ, логистические процессы);
- бизнес-процессы, важные для развития бизнеса компаний, но требующие соответствующего оборудования и специализированной подготовки сотрудников, выполняющих эту работу (IT, маркетинг, реклама, бухгалтерские и юридические услуги, подбор и обучение персонала);
- бизнес-процессы, не требующие высокой квалификации, но занимающие много рабочего времени и монотонные по характеру работ (заведение больших объемов информации в базы данных, неквалифицированный ручной труд на производстве, уборка помещений, курьерские услуги и т.д.).
В результате перехода на аутсорсинг предприятия добиваются повышения эффективности производства за счет:
- увеличения производительности труда на профильном направлении;
- снижения уровня издержек;
- сокращения срока производства продукции.
Как известно, задачей фирмы является максимизация прибыли. Хэл Р. Вэриан отмечает, что в общем случае эта задача решается в два этапа – "минимизация издержек производства любого заданного выпуска, а затем выбор самого прибыльного объёма выпуска". В настоящее время комплексная автоматизация информационной системы компании довольно хорошо справляется с поставленной перед ней задачей минимизации издержек. Широкое распространение именно процессной методологии моделирования и оптимизации деятельности предприятий, одного из ключевых этапов внедрения автоматизированной информационной системы, обусловило появление феномена аутсорсинга бизнес-процессов и определяет постоянный рост его значимости в жизни делового сообщества по сей день.
Однако, как любой мощный инструмент, аутсорсинг может нанести непоправимый вред при необдуманном использовании. Следовательно, чтобы успешно оперировать на рынке аутсорсинга как вендоры, так и их клиенты должны быть достаточно хорошо осведомлены об особенностях его организации и функционирования. До настоящего времени методическая база, обеспечивающая корректное применение механизмов аутсорсинга, не сформирована, и основной задачей данной работы является формирование методических рекомендаций, которые позволят клиенту принимать обоснованные решения о передаче каких-то своих функций аутсорсеру и корректно оформлять отношения с ним.