Опубликован: 24.01.2007 | Уровень: специалист | Доступ: платный
Лекция 13:

Инжиниринг трафика. Виртуальные частные сети

< Лекция 12 || Лекция 13: 1234 || Лекция 14 >
Аннотация: Рассмотрены инжиниринг трафика (ТЕ), виртуальные частные сети, способы построения.

При любом числе пользователей сети ССП требуется решение задач по управлению трафиком. По своему замыслу данная сеть предполагает одновременное существование множества разнотипных потоков. Каждый из таких потоков требует безусловного соблюдения одних параметров передачи и допускает некоторые уступки по другим. Поэтому в периоды возникновения перегрузок сеть может для одного потока урезать полосу пропускания, для другого – увеличить время доставки, а для третьего, например, пренебречь целостностью передаваемых данных. Мультисервисная сеть должна обладать более сложной системой управления по сравнению с системами управления традиционными сетями. Она должна обеспечивать одновременное предоставление множества разнообразных сетевых услуг и передачу по сети разнотипного трафика. Для эффективного управления трафиком необходимо располагать соответствующими аппаратными и программными средствами, позволяющими быстро и гибко предоставлять пользователю любую услугу.

Traffic Engineering

Под термином Traffic Engineering понимают методы и механизмы сбалансированной загрузки всех ресурсов сети за счет рационального выбора пути прохождения трафика через сеть. Механизм управления трафиком предоставляет возможность устанавливать явный путь, по которому будут передаваться потоки данных.

При традиционной маршрутизации IP-трафик маршрутизируется посредством его передачи от одной точки назначения к другой и следует до пункта назначения по пути, имеющему наименьшую суммарную метрику сетевого уровня.

Следует заметить, что при наличии в сети нескольких равноценных альтернативных маршрутов трафик делится между ними, и нагрузка на маршрутизаторы и каналы связи распределяется более сбалансированно. Но если маршруты не являются полностью равноценными, распределение трафика между ними не происходит.

Еще один существенный недостаток традиционных методов маршрутизации трафика в сетях IP заключается в том, что пути выбираются без учета текущей загрузки ресурсов сети. Если кратчайший путь уже перегружен, то пакеты все равно будут посылаться по этому пути. Налицо явная ущербность методов распределения ресурсов сети – одни из них работают с перегрузкой, а другие не используются вовсе. Никакие методы QoS данную проблему решить не могут: нужны качественно иные механизмы. Технология управления трафиком – достаточно эффективный механизм использования ресурсов сети.

Основным инструментом выбора и установления путей в ССП сегодня является технология MPLS. Она применяет и развивает концепцию виртуальных каналов в сетях X.25, Frame Relay и ATM, объединяя ее с техникой выбора путей на основе информации о топологии и текущей загрузке сети, получаемой с помощью протоколов маршрутизации сетей IP.

MPLS TE

Для решения задачи TE технология MPLS использует расширения протоколов маршрутизации, работающих на основе алгоритма состояния связей. Сегодня такие расширения стандартизованы для протоколов OSPF и IS-IS. Данные протоколы, в отличие от дистанционно-векторных протоколов, к которым относится, например, RIP, дают маршрутизатору полную топологическую информацию о сети. Их объявления содержат информацию о маршрутизаторах и сетях, а также о физических связях между ними. Каждая связь характеризуется текущим состоянием работоспособности и метрикой, в качестве которой используется величина, обратная пропускной способности канала.

Для решения задачи TE в протоколы OSPF и IS-IS включены новые типы объявлений для распространения по сети информации о номинальной и незарезервированной (доступной для потоков TE ) пропускной способности каждой связи. Таким образом, ребра результирующего графа сети, создаваемого в топологической базе каждого маршрутизатора, будут маркированы этими двумя дополнительными параметрами (см. рис. 13.1).

Граф сети

Рис. 13.1. Граф сети

Располагая таким графом, а также параметрами потоков, для которых нужно определить пути TE, маршрутизатор может найти рациональное решение, удовлетворяющее, например, одному из сформулированных выше ограничений на коэффициенты использования ресурсов сети, обеспечив тем самым ее сбалансированную загрузку. Для упрощения задачи оптимизации выбор путей для некоторого набора потоков может осуществляется по очереди, при этом в качестве ограничения выступает суммарная загрузка каждого ресурса сети. Обычно считается, что внутренней производительности маршрутизатора достаточно (в среднем) для обслуживания любого трафика, который способны принять интерфейсы маршрутизатора. Поэтому в качестве ограничений выступают только максимально допустимые значения коэффициентов загрузки каналов связи, устанавливаемые индивидуально или же имеющее общее значение. Решение задачи определения маршрута с учетом ограничений получило название Constrained-based Routing, а протокол OSPF с соответствующими расш ирениями – Constrained SPF, или CSPF.

Понятно, что поиск путей TE по очереди снижает качество решения – при одновременном рассмотрении всех потоков можно найти более рациональную загрузку ресурсов. В примере, показанном на рис. 13.2, ограничением является максимально допустимое значение коэффициента использования ресурсов, равное 0,65.

В варианте 1 решение было найдено при очередности рассмотрения потоков 1 –> 2 –> 3. Для первого потока был выбран путь A-B-C, так как в этом случае он, с одной стороны, удовлетворяет ограничению (все ресурсы вдоль пути – каналы A-B, A-C и соответствующие интерфейсы маршрутизаторов оказываются загруженными на 0,5/1,5 = 0,33), а с другой – обладает минимальной метрикой (65 + 65 = 130). Для второго потока также был выбран путь A-B-C, так как и в этом случае ограничение удовлетворяется – результирующий коэффициент использования оказывается равным (0,5 + 0,4)/1,5 = 0,6. Третий поток направляется по пути A-D-E-C и загружает ресурсы каналов A-D, D-E и E-C на 0,3 (метод расчета метрик канала был описан в предыдущей лекции).

Варианты загрузки ресурсов

Рис. 13.2. Варианты загрузки ресурсов

Решение 1 можно назвать удовлетворительным, так как коэффициент использования любого ресурса в сети не превышает 0,6.

Однако существует лучший способ, представленный в варианте 2. Здесь по верхнему пути A-B-C были направлены потоки 2 и 3, а поток 1 – по нижнему пути A-D-E-C. Ресурсы верхнего пути оказываются загружены на 0,46, а нижнего – на 0,5, т. е. налицо более равномерная загрузка ресурсов, а максимальный коэффициент использования по всем ресурсам сети не превышает 0,5. Этот вариант может быть получен при одновременном рассмотрении всех трех потоков с учетом ограничения min (max Ki) или же при рассмотрении потоков по очереди в последовательности 2 –> 3 –> 1.

Тем не менее в производимом сегодня оборудовании применяется вариант MPLS TE с последовательным рассмотрением потоков. Он проще в реализации и ближе к стандартным для протоколов OSPF и IS-IS процедурам нахождения кратчайшего пути для одной сети назначения.

В технологии MPLS TE информация о найденном рациональном пути используется полностью – т. е. запоминается не только первый транзитный узел, как в основном режиме маршрутизации IP, а все промежуточные узлы пути вместе с начальным и конечным, т. е. маршрутизация производится от источника. Поэтому достаточно, чтобы поиском путей занимались только пограничные LSR сети, а внутренние – лишь поставляли им информацию о текущем состоянии сети, которая необходима для принятия решений. Такой подход обладает несколькими преимуществами по сравнению с распределенной моделью поиска пути, лежащей в основе стандартных протоколов маршрутизации IP:

  1. он позволяет использовать "внешние" решения, когда пути находятся какой-либо системой оптимизации сети в автономном режиме, а потом прокладываются в сети;
  2. каждый из пограничных LSR может работать по собственной версии алгоритма, в то время как при распределенном поиске на всех LSR необходим идентичный алгоритм, что усложняет построение сети с оборудованием разных производителей;
  3. такой подход разгружает внутренние LSR от работы по поиску путей.

После нахождения пути, независимо от того, найден он был пограничным LSR или внешней системой, его необходимо установить. Для этого в MPLS TE используется специальный протокол сигнализации, который умеет распространять по сети информацию о явном (explicit) маршруте. Сегодня в MPLS TE определено два таких протокола: RSVP с расширениями TE и CR-LDP (таблица 13.1).

При установлении нового пути в сообщении сигнализации наряду с последовательностью адресов пути указывается также и резервируемая пропускная способность. Каждый LSR, получив такое сообщение, вычитает запрашиваемую пропускную способность из пула свободной пропускной способности соответствующего интерфейса, а затем объявляет остаток в сообщениях протокола маршрутизации.

Таблица 13.1. Сравнение протоколов CR-LDP, RSVP-TE
CR-LDP RSVP-TE
Используемый транспортный протокол TCP Исходный IP
Надежность операторского класса Нет Да
Поддержка трафика "много точек – точка" Да Да
Поддержка вещательной рассылки Нет Нет
Поддержка слияния LSP Да Да
Явная маршрутизация Со строгими и нестрогими участками маршрута Со строгими и нестрогими участками маршрута
Ремаршрутизация LSP Да Да, путем записи маршрута
Вытеснение потоков в LSP Да, на основе приоритета Да, на основе приоритета
Средства безопасности Да Да
Защита LSP Да Да
Состояние LSP Жесткое Нежесткое
Регенерация состояния LSP Не требуется Периодическая, по участкам
Резервирование совместно используемых ресурсов Нет Да
Обмен параметрами трафика Да Да
Управление трафиком В прямом направлении В обратном направлении
Авторизация пользователей Неявная Явная
Индикация протокола уровня 3 Нет Да
Ограничения в зависимости от класса ресурса Да Нет
< Лекция 12 || Лекция 13: 1234 || Лекция 14 >
Нияз Сабиров
Нияз Сабиров

Здравствуйте. А уточните, пожалуйста, по какой причине стоимость изменилась? Была стоимость в 1 рубль, стала в 9900 рублей.

Елена Сапегова
Елена Сапегова

для получения диплома нужно ли кроме теоретической части еще и практическую делать? написание самого диплома требуется?

Авхьад Нагаев
Авхьад Нагаев
Казахстан
Covalenco Igor
Covalenco Igor
Россия, Киев