Опубликован: 01.09.2009 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 3:

Организационная система информационно-логистического обеспечения управления ПКС

Аннотация: Настоящая лекция посвящена организационно-экономическим методам и моделям создания и внедрения информационно-логистической системы на промышленном предприятии, обеспечивающей повышение его организационно-экономической устойчивости путем адаптации в реальном режиме времени к изменениям внешней среды системы информационного обеспечения процессов принятия и реализации логистических решений.
Ключевые слова: ПО, затраты, объект, вектор, компонент, минимум, максимум, отклонение по срокам, оплата, ущерб, Приращение, администрирование, постановка задачи, минимизация, принятия решений, значение, функция, управление персоналом, единица, инициализирующие действия, информация, интервал, очередь, поток, определение, отображение, множества, решающее правило, алгоритм, вероятность, входящий поток, информационные системы, подразделения, иерархия, полнота, место, деятельность, дерево, диапазон, контроль, открытая система, стабильность, связь, устойчивость, значимость, управляющие, цикла, консолидация, исполнение, достоверность, типовые процессы, транспортировка, подмножество, ППР, программный продукт, функциональная модель, IDEF0, показатели качества, детализация, группа, диаграмма, структуры баз данных, физический канал, права, адаптация, имитационное моделирование, механизмы, менеджер, базы данных, устранение недостатков, целый, конфликт интересов, норма управляемости, выходящий поток, рабочая группа, руководитель проекта, регулирование, анализ, запаздывания, поток требований, альтернативные, координатор, администратор

3.1. Формирование информационно-логистической системы промышленной корпоративной структуры

В этом разделе, посвященном теоретическим основам организации и внедрения информационно-логистической системы на промышленном предприятии:

  • разработана базовая организационно-функциональная структура информационно-логистической системы на промышленном предприятии;
  • рассмотрена проблема выбора метода принятия решения при логистическом управлении, предложен и обоснован показатель организационноинформационной устойчивости предприятия;
  • выявлены закономерности влияния функционирования информационно-логистической системы предприятия на организационно-информационную устойчивость предприятия и классифицированы информационные потоки в информационно-логистической системе промышленного предприятия;
  • обоснованы критерии оценки организации и функционирования информационно-логистической системы на промышленном предприятии;
  • разработан метод организации информационно-логистической системы на промышленном предприятии.

Разработка основных положений логистико-ориентированного подхода к организации информационно-логистических систем на промышленном предприятии.На типовом промышленном предприятии в процессе производственной деятельности выполняются следующие процессы:

  1. Получение заказов на производство от потребителей.
  2. Разработка конструкторской и технологической документации на изделие, подготовка производства.
  3. Закупка изделия.
  4. Производство комплектующих и узлов изделий.
  5. Подбор поставщиков и подрядчиков необходимых материальных ресурсов для изготовления товарной продукции.
  6. Реализация изделий потребителю.
  7. Послепродажный сервис.

В рамках логистико-ориентированного подхода производственное предприятие - это система потоков двух разных типов: материальных и информационных. К материальным потокам при таком уровне разделения относятся: финансовые потоки (потоки эквивалента ценности ресурсов); энергетические потоки; и "трудовые" потоки (энергетические потоки, инициированные людьми).

Логистическое управление предприятием - это управление движением материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя с целью достижения предприятием поставленных целей.

Укрупненно можно разделить все действия по производству и продаже изделий на три сферы: снабженческую, производственную и сбытовую. В зависимости от того, какие именно сферы деятельности осуществляются в рамках конкретного промышленного предприятия, оно представляет собой:

  • производственную систему;
  • производственносбытовую систему;
  • снабженческопроизводственносбытовую систему.

Для реализации логистического управления на предприятии формируется логистическая система - сложная, структурированная экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления элементов - звеньев и связывающих их потоков (материальных и информационных), функционирующая в соответствии с поставленными целями логистического управления [24].

Логистическая система предприятия функционирует в условиях логистического окружения, формируемого факторами макросреды и микросреды.

Факторы макросреды [24]:

  • политические,
  • правовые,
  • экономические,
  • технологические и технические,
  • социальные,
  • экологические.

Факторы микросреды:

  • разработка новых изделий,
  • производство,
  • маркетинг,
  • финансы,
  • трудовые ресурсы,
  • высший менеджмент.

В процессе функционирования предприятия в соответствии с миссией и построенной на ее основании системы целей компании [3] вырабатывается логистическая миссия предприятия: "Обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя по установленной цене" [24].

В рамках этой миссии необходимо на каждом этапе производственно-хозяйственной деятельности контролировать качество выпускаемой номенклатуры продукции, сроки выполнения операций и связанные с этим затраты.

На основе логистической миссии, системы целей предприятия в целом и ограничений внешней и внутренней среды [2] вырабатывается система целей логистического управления.

Звено логистической системы - обособленный объект в логистической системе - не подлежит дальнейшей декомпозиции при решении поставленных логистических задач; выполняет свою локальную целевую функцию, связанную с определенными логистическими действиями [24].

В рамках кибернетического подхода звено логистической системы - это как некоторый элемент, преобразующий материальные и информационные потоки (рис. 3.1):

\left <\overline{M'},\overline{I'},\overline{F'} \right > = \xi( \left <\overline{Z},\overline{M},\overline{I},\overline{F},\overline{Y}\right >) ( 3.1)

где \overline{M} = (m_{1},m_{2}, \dots ,m_{k}) - вектор параметров входного материального потока (размерности k );

\overline{I} = (i_{1},i_{2},\dots ,i_{n}) - вектор параметров входного информационного потока с числом компонентов (размерности n );

\overline{M'} = (m _{1}',m _{2}',\dots ,m_{n} ') - вектор параметров выходного материального потока с числом компонентов (размерности k );

\overline{I '}= (i _{1}', i'_{2},\dots, i_{n}') - вектор параметров выходного информационного потока (размерности n );

\overline{Z} = (z_{1}, z_{2},\dots, z_{r}) - вектор параметров состояния звена логистической системы c числом компонент (размерности r );

\overline{Y} = (y_{1},y_{2},\dots,y_{s}) - вектор внешних возмущений (воздействий окружающей среды) с числом компонент (размерности s).

Схема звена логистической системы как преобразователя потоков

увеличить изображение
Рис. 3.1. Схема звена логистической системы как преобразователя потоков

Часть параметров вектора \bar{I} представляет собой управляющую информацию, поступающую от субъектов управления в звено логистической системы.

Любое действие, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального потока и информационного потока, называется логистическим действием.

Логистическая цепь - множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному или информационному потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических действий и(или) издержек [24].

Совокупность логистических действий, реализуемая в снабженческой, или производственной, или сбытовой сфере, называется базисным логистическим действием.

Критерии логистического управления промышленным предприятием: минимум общих логистических издержек (3.2); максимум прибыли от выполнения всех логистических действий (3.3); минимальное отклонение в сроках выполнения логистических циклов, максимальное качество потребительского сервиса [24].

Критерий минимума общих логистических издержек имеет вид:

C = (C_{1}+C_{2}+P_{1}+P_{2}) \to min, ( 3.2)

где C _{1} = C_{сн} + C _{пр} + C_{сб}

C_{1} - издержки на все логистические действия;

C _{сн} - издержки при выполнении базисного логистического действия - снабжение;

C_{пр} - издержки при выполнении базисного логистического действия - производство;

C_{сб} - издержки при выполнении базисного логистического действия - сбыт;

C_{2} - издержки на осуществление логистического администрирования (оплата труда логистического персонала, затраты на организацию информационно-логистических систем, и других средств поддержки логистической деятельности);

P _{1} - потери от иммобилизации средств в запасах;

P_{2} - ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса.

Критерий максимума прибыли имеет вид:

U = (\Delta D - \Delta  C )\to max, ( 3.3)

где \Delta D = D_{2}- D_{1} - приращение дохода от реализации продукции в связи с выполнением всех логистических действий от начального уровня - D_{1} до конечного уровня - D_{2} ;

\Delta C = C_{2}-C_{1} - приращение расходов на выполнение логистических действий и на логистическое администрирование от начального уровня - C_{1} до конечного уровня - C_{2}.

Наиболее распространенная постановка задачи логистического управления на промышленном предприятии - минимизация общих логистических издержек при соблюдении уровня логистического сервиса не ниже установленного (на основе пожеланий потребителей продукции).

Формально ее можно записать следующим образом.

Пусть в процессе логистического управления необходимо принять v логистических решений, тогда вектор \bar{X} = (x_{1}, \dots ,x_{v}) - описывает один из вариантов совокупности принятия решений, при этом x - номер выбранной альтернативы при принятии i -го решения, x_{i} е [1, 2,\dots ,l_{i}], где l_{i} - количество альтернатив для i -го логистического решения.

Тогда общие логистические издержки C(\bar{X}) составят:

C(\bar{X}) = (C_{1}(\bar{X}) + C_{2}(\bar{X}) + P_{1}(\bar{X}) + P_{2}(\bar{X})), ( 3.4)

где

C _{1} (\bar{X}) = C_{с}(\bar{X}) + C_{п}(\bar{X}) + C_{сб} (\bar{X}). ( 3.5)

C _{1} (\bar{X}) - издержки на все логистические действия при условии осуществления логистического управления, описываемого вектором \bar{X} логистических решений;

C_{сн} (\bar{X}) - издержки при выполнении базисного логистического действия - снабжение, при условии осуществления логистического управления, описываемого вектором \bar{X} логистических решений;

C_{пр}(\bar{X}) - издержки при выполнении базисного логистического действия - производство, при условии осуществления логистического управления, описываемого вектором \bar{X} логистических решений;

C_{сб}(\bar{X}) - издержки при выполнении базисного логистического действия - сбыт, при условии осуществления логистического управления, описываемого вектором \bar{X} логистических решений;

C_{2} (\bar{X}) - издержки на осуществление логистического администрирования (оплата труда логистического персонала, затраты на организацию информационно-логистических систем, и других средств поддержки логистической деятельности), при условии осуществления логистического управления, описываемого вектором \bar{X} логистических решений; P _{1}(\bar{X}) - потери от иммобилизации средств в запасах, при условии осуществления логистического управления, описываемого вектором \bar{X} логистических решений;

P_{2} (\bar{X}) - ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента, при условии осуществления логистического управления, описываемого вектором \bar{X} логистических решений.

Тогда задача логистического управления выглядит следующим образом:

C(\bar{X}) = (C _{1} (\bar{X}) + C_{2} (\bar{X}) + P_{1} (\bar{X}) + P_{2} (\bar{X})) \to min. \\
\left \{
\begin {array}{l}
\tau_{jk}(\bar{X}) \le  \tau_{jk}^* \\
M_{jk}(\bar{X}) = M_{jk}^* \\
N(\bar{X}) =  N^* \\
n_{j}(\bar{X}) =  n_{j}^* \\
\rho_{jk}(\bar{X}) \ge  \rho_{jk}^* \\
\chi_{jk}(\bar{X}) \ge  \chi_{jk}^* \\
C(\bar{X}) \le  C^{пред} 
\end{array} ( 3.6)

для всех j \in [1,2,\dots ,N], k \in [1,2, \dots ,n_{j} ],

где приняты следующие обозначения:

T_{J}_{k} (\bar{X}) - дата получения k -го изделия j -й номенклатуры потребителю при логистическом управлении \bar{X} ;

\tau^*_{jk} - дата получения k -го изделия j -й номенклатуры потребителю в соответствии с его заказом или реальным спросом;

M^*_{jk} - месторасположение пункта получения k -го изделия j -й номенклатуры потребителю в соответствии с его заказом или реальным спросом;

M_{jk}(\bar{X}) - месторасположение пункта передачи k -го изделия j -й номенклатуры потребителю при логистическом управлении \bar{X} ;

N(\bar{X}) - количество видов номенклатуры выпускаемых изделий при логистическом управлении \bar{X} ;

N^* - количество видов номенклатуры изделий в рамках специализации и с учетом максимальных производственных мощностей предприятия, которые необходимо выпускать промышленному предприятию, чтобы обеспечить заказы потребителей или реальный спрос;

n_j(\bar{X}) - количество изделий j -й номенклатуры, которые выпускаются на промышленном предприятии при логистическом управлении \bar{X} ;

n_j^* - количество изделий j -й номенклатуры в рамках специализации и с учетом максимальных производственных мощностей предприятия, которые необходимо выпускать промышленному предприятию, чтобы обеспечить заказы потребителей или реальный спрос;

\rho_{jk} (\bar{X}) - показатель качества k -го изделия j -й номенклатуры в соответствии с логистическим управлением \bar{X} ;

\rho^*_{jk} - показатель качества k -го изделия j -й номенклатуры в соответствии с требованиями потребителей;

\chi_{jk} (\bar{X}) - показатель уровня послепродажного сервиса для k -го изделия j -й номенклатуры при логистическом управлении \bar{X} ;

\chi^{*}_{jk} - показатель уровня послепродажного сервиса для k -го изделия j -й номенклатуры в соответствии с требованиями потребителей;

C^{пред} - предельно допустимое максимальное значение общих логистических издержек исходя из цен продаж на аналогичные изделия, сложившиеся на рынке выпускаемых промышленным предприятием.

В результате решения этой задачи выбирается некоторое оптимальное логистическое управление \bar{X}^*.

Функция логистики на предприятии взаимодействует со многими другими функциями, такими, как маркетинг, финансы, управление персоналом.

Для этих функций осуществление совокупности логистических действий на предприятии позволяет реализовать те или иные функциональные стратегии.

Михаил Агапитов
Михаил Агапитов

Не могу найти  требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия"

Подобед Александр
Подобед Александр

Я нажал кнопку "начать курс" и почти его уже закончил, но для получения диплома на бумаге, нужно его же оплатить? Как оплатить? 

Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989