Опубликован: 18.06.2007 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
Лекция 10:

Расширенный анализ требований. Иллюстрированные сценарии и прототипы

< Лекция 9 || Лекция 10: 123 || Лекция 11 >
Аннотация: Особенности восприятия человеком вербальной и невербальной информации по отношению к моделям следует относить к визуальным прототипам. В этой лекции мы поговорим о прототипировании, рассмотрим основные цели, требующие применение прототипов, а также рассмотрим иллюстрированные сценарии прецендентов, которые наряду с прототипами позволяют достичь лучшего понимания между Заказчиком и разработчиком

- Вы действительно хотите, чтобы я поставил свою подпись под этим документом?

- Разумеется, ведь в нем сосредоточено развернутое описание основных требований к автоматизированной информационной системе, которую мы должны для вас создать.

- Хорошо, я подпишу, но это ровным счетом ничего не значит.

- ??

- Ведь это всего лишь бумага, слова… А мне нужна программа, которая реально облегчит жизнь сотрудникам моего предприятия. Подпишу я сейчас документ или не подпишу - не имеет никакого значения. Важно лишь - сможете Вы или нет сделать такую систему, которая действительно принесет пользу. А это выяснится лишь, когда я смогу ее "пощупать".

Такой или примерно такой диалог состоялся у автора с генеральным директором полиграфического предприятия - заказчиком системы комплексной автоматизации его деятельности при подписании эскизного проекта.

И эта ситуация - не нонсенс. Каждый, кто выполнял проекты автоматизации рано или поздно сталкивается с ней. Что же делать - отказываться от выгодного проекта? Или взять на себя риск, что проект не будет принят в эксплуатацию: ведь при таком подходе к документу описания требований наверняка найдется что-то, очевидное для Заказчика, неожиданное для Исполнителя и не вошедшее в ТЗ. Хорошо, если придется переделывать 5% функций. А что, если 30% или 50%?

К счастью, выход существует. И этот выход - создание прототипов. Прототипы позволяют увидеть за сухими строчками документа описания требований фрагменты реальной системы, "поиграть" в эксплуатацию системы до ее создания.

Цели прототипирования

Все то, что говорилось в предыдущей лекции об особенностях восприятия человеком вербальной и невербальной информации по отношению к моделям, в еще большей степени следует отнести и к визуальным прототипам.

Рассмотрим основные цели, требующие применения прототипов [10.1-10.2]:

  • прояснить неясные требования к системе;
  • выбрать одно из различных концептуальных решений;
  • проанализировать осуществимость.
  1. Неясные требования. Часто Заказчику бывает трудно сформулировать требования к тому, что он ожидает от системы. В этом случае прототип интерфейса пользователя (User Interface, UI), оперативно созданный по результатам интервью, дает ему возможность увидеть схематичную реализацию того, как Исполнитель увидел соответствующую часть системы. Что интересно - в данном случае полезен любой исход прототипирования: если Исполнитель понял требования хорошо - польза очевидна; если не очень - польза заключается в том, что Заказчик может указать, в чем заключается непонимание, тем самым решив основную задачу - сделать неясное ясным.
  2. Разные варианты решения. Любую техническую задачу можно решить различными способами. Это касается как задачи формулировки требований, так и ее реализации в UI.

    Рассмотрим пример. Снабженцу поступает входной поток требований на комплектацию заказов материалами. Разные позиции одного и того же требования могут быть закуплены у различных поставщиков. Снабженец должен сопоставить поставщика каждой позиции каждого из требований. Есть как минимум два сценария решения этой задачи.

    А) Сценарий последовательной обработки требований.

    • А1. Система отображает реестр требований, имеющихся во входной очереди.
    • А2. Пользователь выбирает очередное требование.
    • А3. Система отображает перечень материалов требования и справочник поставщиков.
    • А4. Пользователь сопоставляет каждой из позиций требования поставщика из справочника поставщиков.
    • А5. Система придает требованию статус "обработано", высылает по электронной почте автору требования уведомление.
    • А6. Продолжать с шага А1, пока очередь не опустеет.

    Б) Сценарий группировки по материалам.

    • Б1. Система отображает позиции всех требований и справочник поставщиков.
    • Б2. Пользователь группирует позиции по типу (так, чтобы однотипные позиции, поставляемые одним и тем же поставщиком, находились рядом).
    • Б3. Пользователь выбирает группу позиций и сопоставляет ей поставщика.
    • Б4. Система проверяет - не появились ли полностью обработанные требования. При положительном исходе проверки присваивает этим требованиям статус "обработано" и высылает по электронной почте автору требования уведомление.
    • Б5. Продолжать с шага Б1, пока очередь не опустеет.

    Первый сценарий удобен тем, что позволяет снабженцу работать в разрезе авторов требований, начать с самых критичных по времени требований, контролировать процесс их обработки. Второй сценарий удобен тем, что позволяет одновременно наблюдать на экране строки разных требований, объединяя их в единый заказ.

    После реализации прототипов UI по первому и второму сценариям Заказчик, оценив их достоинства и недостатки, смог в диалоге с Разработчиком сформулировать третий, комбинированный сценарий, сочетающий достоинства первых двух.

  3. Анализ осуществимости. Часто бывает так, что комбинация функциональных, нефункциональных требований и ограничений такова, что возникает риск невозможности их реализации. Как правило, такой риск связан с требованиями к быстродействию системы при известных ограничениях среды ее реализации. В этом случае создаются прототипы (не обязательно, связанные с UI), реализующие соответствующую часть системы, имитирующие потоки данных, поступающие на ее вход и их обработку.
< Лекция 9 || Лекция 10: 123 || Лекция 11 >
Оксана Швецова
Оксана Швецова

Куда нажать? Сумма на лс есть. Как можно получить распечатанный диплом ?

Ринат Гатауллин
Ринат Гатауллин

Здравствуйте. Интересует возможность получения диплома( https://intuit.ru/sites/default/files/diploma/examples/P/955/Nekommerch-2-1-PRF-example.jpg ). Курс пройден. Сертификат не подходит. В сертификате ошибка, указано по датам время прохождения около 14 дней, хотя написано 576 часов.

Константин Андреев
Константин Андреев
Россия, Петрозаводск, Петрозаводский государственный университет, 2001
Станислав Кравченко
Станислав Кравченко
Россия, Москва, МЭГУ, 2006