Опубликован: 11.04.2007 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Компания InfoWatch
Лекция 4:

Нетехнические меры защиты. Уровни контроля информационных потоков

< Лекция 3 || Лекция 4: 12 || Лекция 5 >
Аннотация: В этой лекции Вы сможете изучить нетехнические меры защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа, а именно: психологические меры и организационные меры. А также познакомитесь с понятием уровней контроля информационных потоков

Нетехнические меры защиты от внутренних угроз

Психологические меры

Не вдаваясь подробно в психологические аспекты защиты, выделим два способа внедрения систем — открытый и закрытый. Как внедрять такую систему — решает сам заказчик, причем на самом высоком уровне. Безусловно, полностью реорганизовать документооборот незаметно для пользователей невозможно, тем более, что часть процесса внедрения — ознакомление пользователей с процедурами доступа. Однако если основная цель внедрения системы — выявление уже действующего канала утечки, определение всех его звеньев, причем не только исполнителей внутри компании, но и заказчиков информации вне ее, имеет смысл повременить с объявлением процедур и ставить, в первую очередь, мониторы активности пользователей и контентную фильтрацию почты. В случае оперативной разработки в отношении сотрудников компании по договоренности с производителем имеет смысл замаскировать программные агенты на рабочих станциях под программы, которые не вызовут подозрений, — антивирус или мониторы аудита программного обеспечения.

Если же внедрять систему защиты от внутренних угроз открыто, то за счет психологического фактора можно даже сэкономить. Известно, что при внедрении систем видеонаблюдения для защиты периметра на некоторых направлениях можно ставить неподключенные камеры, так как сам факт наличия видеокамеры наблюдения уже останавливает большую часть нарушителей. Для этого камеры должны стоять на виду. По аналогии, организация новой системы хранения, ознакомление сотрудников с новыми регламентами, появление и предание гласности инцидентов с попыткой вынести запрещенную информацию за пределы компании наверняка предотвратят хищения информации саботажниками и нелояльными сотрудниками.

Организационные меры

Права локальных пользователей

Было бы неправильным считать, что любое, даже самое совершенное программное обеспечение может решить все проблемы с утечками. Если такое программное обеспечение установлено, время от времени оно будет проверяться сотрудниками на возможность преодоления защиты. Кроме постоянного тестирования системы безопасности, необходимо ограничить возможности потенциальных взломщиков. В первую очередь это достигается за счет лишения пользователей прав локального администратора на их рабочих местах. Эта, казалось бы, простая мера до сих пор не применена в большинстве компаний. Иногда оправданием этого служит наличие в компании унаследованного программного обеспечения, неспособного работать с операционными системами, поддерживающими удаленное управление. Выходом из этого может быть локализация рабочих мест с правами локального администратора для работы с унаследованным приложением в отдельном сегменте сети, физическое или программное лишение рабочих мест устройств вывода и концентрация их в одном месте под контролем сотрудника, персонально ответственного за отсутствие утечек информации. Однако нужно понимать, что это решение является временным, и стратегически необходимо стремиться как можно скорее портировать унаследованные приложения в более современные операционные системы.

Стандартизация ПО

Мало в каких компаниях автору встречался такой документ, как список программного обеспечения, допущенного к установке на рабочих станциях, а там, где он есть, на его составление ответственные лица подвигло не беспокойство за утечки конфиденциальной информации, а, скорее, понимание того, что сотрудники могут использовать предоставленный им для работы компьютер для развлечений. Иначе невозможно объяснить наличие в этом списке файлового менеджера FAR. Возможно, встроенный в операционную систему Windows Explorer действительно неудобен, но зато он не позволяет копировать временные файлы Windows. Что выгоднее компании — заставить сотрудников пользоваться штатными средствами операционной системы или оставить мощный инструмент похищения данных? Ответ напрашивается сам собой, но большинство компаний, видимо, не ставит даже этот вопрос.

После составления списка программного обеспечения необходимо гарантировать его установку на все рабочие станции и ограничить запуск других программ без участия администратора. Принцип "все, что не разрешено — запрещено" в этом случае должен выполняться неукоснительно. Это избавит компанию от будущих проблем с утечками через злонамеренных нарушителей — они не смогут использовать программное обеспечение, которое может использоваться для обмана, например, механизмов контентной фильтрации — шифрования и стеганографии.

Специфические решения

Небольшими организационными мерами можно решить очень большие проблемы. Когда-нибудь решение следующей задачи будут изучать в университетах. Одно федеральное ведомство серьезно страдало от регулярных утечек своей базы данных, которая имела устойчивый спрос на пиратских рынках. Контролировать все точки доступа к базе было технически очень сложно, и отдел информационной безопасности придумал следующий ход. Рассудив, что хищением информации занимается не больше десятка человек, причем вряд ли управляемых из одного центра, они попросили администраторов базы ограничить объем ежедневных запросов 20 Мбайт. Все, что больше, — по дополнительной заявке с обоснованием служебной необходимости. Вряд ли нарушители захотят проявить себя регулярными просьбами об увеличении лимита. Поскольку вся база занимала несколько гигабайт, выкачать ее за месяц одному человеку не представлялось возможным. Поскольку база меняется ежедневно, сшитые куски, скопированные в разные дни, нарушали актуальность базы. Через некоторое время базу перестали покупать, а потом, ввиду отсутствия спроса, — и похищать. Как видно, предотвратить утечки в данном случае удалось без дополнительных материальных затрат.

Работа с кадрами

И, конечно, необходимо постоянно работать с пользователями. Обучение пользователей, воспитание бдительности сотрудников, инструктаж новичков и временных сотрудников во многом сможет предотвратить утечки через незлонамеренных пользователей. Любое копирование информации на сменный носитель должно вызывать вопросы коллег — ведь лояльные сотрудники пострадают вместе с компанией, а значит, они на одной стороне баррикад.

Высокая компьютерная квалификация пользователей не всегда является плюсом. В западной литературе встречается термин overqualified — приблизительно его можно перевести как "слишком квалифицированный" или "переквалифицированный". Причем излишняя квалификация в компьютерных навыках является более серьезным недостатком, чем квалификация недостаточная. Ведь научить недостающим навыкам можно всегда, а как заставить человека забыть уже имеющиеся навыки? Задайте себе вопрос, правильно ли, если сотрудник бухгалтерии обладает навыками системного администратора, а оператор на атомной станции заочно учится на эксперта по компьютерной безопасности? Выявление "специалистов-любителей" возможно во время традиционной аттестации. Стоит добавить в опросник вопрос "Как снять зависший процесс в Windows?" и провести разъяснительную работу с теми, кто начнет ответ со слов: "Нажать одновременно клавиши Ctrl, Alt и Del". Ведь правильный ответ на этот вопрос для большинства пользователей — "Вызвать системного администратора".

Хранение физических носителей

Еще один канал утечки информации — физический вынос носителей с резервными копиями. Понятно, что после абсолютно легального резервного копирования никакое программное обеспечение не в силах остановить физический вынос злоумышленником носителя, его копирование и занос обратно. Поэтому сейчас используется несколько способов защиты этого канала утечки. Первый — анонимизация носителей, то есть сотрудники, имеющие доступ к носителям, не знают, какая информация записана на каком носителе, они управляют только анонимными номерами носителей. Те сотрудники, которые знают, на каком носителе находится какая информация, в свою очередь, не должны иметь доступ к хранилищу носителей. Второй способ — шифрование информации при резервном копировании, поскольку расшифровка вынесенной информации потребует некоторого времени и дорогостоящей вычислительной мощности. Безусловно, здесь работают все технологии хранения ценных вещей — замки, открывающиеся только двумя ключами, находящимися у разных сотрудников, несколько уровней доступа и т. д. С развитием технологий радиоидентификации (RFID), возможно, появятся системы автоматического оповещения о попытках вынести за пределы хранилища носители, в которые для этой цели будут внедрены радиометки.

< Лекция 3 || Лекция 4: 12 || Лекция 5 >
Евгений Виноградов
Евгений Виноградов

Прошел экстерном экзамен по курсу перепордготовки "Информационная безопасность". Хочу получить диплом, но не вижу где оплатить? Ну и соответственно , как с получением бумажного документа?

Илья Сидоркин
Илья Сидоркин

Добрый день! Подскажите пожалуйста как и когда получить диплом, после сдичи и оплаты?????

Анатолий Федоров
Анатолий Федоров
Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1989