Опубликован: 18.06.2007 | Уровень: для всех | Доступ: платный | ВУЗ: Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
Лекция 1:

Введение

Лекция 1: 123 || Лекция 2 >
Аннотация: В данной лекции рассмотрено понятие "информационная система" и классификация автоматизированных информационных систем

В настоящее время история развития систем, предназначенных для хранения и обработки информации с использованием ЭВМ, насчитывает уже более полувека. Еще относительно недавно в ходу были перфокарты в качестве устройств ввода данных, листинги в виде рулонов бумаги длиной порою до нескольких метров - в качестве носителя результатов машинной обработки, недельные, либо месячные временные интервалы - в качестве нормативных сроков обработки информации.

В последнее десятилетие ушедшего века ситуация претерпела качественные изменения. Если попытаться сформулировать "портрет" современной информационной системы масштаба предприятия в виде десятка тезисов, то мы увидим, что она имеет:

  • в основе - методологию управления, направленную на достижение стратегических целей высшего менеджмента предприятия, выраженную в информационной системе в виде системы управляющих воздействий, регламентирующей деятельность пользователей,
  • возможность доступа к данным для множества пользователей, объединенных в локальную сеть предприятия, а зачастую - и для пользователей, удаленных от центрального офиса на сотни и тысячи километров,
  • средства коммуникации и элементы корпоративного решения задач коллективом пользователей;
  • развитый, дружественный графический интерфейс конечного пользователя,
  • режимы обработки оперативной информации, близкие к режиму реального времени,
  • средства аутентификации и разграничения доступа, позволяющие дозировать информацию в соответствии с должностными обязанностями пользователя; высокий уровень защищенности от несанкционированного доступа,
  • один или более серверов баз данных, суммарный объем которых измеряется в гига- или терабайтах; возможность обработки тысяч и миллионов записей при составлении отчетности,
  • инвариантность (в определенных пределах) к аппаратным и операционным средам функционирования серверных и клиентских приложений,
  • использование стандартизованных языков и протоколов для представления и манипулирования данными.

Основу информационной системы составляют "три кита". Это - база данных, как правило, реляционного типа, поддерживающая доступ на основе стандарта SQL, программные средства, обеспечивающие логику обработки данных, интерфейс пользователя.

SQL Structured Query Language – язык структурированных запросов. Согласно словарю IT-терминологии Гарднер, http://blogs.gartner.com/it-glossary. SQL – реляционный язык данных, предоставляющий согласованный, базирующийся на англоязычных ключевых словах, набор средств для организации запросов, определения, манипулирования и управления данными. Это – программный интерфейс реляционных систем управления базами данных (СУБД), разработанный IBM. Операторы SQL содержат:

  • операторы языка обработки данных: SELECT, INSERT, UPDATE и DELETE (выборка, вставка, изменение, удаление);
  • операторы языка определения данных CREATE и DROP (создание, удаление) для таблиц и индексов;
  • операторы контроля целостности данных и авторизации.

SQL – точный (однозначно определенный) язык, базирующийся на логике предикатов. Он сложен для понимания конечным пользователем и предназначен для коммуникации между компонентами программного обеспечения.

Определение ИС

Далее по тексту информационной системой (ИС) 1Маглинец Ю.А. Разработка информационных систем. Часть 1, Структурные методы. - Красноярск.: Кларитеанум, 2004. - 120 с., либо автоматизированной ИС, АИС, будем называть программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.

Ключевым моментом в этом определении является понятие "целенаправленной деятельности". Речь идет о деятельности, направленной на решение конкретной задачи, стоящей перед пользователем (коллективом пользователей).

Некоторые исследователи (см., например, [1.1]) определяют ИС несколько иным образом. ИС в широком смысле - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Основные отличия такого подхода: 1) ввод пользователей системы "внутрь" ИС, 2) необязательность использования средств вычислительной техники. Такой подход также имеет право на жизнь. Так, например, в нем удобно прослеживать общую историю возникновения и развития систематических средств обработки информации в бизнесе, которая началась, очевидно, в докомпьютерную эпоху. Однако, так как целью нашего курса является изучение анализа требований к компьютерным системам обработки информации, будем пользоваться приведенным выше первым определением.

Рассмотрим примеры некоторых программных средств, являющихся, либо не являющихся ИС.

  • 1С-Бухгалтерия 8.0. Используется в целях формирования бухгалтерской отчетности предприятия перед налоговыми органами. Является информационной системой.
  • MS Excel. Программное средство универсального характера, предназначенное для манипуляций с данными, представленными в табличной форме автоматизации расчетов, формирования разнообразных диаграмм для анализа данных. Не является информационной системой.
  • Книга MS Excel, содержащая сведения о штатном расписании, работниках предприятия и оснащенная макросами, позволяющими рассчитывать заработную плату и формировать платежные ведомости. Является информационной системой.
  • Система Axapta Retail комплексной автоматизации деятельности сети розничных магазинов. Является информационной системой.
  • Реляционная база данных DB-2 фирмы IBM. Не является информационной системой.
Лекция 1: 123 || Лекция 2 >
Оксана Швецова
Оксана Швецова

Куда нажать? Сумма на лс есть. Как можно получить распечатанный диплом ?

Ринат Гатауллин
Ринат Гатауллин

Здравствуйте. Интересует возможность получения диплома( https://intuit.ru/sites/default/files/diploma/examples/P/955/Nekommerch-2-1-PRF-example.jpg ). Курс пройден. Сертификат не подходит. В сертификате ошибка, указано по датам время прохождения около 14 дней, хотя написано 576 часов.

Руслан Рекун
Руслан Рекун
Россия, г. Краснодар
Анна Анисимова
Анна Анисимова
Россия, Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 2009