Здравствуйте,при покупке печатной формы сертификата,будут ли выданы обе печатные сторны? |
Подход Microsoft к построению управляемых информационных систем
5.1 Методологическая основа построения управляемых ИС
Информационная инфраструктура современного предприятия характеризуется большим количеством настольных и переносных компьютеров, серверов, систем хранения данных, телекоммуникационных устройств, операционных систем и бизнес-приложений. В этих условиях задача обеспечения требуемого уровня предоставления ИТ-сервисов со стороны ИТ-службы для бизнес-подразделений является достаточно сложной. При общей тенденции бизнеса к сокращению непроизводственных издержек снижение совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой предприятия является крайне актуальным.
Построение эффективной системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия может быть реализовано с использованием стандартизированного набора программно-аппаратных средств, удовлетворяющих требованиям ИТ-инфраструктуры и бизнеса. Эффективная архитектура управления ИТ-инфраструктурой предприятия должна быть масштабируемой, гибкой, обеспечивать мониторинг и формирование отчетов о различных аспектах функционирования информационной системы.
Для решения задач управления ИТ-инфраструктурой предприятия Microsoft предлагает набор инструментов, моделей, методик и рекомендаций, которые призваны обеспечить построение управляемых ИС высокой надежности, доступности и защищенности. Данные материалы объединены в решения Microsoft для управления – MSM (Microsoft Solutions for Management) [ 5.1 ] .
Методологической основой построения и сопровождения управляемых ИТ- систем является библиотека MOF [ 5.2 ] . На базе основного руководства MOF разработано более 20 документов, описывающих функции управления обслуживанием SMF (Service Management Function) и инструкции по реализации конкретных действий в рамках ИТ-инфраструктуры.
В свою очередь SMF являются основой для руководств, в которых детализируются мероприятия по достижению конкретных целей при оптимизации ИТ-инфраструктуры. Руководства включены в:
- инструкции проектов усовершенствования обслуживания SIP (Service Improvement Project);
- акселераторы решений SA (Solution Accelerator).
В проектах усовершенствования обслуживания приведены рекомендации по реализации или усовершенствованию отдельных функций (совокупности функций) управления обслуживанием.
Акселераторы решений являются примерами решений по усовершенствованию ИТ-инфраструктуры предприятия на базе программного инструментария и инструкций SMF. Решения SA содержат следующее:
- решения по развертыванию новых приложений с помощью SMS для операционных систем семейства Windows;
- решения по управлению обновлению установкой оборудования на базе SMS, предлагающее рекомендации по развертыванию исправлений и пакетов обновления для серверов Windows, SQL Server, Exchange и клиентских программ настольных компьютеров.
5.2 Инструментарий управления ИТ-инфраструктурой
Инструментальной основой MSM является семейство продуктов MSC (Microsoft System Center) [ 5.3 ] , которое решает следующие задачи:
- управление эксплуатацией и функционированием информационных систем;
- управление изменениями и конфигурацией;
- защита и хранение данных;
- контроль проблем;
- управление нагрузкой.
В семейство Microsoft System Center входят:
- Microsoft System Management Server (SMS) 2003;
- Microsoft Operations Manager (MOM) 2005;
- System Center Reporting Manager (SCRM) 2006;
- Microsoft System Center Data Protection Manager (DPM) 2006;
- Microsoft System Center Capacity Planner (CCP) 2006.
5.2.1 Microsoft System Management Server 2003
Microsoft System Management Server 2003 обеспечивает централизованное управление изменениями и конфигурациями ИТ- инфраструктуры предприятия, построенной на базе компьютеров семейства операционных систем Windows [ 5.4 ] . SMS 2003 предоставляет следующие возможности:
- инвентаризацию аппаратных и программных средств корпоративной информационной системы предприятия;
- надежное развертывание системы на уровне предприятия и автоматизированная установка и обновление программ в системе;
- управление ресурсами и распространение программного обеспечения для мобильных пользователей;
- отслеживание использования программного обеспечения на клиентских компьютерах конкретными пользователями и подготовку отчетов по использованию;
- дистанционное диагностирование проблем и неисправностей на клиентских компьютерах.
Microsoft Operations Manager 2005 обеспечивает средства управления серверной инфраструктурой в масштабах предприятия, что позволяет повысить эффективность ее эксплуатации [ 5.5 ] . MOM 2005 предоставляет открытые и масштабируемые средства для управления информационными системами предприятий, комплексного управления событиями, активного контроля и оповещения, создания отчетов и анализа тенденций, а также специализированные базы знаний, содержащие сведения о функционировании систем и приложений, для повышения уровня управляемости корпоративных систем.
MOM 2005 позволяет существенно упростить выявление проблемных зон ИТ-инфраструктуры предприятия, облегчает процесс определения основных причин неполадок и способствует быстрому восстановлению работы служб и предотвращению потенциальных проблем ИТ-среды.
Operations Manager 2005 включает следующие интерфейсы пользователя:
- консоль администратора;
- консоль оператора;
- Web-консоль;
- консоль отчетов.
Консоль администратора предназначена для индивидуальной настройки MOM 2005, просмотра серверов информационной системы, развертывания агентов на серверах и клиентах, создания и обслуживания прав доступа корпоративных пользователей, а также для создания, импорта и экспорта пакетов управления (Management Pack).
Консоль оператора обеспечивает оценку состояния ИТ-инфраструктуры предприятия, выявление неполадок и получение рекомендаций по их устранению. На нее можно добавить сведения об устранении специфических неполадок для конкретного предприятия. Представление консоли в виде нескольких областей облегчает просмотр данных, необходимых для решения возникающих проблем, позволяя избежать открытия различных диалоговых окон. Консоль имеет несколько видов экранов (представлений). Представление State View (Просмотр состояния) обеспечивает сводный обзор состояния компьютеров в режиме реального времени в пределах управляемой среды. Представление Diagram View (Просмотр диаграммы) обеспечивает различные обзоры топологии, в которых отображается взаимосвязь между серверами – объектами мониторинга, сервисами и их состояние. Представление Alerts View (Просмотр предупреждений) содержит список проблем среды, требующих немедленного вмешательства, а также сведения о текущем состоянии и степени серьезности каждого предупреждения. В нем указано, были ли предупреждения подтверждены, расширены или устранены, и было ли нарушено соглашение об уровне обслуживания. Представление данных о производительности позволяет выбрать и отобразить один или несколько показателей производительности ряда систем за определенный период времени. Представление Events View содержит список событий, которые произошли на управляемых серверах, описание каждого события, а также сведения об источнике неполадки.
Web-консоль обеспечивает ряд функциональных возможностей консоли оператора, доступных с помощью Web -обозревателя. Это гарантирует необходимую гибкость в случае необходимости изменения статуса предупреждения, обновления базы знаний компании, просмотра состояния компьютера, а также получение уведомлений по электронной почте со ссылками на конкретные неполадки сети, требующие вмешательства.
Консоль отчетов позволяет просматривать отчеты о событиях, предупреждениях и производительности в окне Web-обозревателя. Она дает возможность подписываться на избранные отчеты и автоматически получать их новые версии. Для стандартных отчетов используется служба SQL Server Reporting Services, а специализированные отчеты могут быть созданы в инструментальной среде Visual Studio 2005. Отчеты можно легко экспортировать в Microsoft Excel, Adobe Acrobat, а также в файлы формата HTML, TIFF, CSV или XML.
Operations Manager 2005 обладает хорошей масштабируемостью относительно количества управляемых компьютеров на каждом сервере MOM и количества управляемых серверов на каждой консоли.
В части решаемых задач и диагностики MOM 2005 позволяет настраивать, экспортировать, импортировать и запускать контекстные задачи и диагностику. Задачи могут выполняться на консоли, сервере или агенте. В число задач входят тестовый опрос компьютера, сброс кэша DNS и удаление неактивных объектов из Active Directory.
В режиме обслуживания обеспечивается предотвращение отображения предупреждений на консоли оператора, пока выполняется обслуживание системы.
Operations Manager 2005 допускает переопределение правил, что позволяет изменять стандартные параметры и пороговые значения для выбранных компьютеров или групп и задавать приоритет для предотвращения потенциальных конфликтов, вызванных многочисленными переопределениями.
MOM 2005 обеспечивает сброс автоматического предупреждения, что позволяет агенту автоматически обновлять базу данных MOM в случае исправления предупреждения без участия оператора.
Operations Manager 2005 позволяет вести детальное наблюдение за отдельными экземплярами информационной инфраструктуры. MOM 2005 распознает отдельные экземпляры в системе и выполняет наблюдение за ними. Например, MOM выявляет отдельные базы данных в пределах SQL Server, и не только SQL Server, но и в целом.
В кластерной серверной среде MOM 2005 распознает виртуальный кластерный сервер наряду с физическими серверами. Эта возможность различения серверов в пределах кластера позволяет создателям пакетов управления создавать более детализированные правила.
MOM 2005 поддерживает вложенные группы компьютеров. Логическая группировка компьютеров может быть подвернута дальнейшему разделению для обеспечения контекста управления сходными системами. Например, внутри группы компьютеров SQL Server 2000 могут быть выделены группы компьютеров для ведения платежных ведомостей или выполнения заказов, причем каждая из них будет связана с различными правилами.
Operations Manager 2005 обеспечивает ответы на предупреждения, которые могут быть выполнены агентом до того, как предупреждение будет отключено.
MOM 2005 предусматривает быстрое выяснение причин снижения уровней предоставления ИТ-сервисов за счет реализации концепции пакетов управления Management Pack [ 5.6 ] . Пакеты управления представляют собой механизм консолидации накопленного опыта ИТ-экспертов в отдельно выделенной области. Использование пакетов управления позволяет сократить время и расходы на управление инцидентами при выполнении следующих операций:
- определение объектов наблюдения – фиксация инцидента;
- устранение неполадок по мере их возникновения – закрытие инцидента.
Пакеты управления содержат:
- правила наблюдения с заданными пороговыми значениями определенных метрик. Пороговые значения параметров ИТ-инфраструктуры позволяют сформировать приоритеты оповещений по конкретным событиям;
- базу знаний, содержащую сведения по устранению неполадок. Благодаря привязке базы знаний к оповещению оператор быстро получает необходимые сведения по инциденту и процедуре его устранения;
- сценарии, которые можно использовать для быстрого обнаружения причин инцидентов в ИТ-инфраструктуре. Сценарии позволяют восстанавливать требуемые уровни предоставления ИТ-сервисов как вручную, так и автоматически. При необходимости операторы могут создавать собственные специальные сценарии.