Задача на функции |
Функции
Объявление и определение функций
Презентацию к лекции Вы можете скачать здесь.
Функция - это законченный фрагмент кода, к которому можно обратиться по имени (вызвать функцию). Функция может получать аргументы и возвращать в вызывающий код вычисленное в ней значение. Программу, состоящую из функций, можно рассматривать в укрупненном виде - на уровне их взаимодействия. Использование функций является первым шагом к повышению степени абстракции программы и ведет к упрощению ее структуры.
Разделение программы на функции позволяет избежать избыточности кода, так как функцию записывают один раз, а вызывать ее на выполнение можно многократно из разных точек программы. Разработку программы, содержащей функции, можно поручить группе программистов, а часто используемые функции помещать в библиотеки. Все это делает процессы разработки, отладки и сопровождения программ более эффективными и управляемыми.
Любая программа на С++ состоит из функций, одна из которых должна иметь имя main (с нее начинается выполнение программы).
Функция начинает выполняться в момент вызова. Любая функция должна быть объявлена и определена. Как и для других величин, объявлений может быть несколько, а определение только одно.
Объявление функции должно находиться в тексте раньше ее вызова для того, чтобы компилятор мог осуществить проверку правильности вызова.
Объявление функции (прототип, заголовок, сигнатура) задает ее имя, тип возвращаемого значения и список передаваемых параметров.
Определение функции содержит, кроме объявления, тело функции, представляющее собой последовательность операторов и описаний в фигурных скобках:
[ класс ] тип имя ([ список_параметров ])[throw ( исключения )]{ тело функции }
Рассмотрим составные части определения.
- С помощью необязательного модификатора класса можно явно задать область видимости функции, используя ключевые слова extern и static:
- Тип возвращаемого функцией значения может быть любым, кроме массива и функции (но может быть указателем на массив или функцию). Если функция не должна возвращать значение, указывается тип void.
- Список параметров определяет величины, которые требуется передать в функцию при ее вызове. Элементы списка параметров разделяются запятыми. Для каждого параметра, передаваемого в функцию, указывается его тип и имя (в объявлении имена можно опускать).
В определении, в объявлении и при вызове одной и той же функции типы и порядок следования параметров должны совпадать.
На имена параметров ограничений по соответствию не накладывается.
Функцию можно определить как встроенную с помощью модификатора inline, который рекомендует компилятору вместо обращения к функции помещать ее код непосредственно в каждую точку вызова. Модификатор inline ставится перед типом функции. Он применяется для коротких функций, чтобы снизить накладные расходы на вызов.
Директива inline носит рекомендательный характер и выполняется компилятором по мере возможности.
Тип возвращаемого значения и типы параметров совместно определяют тип функции.
Для вызова функции в простейшем случае нужно указать ее имя, за которым в круглых скобках через запятую перечисляются имена передаваемых аргументов.
Вызов функции может находиться в любом месте программы, где по синтаксису допустимо выражение того типа, который формирует функция. Если тип возвращаемого функцией значения не void, она может входить в состав выражений или, в частном случае, располагаться в правой части оператора присваивания.
Пример функции, возвращающей сумму двух целых величин:
#include <iostream> using namespace std; int sum(int a, int b); // объявление функции int main(){ int a = 2, b = 3, c, d; c = sum(a, b); //вызов функции cin >> d; cout << sum(c, d); // вызов функции } int sum(int a, int b) // определение функции {return (a+b);}
Пример функции, выводящей на экран поля переданной ей структуры:
#include <iostream> using namespace std; struct Worker { char fio[30]; int date, code; float salary; }; void print_worker(Worker); //объявление функции int main() { Worker stuff[100]; ... /* формирование массива stuff */ for (int i = 0; i<100; i++) print_worker(stuff[i]); /* вызов функции */ } void print_worker(Worker w) //определение функции {cout << w.fio << ' ' << w.date << ' ' << w.code << ' ' << w.salary;}
Все величины, описанные внутри функции, а также ее параметры, являются локальными. Областью их действия является функция. При вызове функции, как и при входе в любой блок, в стеке выделяется память под локальные автоматические переменные.
При выходе из функции соответствующий участок стека освобождается, поэтому значения локальных переменных между вызовами одной и той же функции не сохраняются. Если этого требуется избежать, при объявлении локальных переменных используется модификатор static:
#include <iostream> using namespace std; void f(int a) { cout << "n m\n"; while (a--) { static int n = 0; int m = 0; cout << n++ << ' ' << m++ << '\n'; } } int main(){ f(3);}
Статическая переменная n размещается в сегменте данных и инициализируется один раз при первом выполнении оператора, содержащего ее определение. Программа выведет на экран:
n m 0 0 1 0 2 0
При совместной работе функции должны обмениваться информацией. Это можно осуществить с помощью глобальных переменных, через параметры и через возвращаемое функцией значение.
Глобальные переменные
Глобальные переменные видны во всех функциях, где не описаны локальные переменные с теми же именами, поэтому использовать их для передачи данных между функциями очень легко. Тем не менее, использовать этот способ не рекомендуется, поскольку это затрудняет отладку программы и препятствует помещению функций в библиотеки общего пользования.
Нужно стремиться к тому, чтобы функции были максимально независимы, а их интерфейс полностью определялся прототипом функции.
Возвращаемое значение
Возврат из функции в вызвавшую ее функцию реализуется оператором
return [ выражение ];
Функция может содержать несколько операторов return. Если функция описана как void, выражение не указывается. Выражение, указанное после return, неявно преобразуется к типу возвращаемого функцией значения и передается в точку вызова функции.
Примеры:
int f1(){ return 1; } //правильно void f2(){ return 1; } //неправильно, f2 не должна возвращать значение double f3(){ return 1; } //правильно, 1 преобразуется к типу double
ВНИМАНИЕ
Нельзя возвращать из функции указатель на локальную переменную.
Пример:
int* f() { int a = 5; return &a; // нельзя! }