Опубликован: 22.08.2012 | Уровень: для всех | Доступ: свободно
Лекция 2:

Информационные технологии и информационные системы

< Лекция 1 || Лекция 2: 123456 || Лекция 3 >
Аннотация: Лекция посвящена возникновению и внедрению информационных технологий (ИТ) и информационных систем(ИС) в процессы экономики. Особо выделены вопросы жизненного цикла информационных систем (ЖЦ ИС), без которых невозможно рассмотрение информационных технологий и информационных систем. Даются модели ЖЦ ИС.
Ключевые слова: информационная технология, информация, ресурс, значение, деятельность, определение, CALS, acquisition, AND, сетевая технология, Internet, реинжиниринг бизнес-процессов, предметной области, страта, почта, компьютер, автоматизированные информационные технологии, интеграция, информационные технологии, виртуальная экономика, пространство, электронный бизнес, электронная коммерция, франчайзинг, e-commerce, Интернет, IPS, service, провайдер интернет-услуг, фирма, доступ, ПО, EDI, Экстранет, data interchange, основное средство, реклама, bank, продажа, офис, операции, сеть, расходы, сети передачи данных, целый, сервер, TCP/IP, выход, ITSP, telephone, provider, опытно-конструкторская работа, товарный знак, привилегия, права, кредит, информационная система, связь, почтовый ящик, поиск, e-mail, менеджмент, Размещение, денежные рынки, объём, очередь, information, system, computer-based, экономическая информационная система, процесс управления, объект, цикла, работ, телекоммуникации, структурный анализ, представление, целостность, разбиение, контекст, проектирование ИС, объектно-ориентированный анализ и проектирование, SADT, structured analysis, design technique, DFD, data flow diagram, диаграмма потока данных, ERD, entity-relationship diagram, сущность-связь, модели данных, функциональное моделирование, контекстная диаграмма, внешняя сущность, функциональная группа, unified modeling language, жизненный цикл информационных систем, нисходящее проектирование, electrotechnics, commissioning, качество программного продукта, каскадная модель, поэтапная модель с промежуточным контролем, спиральная модель, анализ, требования заказчика, ключ, список, жизненный цикл информационной системы

Возникновение информационных технологий

Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия XX века в процессе становления информатики. Особенностью информационной технологии является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда — средства вычислительной техники и связи. Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. При этом производство информации и её верхнего уровня — знаний — оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий.

Под информационными технологиями понимается вся совокупность форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах.

До настоящего времени не разработано общей теории информационных технологий (ИТ) как системы целостных взаимосвязанных приёмов, методов и средств обработки информации, не определены основные понятия ИТ. Но достаточно понимать сущность ИТ, а также объяснить её научное и практическое значение. Тем более что в проектировании и создании конкретных ИТ переплетается много задач из различных научных дисциплин.

Как наука, ИТ включает методологические и методические положения, организационные установки, методы использования инструментально-технических средств и т. д., — всё то, что регламентирует и поддерживает информационное производство и деятельность людей, вовлечённых в это производство. Трансформация новых научных знаний в конкретную информационную технологию — основная задача ИТ как науки.

Ввиду дискуссионности предмета обсуждения приведём несколько понятий ИТ:

  • ИТ — это совокупность научных методов и технических приёмов производства информационных продуктов и услуг с применением всего многообразия средств вычислительной техники и связи;
  • ИТ — это пограничная область, которая охватывает как вычислительную технологию, так и конкретную социальную информационную практику, рационализирующую её за счёт широкого применения вычислительной техники;
  • ИТ — это совокупность принципиально новых средств и методов, обеспечивающих создание, обработку, передачу, отображение и хранение информации.

Огромный толчок развитию информационных технологий принесла разработка мультимедийных средств.

Информационная технология — совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение её состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.

Определение информационных технологий – ИТ, принятое ЮНЕСКО - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоёмкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

В последнее время широкое распространение получили термины безбумажная технология, интерактивная технология, технология программирования, технология проектирования баз данных, CALS (Continuous Acquisition and Lifecycle Suрроrt) - технология, сетевая технология, Internet-технология, технология анализа и реинжиниринга бизнес-процессов и др. Все они предполагают использование информации, т.е. любого вида сведений о предметах, фактах, понятиях предметной области.

Выделяют три уровня рассмотрения информационных технологий:

  • первый уровень — теоретический. Основная задача — создание комплекса взаимосвязанных моделей информационных процессов, совместимых параметрически и критериально;
  • второй уровень — исследовательский. Основная задача — разработка методов, позволяющих автоматизированно конструировать оптимальные конкретные информационные технологии;
  • третий уровень — прикладной, который подразделяют на две страты: инструментальную и предметную.

Инструментальная страта (аналог — оборудование, станки, инструмент) определяет пути и средства реализации информационных технологий, которые можно разделить на:

  • методические;
  • информационные;
  • математические;
  • алгоритмические;
  • технические;
  • программные.

Предметная страта связана со спецификой конкретной предметной области и находит отражение в специализированных информационных технологиях, например, организационное управление, управление технологическими процессами, автоматизированное проектирование, обучение и другие.

Информационные технологии обеспечивают переход от рутинных методов к промышленным методам и средствам работы с информацией в различных сферах человеческой деятельности, давая возможность рационально и эффективно её использовать.

Потребность в передаче и обмене информацией человечество испытывало уже на ранних стадиях своего развития. Если сначала для ускорения передачи информации использовались костры, курьеры, потом почта, семафорный телеграф, то с изобретением электрического телеграфа и телефона принципиально изменились возможности передачи информации. Было изобретено радио и телевидение, а затем компьютер, цифровые системы связи и вычислительные сети; создание в 1978 году первого персонального компьютера явилось причиной быстрого его распространения и развития в качестве инструментального средства накопления, преобразования и передачи информации и позволило новым, автоматизированным информационным технологиям внедриться практически во все области человеческой деятельности. Интеграция достижений человечества в области средств связи, обработки, накопления и отображения информации способствовала формированию автоматизированных информационных технологий (АИТ).

Основу автоматизированных информационных технологий составляют следующие технические достижения:

  • создание средств накопления больших объёмов информации на машинных носителях, таких как магнитные и оптические диски;
  • создание различных средств связи, таких как радио- и телевизионная связь, телекс, телефакс, цифровые системы связи, компьютерные сети, космическая связь, позволяющих воспринимать, использовать и передавать информацию практически в любой точке земного шара;
  • создание компьютера, особенно персонального, позволяющего по определенным алгоритмам обрабатывать и отображать информацию, накапливать и генерировать знания.

Автоматизированные информационные технологии ориентированы на увеличение степени автоматизации всех информационных операций и, следовательно, на ускорение научно-технического прогресса общества.

В зависимости от конкретных прикладных задач, которые требуется решить, можно применять различные методы обработки данных и различные технические средства.

Информационные технологии в экономике - это средство виртуальной экономики.

Виртуальная экономика - это среда, особое экономическое пространство, в котором осуществляется электронный бизнес, то есть это экономика, основанная на использовании интерактивных возможностей. Рассматриваемому пространству присущи специфические черты, отличающие виртуальную экономику от обычной, невиртуальной, оффлайновой экономики.

Виртуальную экономику часто называют новой экономикой, чтобы подчеркнуть её отличие от старой, традиционной экономики.

Рассмотрим более подробно характеристики новой экономики.

Основой экономической деятельности является бизнес. В виртуальной экономике существует понятие электронного бизнеса.

Электронный бизнес - это деятельность компании, направленная на получение прибыли, которая основывается на цифровых технологиях и тех преимуществах, которые они предоставляют.

Сферы применения электронного бизнеса:

  • Электронная торговля.
  • Мобильная торговля.
  • Финансовые операции.
  • Купля-продажа информационного продукта.
  • Купля-продажа через торговые автоматы.
  • Банковские операции.
  • Купля-продажа через виртуальный магазин.
  • Рынок бытовых услуг.
  • Страховые операции.
  • Операции на фондовой бирже.
  • Операции с иностранной валютой.

Понятие "электронный бизнес" включает в себя множество различных информационных технологических понятий:

  • технологии электронной коммерции;
  • технологии электронных аукционов;
  • электронные банки;
  • IP-телефония;
  • Интернет-телефония;
  • технологии электронных указателей;
  • электронные НИР и ОКР;
  • электронный франчайзинг;
  • электронная почта;
  • электронный маркетинг;
  • электронный менеджмент оперативных ресурсов (ORM);
  • электронный менеджмент поставок;
  • электронные брокерские услуги;
  • информационные технологии знакомств.

Рассмотрим более подробно эти понятия.

Технологии электронной коммерции. Электронная коммерция (e-commerce) - это один из способов осуществления электронного бизнеса. Рассматривая проблемы электронной коммерции, следует обратить внимание на двоякое толкование самого термина. Иногда, говоря об электронной коммерции, имеют в виду исключительно коммерческую деятельность провайдеров Интернет-услуг (IPS - Internet Service Providers), но гораздо чаще электронной коммерции дают более широкое толкование как совокупности всех возможных способов использования Сети в коммерческих целях. Провайдер Интернет-услуг - это коммерческая фирма, которая обеспечивает доступ в Интернет, поддерживая его за определенное вознаграждение, и оказывает некоторые сопутствующие услуги по требованию клиентов.

Термин "электронная коммерция" объединяет в себе множество различных технологий:

  • EDI (протокол электронного обмена данными);
  • электронная почта;
  • Интернет;
  • Интранет (обмен информацией внутри компании);
  • Экстранет (обмен информацией с внешним миром).

Наиболее развитой информационной технологией, на которой может базироваться электронная коммерция, считается протокол электронного обмена данными - EDI (Electronic Data Interchange) - это метод кодировки последовательных транзакций и их обработки в on-line режиме.

Технологии электронных аукционов. Электронные аукционы являются частью нового типа рынков - электронных торговых площадок (ЭТП), целью которых является сведение покупателей и продавцов.

Основное средство реализации электронных аукционов - Интернет.

На электронных аукционах цена не фиксирована. Источники доходов онлайновых, то есть электронных, аукционов - комиссия за трансакции и реклама. Это достаточно перспективная сфера электронной коммерции. Многие компании используют электронные аукционы в качестве инструмента маркетинговой оценки, позволяющего определить первоначальный спрос и рыночную цену в отношении нового продукта.

На Интернет - аукционы могут быть выставлены любые товары, в наибольшей степени подходящие для аукционной торговли:

  • компьютеры и комплектующие, а также новые для рынка высокотехнологичные товары;
  • уценённые товары;
  • неходовые товары;
  • недавние лидеры продаж;
  • коллекционные товары.

Интернет - аукционы классифицируются на основании их разделения по направлению роста или убывания ставок.

Ставки могут увеличиваться от минимальной до максимальной или, наоборот, уменьшаться от первоначально максимальной до определяемой неким способом выигрышной минимальной.

В связи с перспективностью аукционной деятельности в Интернет сейчас особой популярностью пользуются различные теории аукционов, которые становятся одним из наиболее модных разделов экономический науки.

Электронные банки. Банковская деятельность в электронном виде осуществляется в двух формах: услуги, оказываемые электронными банками, и услуги, оказываемые традиционными банками, но в онлайновом режиме.

В основе возникновения и развития Интернет - банкинга (Internet-banking) лежат разновидности удалённого банкинга, использовавшиеся на более ранних этапах существования банковского дела:

  • PC banking - доступ к банковскому счёту с помощью персонального компьютера, осуществляемый посредством прямого модемного соединения с банковской сетью;
  • telephone banking - обслуживание счетов по телефону;
  • video banking - система интерактивного общения клиента с персоналом банка.

Интернет-банкинг можно определить как управление банковскими счетами через Интернет.

Онлайновым банкам предсказывают прекрасное будущее. Эти прогнозы основываются на ряде преимуществ, которые дают своим клиентам электронные банки. Смарт-карты создают такие удобства для клиентов, которые ранее представлялись недостижимыми: круглосуточный режим работы, беспрерывную доступность услуг. Интернет - банкинг включает обслуживание клиентов через Интернет путём предоставления им широкого спектра услуг: открытие депозитов, покупка и продажа валюты и ценных бумаг, осуществление переводов, получение выписки по своим счетам и многое другое. Клиенты могут проверять состояние своих счетов, не покидая офис или дом, из любой географической точки мира и в любое время суток. Таким образом, возникает существенная экономия на обслуживании частных клиентов в результате автоматизации данного процесса, особенно в случае комплексного подхода к использованию электронных возможностей: формирование домашнего банка, создание ЭТП, продвижение платёжных схем для электронной торговли и т.п.

Однако пока в отношении банковского сектора можно говорить не о переходе на онлайновый режим, а, скорее, о параллельном использовании традиционных методов ведения бизнеса и тех возможностей, которые дают новые информационные технологии. Необходимо учитывать, что помимо чисто коммерческого эффекта электронные услуги в банковском секторе влияют на имидж банка.

Интернет - банкинг предоставляет клиентам возможность получить полный комплекс услуг в одной системе: чисто банковские услуги (доступ к счетам, финансовые операции и т.д.), страховые услуги, услуги по управлению корпоративными финансами и т.д.

< Лекция 1 || Лекция 2: 123456 || Лекция 3 >
Анна Нагель
Анна Нагель
Какая информационная сеть призвана решать задачи по систематизации, хранению и обработке внутрикорпоративной информации?
Виталий Елин
Виталий Елин
Так все-таки, выдается или нет диплом проф. переподготовки?
Надежда Белякова
Надежда Белякова
Россия
Владимир Ямпольский
Владимир Ямпольский
Россия, Санкт-Петербург