Тип данных boolean является |
Символы и строки. Множества
Символы и строки
Две предыдущие лекции были посвящены произвольным массивам. Перейдем теперь к изучению массивов специального вида - линейных массивов, состоящих только из символов, - строк. Кроме того, сами символы мы тоже не обойдем вниманием.
Описание строк
В разделе var строки описываются следующим образом1Как описывать символьные переменные, мы рассказали в лекции 2.:
var <имя_строки>: string[[<длина>]] 2Напомним, что жирная квадратная скобка является стандартным элементом синтаксиса, а обычная - указанием на необязательность заключенных в нее элементов.
Максимальная длина строки - 255 символов. Нумеруются ее компоненты начиная с 0, но этот нулевой байт хранит длину строки.
Если <длина> не указана, то считается, что в строке 255 символов. Поэтому для экономии памяти следует по возможности точно указывать длину используемых строк.
Примеры описаний:
var s1: string[10]; (*строка длиной 10 символов*) s2: string; (*строка длиной 255 символов*)
Необходимо отметить, что один символ и строка длиной в один3На самом деле "строка длиной в один символ" имеет две компоненты: s[0] (длина строки = 1) и s[1] (собственно символ) символ
var c: char; s: string[1];
совершенно не эквивалентны друг другу. Вне зависимости от своей реальной длины, строка относится к конструируемым структурированным типам данных, а не к базовым порядковым (см. лекцию 2).
Символ-константа и строка-константа
Неименованные константы
В тексте программы на языке Pascal последовательность любых символов, заключенная в апострофы, воспринимается как символ или строка. Например:
c:='z'; {c: char} s:='abc'; {s: string}
Константе автоматически присваивается "минимальный" тип данных, достаточный для ее представления: char или string[k]. Поэтому попытка написать
c:='zzz'; {c: char}
вызовет ошибку уже на этапе компиляции.
Кроме того, не забывайте, что если константа длиннее той переменной- строки, куда ваша программа пытается ее записать, то в момент присваивания произойдет усечение ее до нужной длины.
Пустая строка задается двумя последовательными апострофами:
st:= '';
Если же необходимо сделать так, чтобы среди символов строки содержался и сам апостроф, его нужно удвоить:
s:='Don''t worry about the apostrophe!';
Если теперь вывести на экран эту строку, то получится следующее:
Don't worry about the apostrophe!
Нетипизированные константы
Все правила задания символов и строк как неименованных констант остаются в силе и при задании именованных нетипизированных констант в специальном разделе const. Например:
const c3 = ''''; {это один символ - апостроф!} s3 = 'This is a string';
Типизированные константы
Типизированная константа, которая будет иметь тип char или string, задается в разделе const следующим образом:
const c4: char = ''''; {это один символ - апостроф!} s4: string[20] = 'This is a string';
Действия с символами
Операции
#<положительная_неименованная_константа_целого_типа>
является символ, номер которого в таблице ASCII соответствует заданному числу. Например,
#100 = 'd' #39 = '''' {апостроф} #232 = 'ш' #1000 = 'ш' {потому что (1000 mod 256)= 232}
Кроме того, к символьным переменным, как и к значениям всех порядковых типов данных, применимы операции сравнения <, <>, >, =, результат которых также опирается на номера символов из таблицы ASCII.