Добрый день! Подскажите пжл, не разобралась, обучение все платное? Мне сказали бесплатное есть... |
Основные принципы функционирования рыночной экономики
2.1. Типы цивилизаций
2.1.1. Классификация цивилизаций
Цивилизация
Наиболее общим понятием, описывающим общественно-экономические системы, является понятие "цивилизация". Само это слово происходит от лат. civilis - гражданский, государственный. В древности понятие "цивилизация" чаще всего употреблялось для обозначения культурного, упорядоченного общества и противопоставлялось "варварскому", якобы необщественному существованию отсталых народов, живших, как считали римляне, по звериным обычаям. Под цивилизацией понимается определенный, прочно сложившийся строй материальной и духовной жизни людей, основные черты которого устойчиво воспроизводятся в данном обществе в течение длительного времени.
Внутренним стержнем каждой цивилизации является ее экономическая (хозяйственная) система, представляющая собой определенный способ взаимосвязи производителей и потребителей в данном обществе. Иными словами, экономическая система - это специфический способ, которым общество решает фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? для кого производить?
Разумеется, экономическая система существует не в вакууме и не может быть рассмотрена в полном отрыве от других черт цивилизации как более сложной системы. К таковым относятся: мораль, политика и право; национальные, религиозные, психологические и другие социокультурные факторы; исторические, географические, климатические условия жизни народа и т.п. Поэтому экономическая теория должна принимать во внимание воздействие неэкономических факторов на экономические процессы.
Типы цивилизаций
Объективной реальностью XX в. является сосуществование различных типов цивилизаций, а также их переходных форм ( рис. 2.1).
Ни одна из цивилизаций не существует в чистом, идеальном виде. Это, однако, не мешает определить наиболее общие, характерные черты каждой цивилизации. Рассмотрим их подробнее.
Традиционная цивилизация
Для традиционной цивилизации характерно решение фундаментальных экономических вопросов: что? как? для кого производить?" - с помощью традиций и обычаев. Собственно именно это и послужило основанием для присвоения этой цивилизации ее характерного названия.
В русской крестьянской общине, например, веками существовал обычай периодических переделов земли. Участок, обрабатывавшийся крестьянским двором, не закреплялся за ним навечно, а через определенный срок переходил к другим членам общины. Таким способом обеспечивалась социальная справедливость - никто не имел привилегии постоянно пользоваться лучшим участком земли, но никто и не был навсегда обречен маяться на худшем.
Если бы такая система существовала в наше время, она наверняка привела бы к быстрой порче земли: накануне передачи ее другому пользователю прежний хозяин стал бы плохо обрабатывать землю - все равно ведь она уйдет в чужие руки. Но в традиционном обществе таких казусов не возникало. Отшлифованная опытом веков система обычаев носила комплексный характер. Тот же обычай, который заставлял отдавать свою землю, определял и традиционные способы ее обработки. Никто не мог отступить от заведенной технологии (например, хуже удобрить землю), не рискуя вызвать осуждение всей общины. А страшнее этого не было ничего - в те суровые времена выжить в одиночку было невозможно. Недаром во многих древних обществах высшей мерой наказания была не смерть, а изгнание из общины.
Интересно, что и сейчас изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, успешно выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам цивилизации, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях Африки.
Натуральное хозяйство
Другой важной чертой традиционных цивилизаций является преобладание натурального хозяйства. Это значит, что производители и потребители благ непосредственно взаимодействуют друг с другом в рамках общины или какого-то другого относительно небольшого замкнутого сообщества. Они потребляют преимущественно блага, произведенные внутри этой же хозяйственной единицы ("сами посеяли, сами убрали, сами съели"). Для данного способа хозяйствования вообще не требуется денег, так как имеет место прямой (натуральный) обмен продуктами и услугами.
Доиндустриальный характер
Наконец, в традиционных цивилизациях отсутствует или очень слабо развито машинное производство и, следовательно, преобладает ручной труд. Поэтому ее часто называют еще и доиндустриальной цивилизационной системой. С этим обстоятельством (как, впрочем, и с доходящим до фанатизма стремлением людей традиционного общества во всем следовать "заветам старины седой") связан и исключительно медленный темп прогресса. Ведь естественные органы человека, в отличие от частей машин, с течением времени изменяются очень медленно, что предполагает сохранение веками одних и тех же технологий. Не случайно современные орудия ручного труда (молоток, топор и т.п.) почти не изменились по сравнению со своими древними предшественниками: и те и другие создавались так, чтобы их было удобно взять рукой.
Однако не будем спешить относиться к традиционной цивилизации как о намертво застывшей системе. Дело в том, что в ее рамках задачи экономического роста и не ставились. Это было общество с сохраняемыми веками культурными и религиозными ценностями, особыми представлениями о соотношении материальных и духовных потребностей. Например, длительные строгие посты наших предков, осуществлявшиеся совершенно добровольно, "для души".
В таких условиях складывался психологический тип человека, который был слабо индивидуализирован, мало способен (да и не стремился) к свободному выбору жизненного пути. Он чувствовал себя комфортно в большой семье, общине, коллективе, где все стороны жизни были строго регламентированы, но зато и ему было гарантировано достойное место в заведенном порядке вещей.
Исторически все народы мира прошли через ступень традиционной цивилизации. В наше время в чистом виде этот тип цивилизации можно найти только у изолированно живущих племен Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии и Океании. Их остатки, затронутые или преобразованные товарно-денежными отношениями, довольно широко распространены во многих экономически слаборазвитых странах. В России, в целом являющейся развитой страной, также можно встретить отдельные пережитки той эпохи, начиная от распространенных бытовых примеров вроде самообеспечения горожан картошкой (натуральное хозяйство) и кончая экзотическими случаями нелегального применения рабского труда.
Социалистическая цивилизация
Бурный и противоречивый XX в. прошел под знаком возникновения, становления, развития и распада социалистической цивилизации. Ее центром был СССР, вокруг которого группировались другие страны социализма Центральной и Восточной Европы, Азии, Америки (Куба). Кроме особой экономической системы, социалистическая цивилизация выработала специфическую и весьма высокую культуру, сформировала характерный морально-психологический тип человека.
Государственная собственность
Первая черта социалистической цивилизации заключается в том, что в обществе господствует государственная собственность практически на все экономические ресурсы (землю, недра, предприятия и т.д.). Не должно вводить в заблуждение то, что в социалистических странах она официально именовалась общественной собственностью. На деле практически все права собственности принадлежали именно государству. Ведь общественная собственность провозглашалась единой и неделимой, а следовательно, принадлежащей всему обществу, но никому в отдельности. Правом же реально распоряжаться ею от имени общества обладало только государство.
Централизованное планирование
Из первой черты непосредственно вытекает вторая - централизованное руководство всеми сферами жизни общества. В экономике данное положение выражается в централизованном планировании. Все народное хозяйство представляется единым организмом, одной громадной фабрикой. При этом именно центральные планирующие органы принимают решения о том, что, как и для кого производить. Производители и потребители благ, являясь псевдособственниками экономических ресурсов и готовых продуктов, связаны через мощного, жесткого посредника - государство - и не могут без его ведома принимать никаких самостоятельных экономических решений.
Ресурсоограниченная экономика
По своему характеру социалистическая цивилизация относится к классу экономических систем, определяемых предложением благ, или, как их называют, к ресурсоограниченным экономикам. Этот термин нуждается в пояснении. Как мы помним, редкость ресурсов присуща любой экономике. Но понятие это относительное: ресурсов мало не вообще, а по отношению к объему потребностей. Существуют две принципиальные возможности приведения в соответствие ресурсов и потребностей. Можно ограничить потребности до размеров имеющихся ресурсов, и тогда все эти (уже заранее ограниченные) потребности будут полностью удовлетворены. Но можно и не ограничивать потребности. В экономике такого типа (именно ее и называют ресурсоограниченной) основным ограничителем будет выступать фактический объем производства или (что то же самое) нехватка ресурсов, необходимых для его организации. Часть потребностей в этом случае остается неудовлетворенной. Например, граждане СССР в принципе могли бы купить 2 и даже 3 млн легковых автомобилей, но существующие мощности позволяли реально выпускать чуть больше 1 млн, что и ограничивало потребление данного блага.
Ресурсоограниченная экономика имеет свойство порождать дефициты. Так, для социалистической эпохи были типичны очереди (признак нехватки готовых продуктов), на любом предприятии были вывешены длинные списки требующихся работников (признак дефицита рабочей силы), директора предприятий постоянно жаловались на задержки с поставками сырья и материалов (дефицит материальных ресурсов), а председатели колхозов - на несвоевременное получение тракторов и комбайнов (дефицит оборудования).
Последствия хронической дефицитности многих готовых продуктов и ресурсов для социалистической экономики были резко негативными. Предприятия не имели стимулов к выпуску качественной продукции и ее техническому совершенствованию (все равно купят и такое, какое есть, а то и этого не будет), работники - к качественному труду (все равно не выгонят) и т.п. Не менее тяжелым последствием была и утрата ориентиров истинных потребностей общества. В самом деле, как определить, что действительно нужно, если раскупается буквально все? В этих условиях огромное значение приобретал субъективный фактор: очень часто производились те товары, которые запланированы центром и которые нужны с точки зрения этого центра, а не потребителей. В итоге в экономике возникали крупные диспропорции.