Опубликован: 11.08.2009 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 14:

Принятие решений на основе моделей обеспечения качества

< Лекция 13 || Лекция 14: 1234567
Аннотация: Одна из наиболее важных прикладных областей принятия решений, приносящих наибольший доход в денежном выражении - это методы обеспечения качества, основанные на применении вероятностно-статистического моделирования. Японцы считают: "Все, начиная от председателя Совета Директоров и до рядового рабочего в цехе, обязаны знать хотя бы основы статистических методов". Основам принятия решений в области управления качеством и сертификации продукции посвящена настоящая лекция.
Ключевые слова: контроль, сертификация, international, standardization, ПО, ISO, управление качеством, принятия решений, аксиома, высказывание, статистические методы, IBM, действительный, работ, входной, стоимость, анализ, компьютер, разделы, операции, место, general, electric, выборка, репрезентативность, норма, предметной области, биномиальное распределение, единица, вероятность, объем выборки, причинность, алгоритм, вывод, менеджер, администратор, функция, параметр, риск поставщика, формула полной вероятности, максимум, замечательный предел, сходимость, тождественное преобразование, выражение, математическим ожиданием, предел, изготовитель, Типовая, группа, расстояние, связь, коэффициент корреляции, контейнер, выход, значение, минимум, множества, затраты, метод управления, контрольные карты, сеть, неравенство, расходы, TQM, total, quality manager, доверие, цикла, Демпинг, реклама, фирма, упорядоченные системы, статистика, информация, ассоциация, проблемами принятия решений, основание, деление, программное обеспечение, дизайн, оценивание, автоматизированное рабочее место, АРМ, математика, интегратор, PC, базы данных, сочетания, экспертные оценки, древовидные, диаграмма, график, поле, документирование, инструментарий

Проблемы контроля и обеспечения качества

Сначала дадим общие сведения о месте статистических методов в принятии решений при управлении качеством и сертификации продукции. Затем рассмотрим центральную тему главы - статистический контроль качества продукции. Продемонстрируем его высокую экономическую эффективность.

Качество продукции и современная экономика. Руководители и специалисты промышленных предприятий хотят не только выжить, но и выиграть в борьбе с конкурентами. Более частными задачами, которые они хотят решить, обычно являются:

  • выйти на международный рынок;
  • поднять качество продукции до японского уровня;
  • полностью ликвидировать рекламации, и т.д.

Для решения этих задач им надо повышать качество продукции. Все руководители и специалисты промышленных предприятий это хорошо знают. Слова "сертификация", "международные стандарты ИСО (т.е. разработанные International Standardization Organization - Международной организацией по стандартизации, сокращенно ISO, по-русски - ИСО) серии 9000 по системам качества" уже навязли в зубах. Менее осознано, что управление качеством - прежде всего применение современных методов принятия решений на основе вероятностно-статистического моделирования. На Западе (США) и на Востоке (Япония) это - аксиома. Вот типичное высказывание японского менеджера и инженера: "Методы статистики - именно то средство, которое необходимо изучить, чтобы внедрить управление качеством. Они - наиболее важная составная часть комплексной системы всеобщего управления качеством на фирме. В японских корпорациях все, начиная от председателя Совета Директоров и до рядового рабочего в цехе, обязаны знать хотя бы основы статистических методов". Так считает Каору Исикава, президент промышленного института Мусаси, заслуженный профессор Токийского университета.

Раз все японские работники знают про статистические методы - значит, их научили в школе. Во всем мире - в США, Японии и Ботсване - школьники учат статистические методы как один из обязательных школьных предметов, вместе с физикой, химией, математикой и историей. ЮНЕСКО регулярно проводит конференции по преподаванию статистики в средней школе. И вот всем виден результат - качество компьютеров IBM и японских телевизоров.

В нашей стране в 1970-е и 1980-е годы активно разрабатывались и внедрялись комплексные системы управления качеством продукции (КС УКП). Имелись областные варианты - горьковская, львовская, днепропетровская и т.д. Популярные ныне международные стандарты ИСО серии 9000 ничем принципиально не отличаются от давних документов КС УКП, а в некоторых отношениях КС УКП были более прогрессивными, чем нынешние стандарты ИСО 9000. В очередной раз придуманное в нашей стране попало на Запад, было там оформлено по-другому, а потом стало внедряться у нас как последнее достижение западной цивилизации…

ИТОГ НА СЕГОДНЯ: весь мир знает статистические методы и повсеместно применяет их для повышения качества. Мы вынуждены догонять. Очевидно, овладение основами статистического контроля качества продукции - неотъемлемая часть образования менеджера, инженера и экономиста.

О сертификации. В России введена система сертификации продукции, т.е. официальной гарантии поставки производителем продукции, удовлетворяющей установленным требованиям. В условиях современной экономики поставщики и продавцы должны иметь сертификаты качества на предлагаемые ими товары и услуги. Маркетинг, т.е. "производственная и коммерческая политика, нацеленная на получение максимальной прибыли на основе изучения рынка, создания конкурентоспособной продукции и её полной реализации", включает в себя работы по сертификации. За новыми терминами зачастую скрываются хорошо известные понятия, несколько модернизированные в соответствии с современной обстановкой. Так, целесообразно связать комплексную систему управления качеством продукции с маркетингом: "маркетинг в широком смысле - это усовершенствованная, ориентированная на рыночную экономику КС УКП".

Сертификация продукции - это современная форма управления качеством продукции. В мировой практике общепринято, что основная составляющая в управлении качеством продукции - это статистические методы. В нашей стране внедрение комплексных систем управления качеством (КС УКП) сводилось во многом к подготовке документации организационного характера. Статистические методы использовались в промышленности недостаточно, а государственные стандарты по этой тематике зачастую содержали грубейшие ошибки (см. ниже).

Подготовка предприятий к сертификации продукции, технологических процессов и производств, систем качества требует приложения труда квалифицированных специалистов, причем в достаточно большом объеме. Подобную работу обычно проводят специализированные организации.

О развитии статистических методов сертификации в России Более 150 лет статистические методы применяются в России для проверки соответствия продукции установленным требованиям, т.е. для сертификации. Так, еще в 1846 г. действительный член Петербургской академии наук М.В. Остроградский рассматривал задачу статистического контроля партий мешков муки или штук сукна армейскими поставщиками. С тех пор в России в статистическом контроле качества было сделано многое, особенно в области теории. Так, монографии проф. Ю.К. Беляева и проф. Я.П. Лумельского можно смело назвать классическими. Был выпущен и длинный ряд практических руководств, в основном переводных.

С начала 1970-х годов в СССР стали разрабатываться государственные стандарты по статистическим методам. В связи с обнаружением в них грубых ошибок 24 из 31 государственного стандарта по статистическим методам были отменены в 1986-87 гг.

В 1989 г. был организован Центр статистических методов и информатики (ЦСМИ) для работ по развитию и внедрению современных статистических методов. О дальнейших событиях рассказано в заключительном разделе настоящей главы.

Статистический контроль - это выборочный контроль на научной основе. Контроль качества продукции всем знаком хотя бы по названию - им обычно занимается отдел технического контроля (ОТК) предприятия. Есть различные виды контроля - входной контроль сырья и материалов, приемочный контроль готовой продукции, а также контроль при передаче полуфабрикатов и комплектующих из цеха в цех. Кроме сплошного контроля всех изделий подряд применяют выборочный, когда о качестве партии продукции судят по результатам контроля некоторой части - выборки.

Зачем нужен выборочный контроль? Чтобы проверить качество спички - надо чиркнуть ею. Загорится - должное качество, не загорится - брак. Но повторно использовать однажды зажженную спичку уже нельзя. Поэтому партию спичек можно контролировать только выборочно. Партии консервов, ампул лекарств, патронов - тоже. Итак, при разрушающем контроле необходимо пользоваться выборочными методами и судить о качестве партии продукции по результатам контроля её части - выборки.

Выборочные методы контроля могут применяться и из экономических соображений, когда стоимость контроля высока по сравнению со стоимостью изделия. Например, вряд ли целесообразно визуально проверять качество каждой скрепки в каждой коробке.

Для проведения выборочного контроля необходимо сформировать выборку, выбрать план контроля. А если план имеется - полезно знать его свойства. Анализ и синтез планов проводят с помощью математического моделирования на основе теории вероятностей и математической статистики, применяя компьютерные диалоговые системы (пакеты программ).

Зачем нужны диалоговые системы по статистическому контролю? Раньше, действительно, ОТК формально применяли планы контроля из ГОСТов на конкретную продукцию, а реальное качество выпускаемых изделий никого не интересовало. Сейчас - ситуация начинает меняться. Обязательность большинства ГОСТов отменена (в части основных показателей качества, кроме показателей безопасности). Но - со становлением рыночной экономики у предприятия появляются конкуренты. В том числе зарубежные. Руководителям производства приходится отлаживать систему контроля качества не для галочки, не по приказу сверху, а для повышения доходов предприятий.

Компьютерные диалоговые системы позволяют, прежде всего, проводить анализ и синтез планов контроля. Пусть перед Вами - прежний ГОСТ на продукцию, в нем есть раздел "Правила приемки" с планами контроля. Хороша эта система планов или плоха? С помощью диалоговых систем Вы найдете характеристики конкретного плана, приемочный и браковочный уровни дефектности (см. ниже) и т.д. Можно провести и синтез планов, т.е. компьютер поможет принять решение в новых условиях - подберет план, удовлетворяющий Вашим условиям [14.5].

Российской ассоциацией статистических методов были проанализированы сотни стандартов на конкретную продукцию (разделы "Правила приемки") и ГОСТы по статистическим методам. Обнаружено, что более половины и тех и других стандартов содержат грубые ошибки, пользоваться ими нельзя. Причины этого печального положения проанализированы в статье [14.4]. В отличие от ГОСТов, диалоговым системам ЦСМИ по статистическому контролю верить можно и нужно. И экономически выгодно.

Экономическая эффективность статистических методов обеспечения качества. По оценкам, полученным в работе [14.6], применение современных статистических методов позволяет в среднем вдвое сократить трудозатраты на контрольные операции (как известно, на них расходуют примерно 10% от стоимости машиностроительной продукции). Следовательно, от повышения эффективности решений менеджеров на основе внедрения современных статистических методов обеспечения качества продукции Россия может получить более 5 миллиардов долларов США дополнительного дохода в год.

Приведем ещё три сообщения о высокой экономической эффективности статистического контроля.

  1. "Мы документально зафиксировали экономию от применения методов статистического контроля и методов принятия решений, которым обучили наших сотрудников. Мы приближаемся к степени окупаемости около 30 долларов на 1 вложенный доллар. Вот почему мы получили такую серьезную поддержку от высшего руководства", - сообщает Билл Виггенхорн, ответственный за подготовку специалистов фирмы "Моторола" (цитируем по статье [14.5]).
  2. По подсчетам профессора Массачусетского технологического института Фримена (см. монографию [14.8]), только статистический приемочный контроль давал промышленности США 4 миллиарда долларов в 1958 г. (это более 22 миллиардов долларов в ценах 2004 г.), т.е. 0,8% ВВП - валового внутреннего продукта.
  3. В XXI веке основное внимание исследователей и управленцев переносится с разработки отдельных методов принятия решений на системы внедрения таких методов в практическую деятельность предприятий и организаций. Примером является система "Шесть сигм". Что стоит за этими словами, наводящими на мысли о статистических методах (греческой буквой "сигма" традиционно обозначают показатель разброса статистических данных)?

Как сказано в содержательной книге, "Шесть сигм" - это более разумный способ управлять всей компанией или отдельным ее подразделением (например, литейным цехом или центральной заводской лабораторией). Фактически речь идет о развитии системы управления качеством и контроллинга на предприятии, в организации, фирме, компании. Концепция "Шесть сигм" ставит на первое место потребителя товаров и услуг и помогает, как доказывают ее разработчики, находить самые лучшие решения, опираясь на факты и данные. Она нацелена на три основные задачи:

  • повысить удовлетворенность клиентов;
  • сократить время цикла (производственного, операционного);
  • уменьшить число дефектов.

Внедрение "Шести сигм" дает значительный экономический эффект. Исполнительный директор корпорации General Electric Джек Уэлч объявил в ежегодном докладе, что всего за три года система "Шесть сигм" сэкономила компании более 2 миллиардов долларов.

На наш взгляд, российским предпринимателям и менеджерам промышленных предприятий целесообразно равняться на японских коллег - знать хотя бы основы статистических методов, т.е. эконометрики, и активно их применять при принятии решений, постоянно консультируясь со специалистами.

< Лекция 13 || Лекция 14: 1234567
Михаил Агапитов
Михаил Агапитов
ВКР
Подобед Александр
Подобед Александр
Как оплатить обучение?
Андрей Лужинский
Андрей Лужинский
Россия
Владимир Нестеренко
Владимир Нестеренко
Россия, Норильск, Норильский индустриальный институт, 1992